Рубрики

Российская общественная инициатива - это...

Общественные инициативы - это важный инструмент для реализации идей граждан и улучшения жизни в стране. Давайте разберемся, насколько эффективна Российская общественная инициатива.

В статье анализируется эффективность Российской общественной инициативы как инструмента реализации предложений граждан. Рассматривается история создания РОИ, принципы ее работы, приводится статистика по поданным и принятым инициативам. Также анализируются недостатки платформы и перспективы ее развития для повышения влияния общественных инициатив на решения правительства.

История создания РОИ

Предпосылкой для создания РОИ послужила статья премьер-министра Владимира Путина «Демократия и качество государства», опубликованная в газете «Коммерсантъ» 6 февраля 2012 года. В ней он предложил рассматривать в парламенте гражданские инициативы, собравшие более 100 000 подписей в интернете.

Начало работы РОИ было положено Указом Президента РФ No 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». 4 марта 2013 года Указом Президента РФ No 183 исполнителем проекта назначен Фонд информационной демократии. 2 апреля 2013 года платформа РОИ была представлена общественности и СМИ.

Принцип работы РОИ

На сайте РОИ граждане России, авторизованные через ЕСИА, могут выдвигать различные гражданские инициативы или голосовать за них.

Общественная инициатива принимается к рассмотрению, если она наберет определенное количество голосов в течение года:

  • На федеральном уровне - не менее 100 000 голосов
  • Для регионов свыше 2 млн жителей - 100 000 голосов
  • Для остальных регионов и муниципалитетов - 5% от населения

После этого общественная инициатива попадает на рассмотрение в экспертную группу, которая принимает решение о мерах по ее реализации.

Статистика РОИ

По состоянию на март 2017 года на сайте РОИ было выдвинуто 9746 инициатив, из них 2287 находились на голосовании, остальные в архиве. Бóльшая часть - 8389 инициатив - были федеральными.

Только 14 инициатив набрали необходимые для рассмотрения 100 000 голосов. Из них была реализована только 1 инициатива об организации «Зеленого щита» вокруг Москвы. 2142 федеральные инициативы смогли набрать более 1000 голосов.

По количеству внесенных инициатив лидирует Москва - 320 федеральных. Для сравнения: из Московской области было внесено 182 федеральные инициативы, из Санкт-Петербурга - 141.

Регион Количество инициатив
Москва 320
Московская область 182
Санкт-Петербург 141

Таким образом, активнее всего инициативы вносят жители Москвы и Московской области. Однако даже среди федеральных инициатив лишь немногие смогли набрать 100 000 голосов для рассмотрения.

общественная инициатива

Популярные инициативы

Российская общественная инициатива рои позволяет выдвигать самые разные идеи по улучшению жизни в стране.

В целом, несмотря на отдельные успешные примеры, подавляющее большинство инициатив на РОИ не доходит до реализации. Менее 0,3% опубликованных предложений были приняты к рассмотрению и тем более к внедрению. Это ставит под вопрос эффективность Российской общественной инициативы.

Критика в адрес РОИ

Несмотря на заявленные благие цели, Российская общественная инициатива подвергается критике по ряду направлений.

Обвинения в накрутках голосов

Независимые эксперты отмечают статистические аномалии при подсчете голосов на РОИ. Большие скачки количества голосов за короткое время указывают на возможный "вброс" электронных голосов и фальсификацию результатов.

По данным исследования на Хабрахабр, в ходе голосования были существенные статистические аномалии, которые не удается объяснить иначе, как "вбросом" электронных голосов.

Однако Фонд информационной демократии не признает факты накруток, объясняя скачки естественной динамикой голосования.

Концептуальные недостатки РОИ

К основным концептуальным недостаткам РОИ эксперты относят:

  • Невысокий процент принятых инициатив (менее 0,3%)
  • Неравные условия для федеральных и региональных инициатив
  • Возможность блокировки важных инициатив спойлерами

По сути, Российская общественная инициатива слабо влияет на реальные решения властей. Большинство даже популярных предложений отклоняется.

Технологические недоработки

С технической стороны в РОИ выявлены такие недостатки:

  • Уязвимости системы идентификации пользователей
  • Отсутствие открытых API для сторонних сервисов
  • Невозможность редактировать инициативы после публикации

Из-за этого пользоваться ресурсом неудобно, а результаты голосования теряют доверие. Требуются доработки для повышения прозрачности.

Перспективы развития РОИ

Чтобы повысить эффективность Российской общественной инициативы, можно предпринять следующие шаги:

Улучшение работы платформы

Необходимо исправить технические недостатки РОИ, внедрить дополнительные меры для проверки голосов, предоставить открытые API для разработчиков.

Повышение информированности

Требуется более активно продвигать РОИ в регионах, проводить образовательные мероприятия для граждан о возможностях этой платформы.

Интеграция РОИ с другими сервисами

Для расширения возможностей Российской общественной инициативы имеет смысл интегрировать ее с другими популярными онлайн-платформами.

Интеграция с порталом "Госуслуги"

Можно реализовать авторизацию на РОИ через личный кабинет на портале государственных услуг. Это упростит регистрацию и сделает ее более надежной.

общественная инициатива

Интеграция с соцсетями

Полезной была бы возможность авторизовываться и делиться голосованием в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Одноклассники. Это повысит узнаваемость РОИ.

Мобильное приложение

Создание мобильных приложений для ОС Android и iOS существенно упростит доступ к РОИ для пользователей смартфонов и планшетов.

Боты в месенджерах

Разработка чат-ботов позволит оперативно получать актуальную информацию о голосованиях на РОИ в популярных месенджерах, таких как WhatsApp, Telegram, Viber.

Интеграция с проектом "Активный гражданин"

Объединение усилий РОИ и сервиса "Активный гражданин" по проведению онлайн-опросов населения позволит охватить более широкую аудиторию пользователей.

Повышение информированности

Требуется более активно продвигать РОИ в регионах, проводить образовательные мероприятия для граждан о возможностях этой платформы.