Рубрики

Производство машин в современном мире

Производство автомобилей - одна из важнейших отраслей мировой экономики. От ее развития зависит благополучие миллионов людей. Первые автомобили в мире появились в конце XIX века. Это были примитивные самодвижущиеся экипажи на паровых двигателях. В 1896 году русский инженер Е. Яковлев сконструировал и продемонстрировал первый отечественный автомобиль на бензиновом двигателе.

История автомобилестроения

В начале XX века в России появилось несколько частных автомобильных заводов, таких как АМО и Руссо-Балт. Однако по-настоящему развивать автопром страна начала уже после Октябрьской революции. В 1924 году завод АМО выпустил первый советский автомобиль АМО-Ф-15, а в 1930-е наладилось массовое производство авто на заводах ГАЗ и ЗИС.

В годы Второй мировой войны часть мощностей эвакуировали на Урал и в Сибирь, где развернули выпуск военной техники. А в послевоенные годы советский автопром активно наращивал объемы и к 1980-м годам вышел на одно из первых мест в Европе.

Огромный ярко подсвеченный автозавод в Индии на закате

Современное состояние мирового автопрома

Сейчас мировыми лидерами по производству автомобилей являются Китай, США, Япония и Германия. При этом наиболее динамично растет автопром КНР - в 2009 году страна вышла на первое место по выпуску легковых автомобилей.

Среди крупнейших автомобильных концернов можно выделить Volkswagen Group, Toyota, General Motors, Ford, Honda и другие. Многие из них имеют свои заводы и сборочные МОЩНОЦТИ в разных странах мира.

Одной из главных тенденций последних лет стало активное развитие электрического транспорта. Растет доля выпускаемых гибридных автомобилей и электромобилей. Особенно много в этом направлении делает Китай - к 2020 году доля "зеленого" транспорта там должна достичь 20%.

Основные автопроизводители Китая

  • FAW
  • Dongfeng
  • SAIC
  • Chang'an
  • Beijing Automobile Works

Еще одной глобальной проблемой отрасли является утилизация автомобилей. Для ее решения во многих странах принимают законы, обязывающие производителей использовать безопасные для переработки материалы.

Китайский инженер-автомобилестроитель программирует промышленного робота

Автомобилестроение в России

После распада СССР российский автопром попал в глубокий кризис. Многие заводы стояли, а выпуск техники упал в разы. Лишь в 2000-х годах ситуация начала выправляться - стали расти инвестиции в отрасль, появляться новые модели автомобилей.

В 2008 году Россия произвела 1,79 млн транспортных средств, в том числе 1,47 млн легковых авто.

Однако в 2014 году автопром вновь испытал серьезное потрясение из-за западных санкций и ухода с российского рынка многих зарубежных брендов. Тем не менее, российские автозаводы продолжают работать и наращивают выпуск отечественных моделей.

Производство автомобилей в Китае

Начиная с 1990-х годов Китай демонстрирует феноменальные темпы роста автомобильной промышленности. Если в начале 2000-х здесь выпускалось около 2 млн машин в год, то в 2016 году эта цифра перевалила за 28 млн!

Успехам китайского автопрома способствует государственная поддержка отрасли, дешевая рабочая сила, большой внутренний рынок. При этом пока по качеству китайские автомобили заметно уступают зарубежным аналогам.

Тем не менее, Поднебесная уверенно реализует грандиозные планы дальнейшего развития автопрома. К 2025 году страна намерена полностью перейти на выпуск электромобилей и занять лидирующие позиции на всех ключевых мировых рынках.

Развитие китайских автомобильных брендов

Помимо сотрудничества с зарубежными компаниями, Китай активно развивает и собственные автомобильные бренды. Среди наиболее известных можно выделить Chery, Geely, BYD, Great Wall и Hawtai. Эти производители уже завоевали значительную долю на внутреннем рынке, а теперь нацеливаются и на экспансию за рубеж.

Китайские автомобили отличают низкая цена и вместительные габариты при не самом высоком качестве сборки и отделки. Тем не менее по мере развития производства их конкурентоспособность будет расти.

Перспективные направления автомобилестроения

Среди наиболее перспективных направлений развития мирового автопрома можно выделить несколько.

Во-первых, это роботизация производства. Все больше операций на конвейере выполняют промышленные роботы - от сварки до покраски кузовов и сборки машин. Это повышает качество и снижает стоимость производства.

Еще одно важное направление - это внедрение информационных технологий. Они позволяют оптимизировать логистику, повысить гибкость производства, расширить возможности индивидуальной комплектации автомобилей.

Экологические стандарты в автопроме

Автомобильный транспорт оказывает колоссальное влияние на экологию планеты. Только в воздух ежегодно попадает около 900 млн тонн вредных выбросов от автомобилей.

Чтобы снизить это воздействие, правительства многих стран и наднациональные организации вводят все более жесткие экологические требования и стандарты для автопроизводителей.

К примеру, страны ЕС договорились к 2030 году снизить выбросы CO2 от легковых авто в среднем до 60 г/км. А к 2050 году планируется полный запрет производства машин с ДВС.

Автомобильный рынок Индии

Еще одной развивающейся "автомобильной державой" является Индия. Здесь действуют сразу несколько крупных заводов, выпускающих до 5 млн транспортных средств в год.

Большинство индийских автопроизводителей ориентировано в первую очередь на внутренний рынок. Однако некоторые из них, такие как Tata Motors, уже продают свои автомобили более чем в 50 странах мира.