Штрафы за нарушение ПДД - неприятная, но неизбежная часть автовладения. Особенно если речь идет об автобусных полосах. Давайте разберемся, как избежать штрафов или хотя бы снизить их количество и сумму. В этой статье вы узнаете все о штрафах за автобусные полосы - от видов нарушений до способов обжалования.
Что такое автобусная полоса и кто может по ней ездить
Автобусная полоса - это полоса на дороге, предназначенная только для движения общественного транспорта. Она выделяется специально для того, чтобы автобусы и троллейбусы не стояли в пробках.
По автобусной полосе имеют право ездить:
- автобусы
- троллейбусы
- маршрутные такси
- школьные автобусы
- велосипедисты (если полоса расположена справа)
Легковые автомобили могут выезжать на автобусную полосу только в некоторых случаях, которые мы рассмотрим далее.
Как определить автобусную полосу на дороге
Автобусные полосы обозначаются с помощью дорожных знаков и разметки.
Основные признаки автобусной полосы:
- Дорожный знак 5.14 с изображением автобуса
- Буква "А" на полосе
- Разделение сплошной линией от основной проезжей части
Иногда над полосой висит знак 3.1 "Въезд запрещен" с табличкой, указывающей, что полоса только для общественного транспорта.
Когда можно выезжать на автобусную полосу
Легковые автомобили могут выезжать на автобусную полосу в следующих случаях:
Для поворота | Если полоса отделена прерывистой линией |
Для посадки/высадки пассажиров | У правой обочины |
При выезде на главную дорогу | С прилегающей или второстепенной дороги |
Также на автобусную полосу можно выехать в случае вынужденной остановки - поломки автомобиля, ухудшения самочувствия водителя и т.д.
За нарушение правил движения по выделенным полосам для общественного транспорта предусмотрены следующие виды штрафов.
Штрафы за проезд по автобусной полосе
Штраф за проезд по автобусной полосе составляет:
- в Москве и Санкт-Петербурге - 3000 рублей
- в других регионах - 1500 рублей
Такой штраф можно оплатить со скидкой 50%.
Штрафы за остановку на автобусной остановке
За остановку на остановке общественного транспорта штраф составит:
- в Москве и Петербурге - 2500 рублей
- в других городах - 500 рублей
Исключение - вынужденная остановка при поломке автомобиля или ухудшении здоровья водителя.
Другие виды нарушений
Также предусмотрен штраф 500 рублей за несанкционированный пересечение сплошной линии при выезде или съезде с автобусной полосы. Его тоже можно оплатить со скидкой 50%.
Обжалование штрафов
Если вы считаете, что штраф за нарушение правил движения по выделенной полосе выписан несправедливо, его можно обжаловать.
К основным причинам необоснованных штрафов относятся:
- Ошибка камеры в распознавании номера
- Плохая погода, из-за которой правила движения по полосе были не видны
- Необходимость объехать препятствия на дороге
Обжаловать штраф можно в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Для этого нужно подать жалобу на имя начальника отдела ГИБДД, сотрудник которого выписал штраф.
Само по себе обжалование штрафа не предусматривает никаких дополнительных расходов. Однако для повышения шансов на удовлетворение жалобы имеет смысл обратиться к юристу, что потребует определенных затрат.
В Москве и Санкт-Петербурге штраф за езду по выделенной полосе составляет 3000 рублей, что достаточно высокая сумма. Поэтому в этих городах особенно актуально обжалование необоснованных штрафов.
Штраф за езду по автобусной полосе в СПб
В Санкт-Петербурге штраф за езду по выделенной полосе для общественного транспорта такой же, как и в Москве - 3000 рублей. Это один из самых высоких штрафов за нарушение ПДД в России.
Административная ответственность юридических лиц
Если нарушение правил движения по выделенной полосе совершил водитель, управляющий транспортным средством от имени организации, то к административной ответственности может быть привлечено также и юридическое лицо.
Согласно законодательству, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена в течение 10 суток с момента ее поступления.
Вероятность отмены или снижения штрафа зависит от обстоятельств дела и предоставленных доказательств. Чем более веские аргументы приведены в жалобе, тем выше шанс на положительное решение.
Для повышения вероятности удовлетворения жалобы рекомендуется предоставить максимум подтверждающих документов: показания свидетелей, видеозаписи, данные навигаторов и т.д. Также имеет смысл обратиться к юристу за помощью.
Если жалоба осталась без удовлетворения, придется оплатить штраф в полном размере в установленные сроки. В противном случае его сумма увеличится.
Альтернативные способы избежать штрафа
Помимо обжалования, существуют и другие способы избежать уплаты штрафа или снизить его размер. Например, возможно заключение соглашения о примирении с потерпевшей стороной.
Особенности штрафов для юридических лиц
Если нарушение на выделенной полосе совершил водитель, управляющий автомобилем организации, к ответственности может быть привлечено юридическое лицо.
Размер штрафов для организаций выше:
- За проезд по выделенной полосе - от 30 до 50 тыс. рублей
- За остановку на автобусной остановке - от 5 до 10 тыс. рублей
Процедура обжалования штрафов для организаций такая же, как и для физических лиц. Жалоба подается на имя руководителя ГИБДД в течение 10 дней.
По статистике, более 30% всех штрафов за нарушения в Москве приходится на выезд на выделенные полосы общественного транспорта.
Тенденция роста количества выделенных полос
В последние годы во многих крупных городах наблюдается тенденция увеличения количества выделенных полос для общественного транспорта. Это влечет и рост числа нарушений правил движения по таким полосам.
Правила движения по полосе для маршруток
Помимо обычных автобусов, по выделенным полосам имеют право передвигаться маршрутные такси. Однако для них действуют определенные требования:
- Наличие специального разрешения от местных властей
- Специальная цветовая маркировка
- Такси должно двигаться строго по своему маршруту
Ограничения скорости на выделенных полосах
Хотя выделенные полосы позволяют общественному транспорту избегать пробок, для них также установлены ограничения скорости:
- В городе - не более 60 км/ч
- За городом - не более 90 км/ч
Это связано с обеспечением безопасности дорожного движения.
Безопасное расстояние при проезде мимо остановок
При проезде мимо остановок общественного транспорта на выделенных полосах следует соблюдать дистанцию не менее 1 метра от края остановки для безопасности ожидающих пассажиров.
Требования к обустройству выделенных полос
Выделенные полосы должны соответствовать определенным требованиям:
- Четкая разметка сплошной линией
- Хорошее освещение
- Наличие информирующих и предупреждающих знаков
- Отсутствие препятствий и неисправной техники
Несоблюдение этих правил создает угрозу безопасности дорожного движения.
Ответственность за содержание выделенных полос
Ответственность за надлежащее состояние и содержание выделенных полос возлагается на местные органы власти и коммунальные службы, отвечающие за благоустройство.
Согласно планам местных властей многих крупных городов, в ближайшие годы предполагается активное дальнейшее развитие сети выделенных полос для общественного транспорта.
Проблемы выделенных полос
Несмотря на преимущества, выделенные полосы имеют и определенные проблемы:
- Сокращение полос для движения легкового транспорта
- Увеличение количества ДТП с участием общественного транспорта
- Рост числа нарушений правил движения
Для решения этих проблем необходимо:
- Ужесточение контроля за соблюдением ПДД
- Повышение штрафов
- Улучшение разметки и освещения полос
Зарубежный опыт организации выделенных полос
Во многих развитых странах выделенные полосы существуют десятилетиями. Там накоплен обширный положительный и отрицательный опыт, который следует изучить и использовать.
Выделенные полосы играют важную роль в улучшении экологической ситуации в городах, так как способствуют снижению вредных выбросов от автотранспорта за счет сокращения пробок.
Альтернативы выделенным полосам
Помимо выделенных полос, существуют и другие способы ускорения движения общественного транспорта, например:
- Организация отдельных дорог только для общественного транспорта
- Использование интеллектуальных транспортных систем с приоритетом для маршруток
Общественный контроль за выделенными полосами
Для повышения эффективности работы выделенных полос важно привлечение общественности к контролю за их использованием. Граждане могут сообщать о нарушениях в ГИБДД.
Необходимо проведение целевых образовательных мероприятий для водителей по разъяснению правил движения по выделенным полосам - семинаров, информационных компаний, распространения памяток.
В этой статье вы узнали размер штрафа за автобусную полосу и другие виды нарушений правил движения по выделенным полосам для общественного транспорта. Был рассмотрен порядок определения таких полос по дорожным знакам и разметке. Даны рекомендации, в каких случаях можно выезжать на выделенные полосы на легковом автомобиле. Подробно разобраны причины и процедура обжалования штрафов ГИБДД за нарушения на автобусных полосах.