Рубрики

Кто именно принимает федеральные законы в России?

Знаете ли вы, кто на самом деле принимает федеральные законы в нашей стране? Совсем не так прост этот вопрос! Давайте разберемся.

Роль Государственной Думы в принятии федеральных законов

Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания Российской Федерации. В ее состав входят 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Именно Госдума инициирует и принимает большинство федеральных законов.

Процесс принятия закона Госдумой включает три чтения. На первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта. На втором чтении рассматривается конкретный текст закона. И на третьем чтении проходит итоговое голосование.

Для принятия закона на любом этапе требуется голосование большинства от общего числа депутатов Госдумы, то есть 226 голосов.

Примеры важных федеральных законов, принятых Госдумой:

  • Закон "О полиции"
  • Закон "Об образовании в Российской Федерации"
  • Закон "О государственной гражданской службе РФ"
Государственная дума

Роль Совета Федерации

Совет Федерации является верхней палатой российского парламента. В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ, а также представители, назначаемые Президентом.

Согласно Конституции, все законы, принятые Госдумой, поступают на рассмотрение в Совет Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины членов палаты.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Если Совет Федерации отклоняет какой-либо закон, то для преодоления разногласий может создаваться согласительная комиссия, после работы которой закон вновь рассматривается Госдумой.

Совет федерации

Участие Президента в принятии федеральных законов

После одобрения Советом Федерации закон поступает на подпись к Президенту России. У Президента есть две недели на подписание закона.

Также у Президента есть право отклонить любой закон и вернуть в Госдуму. Это называется правом вето. Но депутаты могут преодолеть вето, еще раз проголосовав за закон.

Помимо этого, Президент может напрямую обратиться в Конституционный суд, чтобы оспорить конституционность какого-либо закона.

Путин подписывает закон

Официальная публикация как обязательное условие

Согласно Конституции РФ, все федеральные законы должны быть опубликованы в официальных изданиях. Иначе они не вступают в силу и не применяются на практике.

Для законов о налогах и бюджете предусмотрен особый порядок вступления в силу. Как правило, такие законы начинают действовать не раньше чем через месяц после опубликования.

Особенности отдельных сфер законотворчества

Для законов в области налогообложения и государственных закупок предусмотрены дополнительные процедуры.

Например, изменения в Закон о контрактной системе могут вступать в силу только с 1 января следующего года. А новые налоги часто начинают действовать не раньше чем через 1-3 месяца после принятия.

Кто участвует в принятии федеральных законов

Итак, мы выяснили, что в принятии и утверждении федеральных законов участвуют Государственная Дума, Совет Федерации и Президент России.

После этого обязательным этапов является официальная публикация законов в установленном порядке. И лишь затем законы вступают в силу на территории Российской Федерации.

Как граждане могут участвовать в обсуждении законопроектов

Обсуждение важнейших законопроектов иногда проводится публично с привлечением экспертов и представителей общественности.

Граждане могут направлять свои предложения и поправки в профильные комитеты Государственной Думы, которые готовят законы к рассмотрению.

Практика участия граждан в обсуждении законопроектов

К сожалению, на практике возможности граждан для участия в обсуждении законопроектов используются не слишком активно. Лишь некоторая часть населения интересуется данными процессами и присылает свои предложения в Госдуму.

Чаще всего откликаются профильные эксперты, представители научного сообщества, юристы. А рядовые граждане редко участвуют в таких обсуждениях напрямую.

Причины пассивности граждан в законотворческих процессах

Среди основных причин можно назвать следующие:

  • Недостаточная осведомленность о текущих законопроектах и возможностях участия в их обсуждении
  • Слабая правовая грамотность населения
  • Убеждение, что мнение рядовых граждан все равно ничего не изменит

Пути повышения вовлеченности граждан

Для того чтобы ситуация менялась, необходим комплекс мер по правовому просвещению и информированию граждан о законотворческих процессах.

В частности, в школах и вузах нужно уделять больше внимания изучению основ законодательства РФ. А СМИ могли бы чаще освещать наиболее важные законопроекты и этапы их рассмотрения.

Перспективы развития общественного участия

По мере повышения правовой грамотности и развития гражданского общества роль рядовых граждан в законотворческих процессах должна постепенно возрастать.

И со временем практика публичных обсуждений законопроектов с участием широких слоев населения может получить дальнейшее развитие.

Формы общественного участия в законотворчестве

Существует несколько форм, с помощью которых граждане и организации могут участвовать в обсуждении и совершенствовании законодательства:

  1. Публичные слушания по наиболее резонансным законопроектам
  2. Экспертные советы с привлечением специалистов и ученых
  3. Интернет-площадки для сбора и анализа общественного мнения
  4. Направление предложений и поправок непосредственно в профильные комитеты или депутатам

Опыт общественного участия в других странах

В ряде демократически развитых стран общественное участие в подготовке новых законов и поправок в действующее законодательство играет очень важную роль.

Там проводят открытые слушания, интернет-опросы по самым разным аспектам обсуждаемых законопроектов с целью максимально учесть мнение и потребности граждан.

Внедрение передовых практик общественного участия в России

Представляется целесообразным постепенно внедрять в России те формы общественного участия в законотворчестве, которые уже хорошо зарекомендовали себя на Западе и в других странах.

Это позволит повысить качество принимаемых законов с учетом реальных потребностей и интересов широких слоев населения.