Защита авторских прав или бизнес на чужом творчестве? Вокруг РАО уже много лет не стихают споры и разбирательства. С одной стороны, РАО позиционирует себя как организация, призванная защищать права авторов и других правообладателей. С другой - многие обвиняют РАО в монополизме и использовании своего положения для получения прибыли.
История создания и правовой статус РАО
РАО было создано в 1993 году на основе прежних советских организаций по управлению авторскими правами. Его история берет начало от Общества русских драматических писателей, основанного в 1874 году А.Н. Островским. С тех пор РАО неоднократно реорганизовывалось, меняло названия и структуру. Однако его основная функция - коллективное управление авторскими и смежными правами - остается неизменной уже почти 150 лет.
Сегодня РАО имеет статус общероссийской общественной организации и официальную государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению правами на музыкальные, аудиовизуальные, драматические и другие произведения. По заявлению РАО, оно представляет интересы более 1 миллиона российских и зарубежных авторов и правообладателей.
Цели и задачи РАО
Согласно уставу, основными целями РАО являются:
- Защита авторских и смежных прав
- Формирование эффективной системы правовой защиты этих прав
- Управление правами на коллективной основе
- Оказание помощи авторам в реализации их прав
Для достижения этих целей РАО выполняет следующие задачи:
- Заключает договоры о представительстве интересов авторов
- Заключает лицензионные договоры с пользователями произведений
- Осуществляет сбор и распределение авторского вознаграждения
- Отстаивает интересы авторов в суде
- Ведет учет используемых произведений и их авторов
РАО — это монополия или единственный защитник?
РАО часто называют монополией в сфере управления авторскими правами. Действительно, фактически РАО контролирует значительную долю рынка и имеет широкие полномочия представлять интересы авторов без их личного участия.
По мнению Бориса Барабанова, корреспондента журнала «Власть», РАО является монополией, поддержанной государством.
С другой стороны, сторонники РАО утверждают, что такая монополия необходима для эффективной защиты прав авторов. Без РАО авторам пришлось бы поодиночке отстаивать свои права через суд, что не так удобно и результативно.
Критика в адрес РАО
РАО — это организация, которая не раз сталкивалась с критикой со стороны деятелей культуры и искусства. Многие авторы высказывали недовольство непрозрачностью схем распределения авторского вознаграждения. Некоторые правообладатели даже исключили свои произведения из управления РАО.
Такие известные композиторы, как Илья Резник, Раймонд Паулс, Максим Фадеев, Стас Намин, Алексей Рыбников уже исключили свои произведения из управления РАО.
РАО — аббревиатура, которая вызывает вопросы
Нередко РАО предъявляет претензии к организаторам различных мероприятий, в том числе благотворительных концертов, требуя выплаты авторского вознаграждения за использование охраняемых произведений. Это порой выглядит странно и вызывает непонимание.
Например, в 2010 году РАО подало претензии против организаторов бесплатного концерта хора ветеранов в Самаре. Многие посчитали такие действия необоснованными.
РАО — расшифровка аббревиатуры - "Российское авторское общество"
Расшифровка аббревиатуры РАО - "Российское авторское общество". Это название отражает основную миссию организации - представлять интересы российских авторов и правообладателей в сфере защиты авторских прав.
Попытки реорганизации "РАО"
Неоднократно предпринимались попытки реорганизовать РАО и слить его с другими авторскими обществами. В частности, в 2015 году руководство ВОИС попыталось провести объединение с РСП и РАО, однако это вызвало протест со стороны части топ-менеджмента РАО.
Международная деятельность "РАО"
Помимо работы в России, РАО активно сотрудничает с зарубежными партнерами. РАО является членом CISAC - Международной конфедерации обществ авторов и композиторов. Такое членство позволяет РАО эффективно представлять интересы российских авторов за рубежом.
Деятельность РАО в регионах
Помимо центрального аппарата в Москве, РАО имеет филиалы и представительства во многих регионах России. Региональные подразделения занимаются выявлением нарушений авторских прав, ведением переговоров и заключением договоров с местными пользователями произведений.
Однако порой методы работы региональных филиалов РАО вызывают вопросы. Так в 2008 году Волго-Вятский филиал РАО предъявил претензии организаторам концерта группы "Ария" в Нижнем Новгороде. По мнению продюсера группы, обвинения были необоснованными.
Конфликты вокруг РАО
В силу своего особого статуса и широких полномочий, РАО нередко оказывается вовлеченным в различные конфликты - как внешние, так и внутренние.
В частности, в 2010 году разгорелся скандал вокруг попытки реорганизации и слияния РАО с другими авторскими обществами. Это вызвало противостояние между разными группировками в руководстве РАО.
Финансовые вопросы
Одним из наиболее дискуссионных аспектов деятельности РАО являются финансовые вопросы. Многие авторы и представители общественности требуют повышения прозрачности процессов сбора и распределения авторского вознаграждения.
Периодически в СМИ появляется информация о возможных финансовых злоупотреблениях в РАО. Однако верифицировать такие данные сложно в силу закрытости организации.
Что дальше?
Несмотря на критику, РАО продолжает оставаться крупнейшей в России организацией по управлению авторскими правами. Вряд ли в обозримой перспективе появится какая-либо структура, способная реально конкурировать с РАО.
В то же время дискуссии вокруг деятельности РАО, скорее всего, будут продолжаться. От того, как эти дискуссии будут развиваться, зависит дальнейшая судьба организации.