Транспортный налог и различные сборы - неотъемлемая часть жизни автовладельцев. Но не все машины облагаются дополнительными платежами. Давайте разберемся, на какие именно транспортные средства распространяется система "Платон", а какие освобождены от нее.
История создания системы "Платон"
Предпосылки для введения системы "Платон" появились еще в 2011 году с принятием поправок в Бюджетный кодекс РФ. А уже через 4 года, 15 ноября 2015 года, программа заработала.
Основные цели создания "Платона":
- Возмещение ущерба, наносимого автодорогам тяжелым транспортом
- Сбор средств на ремонт и строительство дорог
Принцип работы системы заключается в следующем: владельцы грузовиков платят за каждый километр пути по федеральным трассам. Эти деньги аккумулируются в дорожных фондах и направляются на восстановление дорожного покрытия.
Транспортные средства, подпадающие под "Платон"
Основной критерий для включения транспортного средства в систему "Платон" - это разрешенная максимальная масса более 12 тонн. Этот показатель рассчитывается по формуле:
ДММ = СМ + МПН + МСТС, где:
- ДММ - допустимая (разрешенная) максимальная масса
- СМ - собственная масса автомобиля
- МПН - максимальная полезная нагрузка
- МСТС - масса снаряжения транспортного средства
Таким образом, если разрешенная максимальная масса грузовика или автопоезда превышает 12 тонн согласно техпаспорту транспортного средства, то его владелец обязан платить по системе "Платон". Это касается таких автомобилей, как:
- КамАЗы
- Седельные тягачи (Volvo, Mercedes-Benz, MAN и др.)
- "Еврофуры"
- Автопоезда
Для автосцепок при расчете разрешенной максимальной массы учитывается суммарный вес всех единиц транспортного средства.
Также под действие системы "Платон" попадают евротенты и грузовые прицепы с разрешенной массой от 12 тонн.
Исключения из системы "Платон"
Не все транспортные средства подлежат обязательной уплате по системе "Платон". К таким исключениям относится:
- Пассажирский транспорт (автобусы, микроавтобусы)
- Специальная техника, оборудованная проблесковыми маячками и сиренами (машины МЧС, полиции, скорой помощи и др.)
- Военная техника Минобороны РФ
- Легковые автомобили
- Грузовики с разрешенной массой до 12 тонн
То есть если в паспорте транспортного средства указана разрешенная максимальная масса менее 12000 кг, то такая машина имеет право бесплатного проезда по федеральным трассам без уплаты по системе "Платон".
Что касается спецтехники МЧС, МВД и других служб, то от уплаты освобождаются только те машины, которые оборудованы специальными световыми и звуковыми сигналами.
Платон на какие машины распространяется
Можно ли объехать систему "Платон"?
Некоторые недобросовестные перевозчики пытаются уйти от оплаты по системе "Платон", занижая реальный вес своего транспортного средства. Однако такие махинации запрещены законом.
Инспектор ГИБДД имеет право остановить грузовик и проверить его фактический вес. Если обнаружится превышение заявленной в документах разрешенной максимальной массы, водителя ожидает штраф.
Кроме того, нельзя платить только за фактически пройденное расстояние. Система "Платон" автоматически списывает средства, ориентируясь на данные о максимальной разрешенной массе, указанной в ПТС, а не по реальному весу.
Текущее состояние и перспективы системы "Платон"
По данным на начало 2023 года, в системе "Платон" зарегистрировано более 2 миллионов единиц транспортных средств.
Размер платы за 1 километр пути в настоящее время составляет 2,84 рубля (с учетом повышающего коэффициента).
Периодически появляются слухи о возможном расширении системы "Платон" на другие категории транспортных средств, в частности, на грузовики массой от 3,5 до 12 тонн. Однако пока такие планы официально не подтверждены.
Распространение "Платона" на региональные дороги
Еще одним возможным вариантом развития системы является ее распространение на автодороги регионального значения. Сейчас "Платон" действует только на федеральных трассах, а дорожный фонд регионов пополняется за счет транспортного налога.
Однако содержание региональных дорог обходится значительно дешевле. В связи с этим некоторые субъекты РФ высказывают идею о введении аналога "Платона" для местных трасс.
Пока эти дискуссии находятся на начальной стадии, конкретных решений не принято.
Как узнать о долге по "Платону"?
Удобным способом отслеживания задолженности является личный кабинет на официальном сайте системы "Платон". Там можно получить актуальную информацию о состоянии счета и наличии штрафов.
Также есть мобильное приложение для смартфонов на платформах iOS и Android. Оно позволяет контролировать баланс в режиме реального времени.
Воспользоваться контакт-центром системы "Платон", позвонив по телефону горячей линии, или обратиться за консультацией в ближайший офис компании.
Альтернатива системе "Платон"
В некоторых зарубежных странах действуют аналогичные механизмы сбора платы с большегрузов за проезд по автодорогам общего пользования.
Однако, по мнению экспертов, российский "Платон" обладает рядом преимуществ.
В частности, в нашей стране действует более совершенная и точная система спутникового слежения за передвижением грузовиков. Это позволяет рассчитывать размер платы максимально достоверно, исходя из реального пройденного километража по федеральным трассам.
Пошаговая инструкция подключения к "Платону"
Чтобы подключиться к системе "Платон", владельцу грузовика нужно выполнить следующие действия:
- Зарегистрироваться в реестре системы, указав все необходимые данные о себе и транспортном средстве
- Заключить договор безвозмездного пользования бортовым устройством
- Получить комплект оборудования для установки в автомобиль
- Самостоятельно установить и активировать бортовое устройство
- Пополнить баланс личного счета через личный кабинет на сайте системы
После выполнения этих пяти шагов грузовик будет зарегистрирован в системе "Платон" и готов к поездкам по федеральным трассам с автоматическим списанием платы за проезд.
Преимущества и недостатки системы "Платон"
У системы "Платон" есть как плюсы, так и минусы.
К достоинствам можно отнести:
- Прозрачность расчетов платы за проезд
- Надежность спутниковой системы контроля передвижения грузовиков
- Автоматизация процесса списания средств за пройденные километры
Однако у "Платона" есть и недостатки:
- Высокие начальные затраты на подключение для автоперевозчиков
- Периодические технические сбои
- Сложность оспаривания неправомерных штрафов
Тем не менее, несмотря на имеющиеся минусы, система "Платон" в целом выполняет возложенные на нее функции контроля оплаты проезда по федеральным трассам для большегрузов.
Перспективы развития системы "Платон"
В будущем систему "Платон" ждут дальнейшее совершенствование и расширение сферы действия.
В частности, в планах разработчиков:
- Внедрение нового поколения бортовых устройств с расширенным функционалом
- Интеграция системы со спутниками ГЛОНАСС нового поколения
- Возможно, распространение зоны действия "Платона" на региональные трассы
Благодаря этим нововведениям система станет еще более точной и технологичной.