Должностная инструкция – это неотъемлемая часть документооборота на любом предприятии. Она позволяет регулировать трудовые отношения и четко определить права и обязанности, ответственность сотрудников.
Должностная инструкция фармацевта позволяет объективно оценить деятельность персонала, его добросовестность и полноту выполнения трудовых функций. Работодателя она обязывает не нарушать трудовое законодательство, к примеру, нельзя возложить на сотрудника аптеки иные функции, не предусмотренные документом.
Однако очень важно соблюдать формальности при составлении и ознакомлении с инструкцией. Если спор дойдет до судебного разбирательства и сотрудник докажет, что он не был ознакомлен с должностной инструкцией, то решение будет принято в его пользу. От качественного составления документа может зависеть и исход налогового спора. К примеру, если в аптеку привлекались внештатные фармацевты, то должностная инструкция фармацевта аптеки, находящегося в штате, не должна дублировать функции привлеченного специалиста. Если обязанности не будут совпадать, то у работодателя появится возможность обосновать затраты.
Место работы фармацевта
Специалист с фармацевтическим образованием может работать не только в аптеке или аптечном пункте. Специалисты этого профиля востребованы на складах медицинских препаратов, в лабораториях и исследовательских институтах.
Порядок формирования и разработка инструкции
Должностная инструкция фармацевта может издаваться как отдельный локальный документ на предприятии, а может быть приложением к трудовому договору. При разработке документа работодатель должен учитывать требования ГОСТ Р 6.30-2003.
Инструкцию рекомендуется издавать в двух экземплярах, один остается у работодателя, с подписью сотрудника, а второй при необходимости выдается работнику.
Порядок внесения изменений
Порядок внесения изменений или дополнений в должностную инструкцию фармацевта аптеки готовых лекарственных форм на уровне законодательства не предусмотрен, поэтому процедуру определяет работодатель. Однако Роструд дал свои разъяснения по этому вопросу в 2007 году. Перед внесением изменений в инструкцию рекомендуется уведомить сотрудника о них, и только после его согласия проводить соответствующие правки. Если же инструкция является дополнением к трудовому договору, то изменения следует внести сразу в 2 документа.
На практике работодатель оформляет изменения путем издания должностной инструкции в новой редакции с обязательным ознакомлением сотрудника.
Образец структуры документа
Титульный лист должностной инструкции фармацевта должен содержать наименование, место и дату составления, гриф утверждения.
Общие положения
В этом пункте, в зависимости от специфики предприятия, описывается главная функция специалиста. К примеру, должностная инструкция фармацевта-первостольника должна отображать, что специалист, прежде всего, должен осуществлять отпуск лекарственных препаратов.
Также описывается процедура приема и увольнения специалиста, кто подписывает приказ, заведующая аптекой или генеральный директор предприятия.
Должностные обязанности
В обязанности фармацевта может входить не только отпуск препаратов и изделий медицинского назначения, но определение спроса и потребности населения в определенных видах продукции. Фармацевт может отслеживать заказы, которые направляются в главный офис или оптовую фармацевтическую компанию.
Сотрудник должен заниматься выкладкой товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами и правилами хранения.
Специалист может принимать участие в приемке товаров, проверяя не только количество, но и их качество, то есть соответствие необходимым сертификатам. Он должен отслеживать порядок и сроки хранения.
Функционально должностная инструкция фармацевта может указывать на обязанности по изготовлению препаратов, если речь идет об аптеке с собственным производством.
В обязанности специалиста может входить консультация персонала по вопросу фасовки лекарств, по соблюдению санитарно-гигиенического режима.
Также фармацевт должен выполнять требования производственной санитарии и гигиены труда, участвовать в инвентаризации материальных ценностей, соблюдать правила кассовой дисциплины. Фармацевт обязан проходить периодическую переаттестацию.
Специалист должен уметь владеть методами внутриаптечного контроля за качеством медикаментов. Сотрудник обязан консультировать клиентам по составу препаратов и правилам их приема и знать цены на фармацевтические средства.
Как правило, работодатель выдвигает требования, чтобы специалисты-первостольники выполняли правила, прописанные в корпоративном кодексе, то есть придерживались стандартов общения с клиентами.
Права
Должностная инструкция фармацевта должна предусматривать право специалиста на внесение предложений высшему руководящему составу по вопросам внедрения передовых технологий в производственный процесс, по охране труда и санитарным нормам. Специалист имеет право на постоянное повышение своей квалификации.
Должен знать
Специалисты в области фармацевтики должны хорошо знать законодательство в области медицины и основы фармацевтики, владеть информацией о нормах охраны труда и техники безопасности, основах кассовой дисциплины и экономической теории, пожарной безопасности. Очень хорошо знать номенклатуру лекарственных средств и товаров медицинского назначения. Помимо этого, специалист должен знать о химическом составе медикаментов, противопоказания для той или иной категории пациентов, способы применения. Фармацевт должен разбираться в аналогах препаратов, чтобы удовлетворить потребность клиента при невозможности оплатить более дорогостоящий медикамент.
Сотрудник должен знать, каким образом и в каких условиях хранятся лекарственные средства.
Работодатель вправе выдвигать специальные требования к знаниям, к примеру, если аптека с собственным производством лекарственных средств, то фармацевт должен знать технологию приготовления препаратов.
Ответственность
Должностная инструкция фармацевта аптечного пункта должна предусматривать и ответственность специалиста, естественно, что она не должна быть больше, чем обозначено действующим законодательством.
Требования к квалификации
Фармацевт должен иметь среднее профессиональное образование. Обычно к специалистам этого уровня не предъявляются требования по стажу работы. У работника должен быть действующий сертификат, и он должен уметь оказать первую медицинскую помощь. Работодатель может выдвигать дополнительные требования, к примеру, по знанию кассовой дисциплины. В зависимости от специфики аптечного заведения, могут выдвигаться требования по знанию основ диетологии.