Рассмотрим единые квалификационные требования, которые должны быть соблюдены при приеме на работу. Именно эти параметры используют для составления должностных инструкций работников образовательной сферы.
Специфика сферы
Сфера образования является одной из базовых, формирующих систему социальных, культурных, морально-этических, социальных ценностей. Единые квалификационные требования к работникам образования закреплены в специальном документе — квалификационном справочнике должностей образовательных работников.
О чем этот документ?
Это Единый тарифно-квалификационный справочник, где указаны характеристики всех должностей, пояснения обязанностей, требования к уровню знаний. Он утвержден Постановлением Правительства от 21.10.2002 года № 787.
В настоящее время все единые квалификационные требования изложены в этом справочнике. Остановимся подробнее на разделе, в котором представлены нововведения.
Предназначение документа
Документ разработан для помощи в рассмотрении вопросов, которые касаются регулирования трудовых отношений, создания эффективного руководства трудовых взаимоотношений в образовательных организациях. Также справочник был разработан для системы управления персоналом в учреждениях, независимо от их организационной и правовой формы, варианта собственности.
В соответствии с едиными квалификационными требованиями разрабатывают должностные инструкции. В разделе "Квалификационные характеристики должностей" (КХД) присутствует перечень обязанностей для сотрудников образования, учтены в нем уровни компетенции, специфика организации труда.
При использовании этого раздела для специальных инструкций допускается уточнение списка работ по определенному образовательному учреждению, учитывая особенности и свойства должности, а также разработка дополнительных требований к подготовке сотрудников.
Единые квалификационные требования позволяют увеличивать эффективность труда с учетом конкретной организации. Подобное расширение добавляет обязанности сотруднику смежной должности. Выполнение их не предполагает повышение квалификационного уровня, а также прохождения специального обучения.
Согласно пункту 9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с определенным качеством и в требуемом объеме, но не обладают достаточным уровнем подготовки и стажем работы, в виде исключения могут назначаться на должности, занимаемые ими фактически (согласно рекомендациям аттестационной комиссии).
Компоненты квалификационной характеристики
В единые квалификационные требования включена характеристика по каждой отдельной должности. В ней выделяют следующие элементы:
- должностные обязанности (ДО);
- должен знать (ДЗ);
- требования к квалификации (ТК).
Раздел ДО содержит перечень главных трудовых функций, частично либо в полном объеме вверенных сотруднику на занимаемой им должности. В случае совмещения обязанностей следует использовать принцип взаимозависимости и однородности работ.
ДЗ — раздел, в котором содержатся основные требования, предъявляемые к сотруднику по объему знаний законодательства, методик, позволяющих ему эффективно справляться с должностными обязанностями.
ТК - определяют требования к стажу и уровням профессиональной подготовки.
Краткая характеристика
Перечень должностей разделен на три группы:
- руководителей;
- педагогических сотрудников;
- учебно-вспомогательного персонала
Руководитель управляет образовательным учреждением согласно действующему в РФ законодательству. Он должен знать приоритетные и актуальные направления развития образовательной системы, законодательной базы, использовать нормативно-правовые документы в учреждении. Кандидат на руководящую должность должен иметь высшее образование по направлению «Управление персоналом», «Муниципальное и государственное управление», «Менеджмент». Необходимый стаж работы на руководящей должности должен составлять не менее пяти лет.
Заместитель руководителя образовательной организации ведет организацию текущей работы, занимается разработкой перспективного планирования, координацией деятельности педагогических сотрудников. Для эффективного выполнения своих должностных обязанностей, заместитель руководителя должен знать законодательную базу РФ, иметь высшее образование по направлению «Менеджмент» и стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет.
Старший мастер
Он руководит производственными и учебными работами, касающимися профессионального обучения. Активное участие принимает в профориентации учащихся. Мастер должен знать приоритетные и актуальные направления функционирования российского образования, владеть законодательной базой, связанной с образовательной деятельностью в учреждении. Для данной должности необходимо высшее образование по профилю обучения и стаж работы от двух лет.
Среди должностных обязанностей: воспитание и обучение учащихся с учетом психолого-педагогических особенностей и специфики преподаваемого предмета. Мастер должен формировать культуру личности, создавать условия для их социализации. В качестве обязательных условий к назначению на должность мастера выдвигается среднее либо высшее специальное образование по направлению «Педагогика» либо по профилю предмета. Это все требования к педагогам. Единый квалификационный справочник по данной должности не включает вопроса о стаже. В нем также указывается перечень необходимых знаний, умений и навыков к иным специальностям, касающимся образовательного учреждения.
Выделены в справочнике и единые квалификационные требования к рабочим профессиям. К примеру, водитель авто- и электротележки должен управлять ими, а также подъемными кранами и платформами, наблюдать за качеством крепления, погрузки и выгрузки, обеспечивать сохранность груза при транспортировке. Также он занимается оформлением документов на сдачу и прием грузов, выполняет текущий ремонт электро- и автотележек.
Он должен знать устройство, допустимую грузоподъемность, эксплуатационные характеристики оборудования, сроки и варианты зарядки аккумуляторов, особенности погрузки, укладки, крепления грузов, оформлять документацию, соблюдать правила техники безопасности.
Подведем итоги
Что включает в себя единый квалификационный справочник? Требования к водителю погрузчика, воспитателю, мастеру производственного обучения — все это можно найти в КХД. В обязанности водителя погрузчика, например, входит не только перевоз грузов, но и контроль качества погрузки, выгрузки, фасовки с применением погрузочно-разгрузочных средств и приспособлений. Также в его обязанности входит текущий ремонт используемого оборудования, включая и само транспортное средство.