Экологический надзор - это функционирование органов в субъектах РФ, направленных на поиск, предупреждение, пресечение каких-либо нарушений физическими лицами, органами разного уровня власти, а также иными лицами или гражданами, а также соблюдение ими требований, которые установлены международными договорами, нормативами РФ и федеральными законами. Также под данным термином подразумеваются действия, предпринимаемые уполномоченными органами для проверки исполнения различными предприятиями и компаниями, отдельными предпринимателями, гражданами тех требований, которые касаются охраны природы.

Подразделение
Государственный экологический надзор функционирует в рамках предупредительного и текущего надзора. Его делят на общий, который осуществляется Правительством и Президентом РФ, а также на специальный, реализуемый органами исполнительной власти РФ и субъектами РФ.

Задачи
Предупредительный экологический надзор направлен на недопущение промышленной деятельности, способной негативно воздействовать на окружающую природу. Реализуется он на стадии проектирования либо планирования проекта, его реализации, а также при вводе хозяйственных объектов разнообразными способами в непосредственную эксплуатацию.
Среди основных задач, которые реализует экологический надзор, необходимо выделить следующие моменты:
-
выполнение официальной экологической экспертизы;
-
согласование планируемой деятельности с органами природоохранной направленности;
-
выдача им заключений и разрешений на проекты.
Последнее направление деятельности указано, в частности, в ст. 50 Закона о рыболовстве. Предполагается ведение деятельности по планировке территории, зонированию при градостроительной деятельности.
Также предупредительный экологический надзор контролирует архитектурно-строительное проектирование, капитальный ремонт различных объектов, внедрение инновационных технологических процессов, связанных с использованием водных ресурсов. Деятельность данного органа предполагает согласование с федеральным органом исполнительной власти в сфере рыболовства.

Особенности текущего экологического надзора
Он осуществляется на этапе эксплуатации различных предприятий и иных объектов специальными федеральными органами, наделенными полномочиями. К примеру, на основании ст. 10 Закона об уничтожении химоружия, ведется контроль и надзор за безопасным ведением работ по перевозке, хранению, а также по уничтожению химического оружия.
Служба экологического надзора следит за состоянием ОС на тех объектах, которые непосредственно связаны с химическим оружием. Данный орган анализирует состояние окружающей среды по всему маршруту перевозки химического оружия.

Направления деятельности
Экологический надзор в нашей стране осуществляет следующие направления:
-
контроль состояния объектов живой природы: земель сельскохозяйственного и иного назначения, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха, недр;
-
надзор за состоянием объектов живой природы, расположенных на особо охраняемых природных территориях, континентальном шельфе, морских внутренних водах;
-
контроль соблюдения экологических требований в промышленности, утилизации отходов, оценка радиационной обстановки.
Организуется государственный экологический надзор с учетом категорий хозяйственной, а также иной деятельности, которая ведется юридическими лицами, отдельными предпринимателями, обычными гражданами, с учетом тех нарушений, которые способны причинять серьезный ущерб окружающей среде.

Особенности
Служба экологического надзора имеет некоторые отличительные характеристики. Первая особенность заключается в том, что подобная деятельность касается всех природных объектов, их состояния, деятельности любых природопользователей, вне зависимости от форм собственности и подчиненности.
Федеральный государственный экологический надзор не имеет закрытых зон. Согласно ст. 66 ФЗ «Об охране ОС», государственные инспекторы имеют право вести экологический надзор и на оборонных объектах, которые также подлежат государственной охране.
Вторая особенность состоит в содержании мер административного принуждения, которые применяются государственными инспекторами, а также судебными органами к нарушителям российского экологического законодательства.
Среди тех мер, которые могут быть применены к индивидуальным предпринимателям, крупным организациям, выделим предупреждение, штрафные санкции, приостановку деятельности, а также выдачу предписания на устранение нарушений. Организация экологического надзора осуществляется на основе действующего законодательства.

Важные моменты
Отечественным законодательством предусматриваются некие гарантии интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от произвола со стороны экологических государственных инспекторов путем уточнения взаимных обязанностей, прав, ответственности, разработки правовых процедур контроля и надзора.
К примеру, подобные гарантии предусмотрены ФЗ № 294, который направлен на защиту прав ИП и юридических лиц при ведении муниципального и государственного надзор (контроля). В частности, указанный закон закрепляет презумпцию добросовестности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществление проверок в полном соответствии в полномочиями надзорных органов.
Экологический атомный надзор предполагает недопустимость проведения одновременных проверок сходного содержания в отношении одного предпринимателя или юридического лица.
Среди обязательных элементов, которые касаются проведения плановых проверок, необходимо выделить соблюдение их периодичности, а также открытость результатов.
Права ИП и юридических лиц
Они закреплены на законодательном уровне. Среди них выделяют следующие моменты:
-
возможность присутствия при проведении проверки;
-
право давать пояснения по спорным вопросам, касающимся предмета проверки;
-
доступ к результатам проведенных расследований;
-
возможность выражать согласие (несогласие) с материалами, указанными в акте;
-
право на обжалование действия (бездействия) должностного лица органа контроля с полном соответствии с действующем в РФ законодательством;
-
право на возмещение материального вреда, принесенного ИП или юридическому лицу в рамках проводимого государственного надзора, в том числе и возмещение упущенной выгоды из государственного бюджета.
Все объекты экологического надзора, в отношении которых осуществляются различные мероприятия, помимо прав, также наделяются определенными обязанностями. К примеру, в рамках проведения проверок, юридические лица должны обеспечить присутствие должностных руководящих лиц, а ИП обязаны лично быть на протяжении всех мероприятий либо гарантировать присутствие уполномоченных ими лиц.
Если с их стороны будут возникать необоснованные препятствия в проведении проверки, а также попытки уклониться от исполнения в указанный срок предписаний органов надзора, управление по экологическому, технологическому надзору вправе наложить на ИП либо юридическое лицо ответственность в рамках действующего в РФ законодательства.
Права и обязанности экологических инспекторов
Все права и обязанности, а также ответственность инспекторов в сфере охраны ОС отмечены в 66 ст. Закона РФ «Об окружающей среде».
Объекты федерального экологического надзора определены в специальном перечне, установленном постановлением Правительства РФ (№ 285).
Среди прав государственных инспекторов, в обязанности которых входит контроль охраны окружающей среды, выделим:
-
Делать запрос и получать на основе письменных мотивированных запросов от органов местного самоуправления, государственной власти, юридических лиц, ИП, граждан документы и информацию, которые нужны для осуществления проверки.
-
Без препятствий по демонстрации служебного удостоверения и копии распоряжения (приказа) руководителя надзорного государственного органа об осуществлении проверки посещать очистные сооружения, проводить осмотр иных технических и транспортных средств, оборудования и материалов, осуществлять испытания, исследования, экспертизы, а также иные мероприятия в рамках контроля.
-
Выдавать ИП и юридическим лицам предписания об устранении найденных нарушений, проведении мероприятий по недопущению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
-
Составлять протокол об административном правонарушении, которое касается нарушения обязательных требований, принимать действенные меры по предотвращению подобных действий.

Специфика атомного экологического надзора
Ростехнадзор — это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по принятию различных правовых нормативных актов, надзору и контролю в сфере охраны ОС, безопасности тепловых и электрических сетей и установок, промышленной безопасности.
Данное ведомство по экологическому, технологическому и атомному надзору контролирует безопасность при применении атомной энергии в промышленных объемах.
Предназначение Ростехнадзора
Эта служба является органом государственного регулирования безопасности при применении атомной энергии. Именно Ростехнадзор осуществляет надзор в области промышленной безопасности. Среди основных полномочий, которыми наделен данный орган, выделим:
-
соблюдение правил и норм в области применения атомной энергии, а также надзор за условия действия лицензий на право ее применения;
-
контроль соблюдения требований промышленной безопасности при строительстве, проектировании, консервации, эксплуатации, ликвидации опасных производственных объектов.
Именно эта служба обеспечивает безопасное ведение работ, которые связаны с недрами, осуществляет контроль требований пожарной безопасности в процессе взрывных работ. Государственный экологический надзор ведет надзор над соблюдением отечественного законодательства в области охраны окружающей среды в области атмосферного воздуха, обращения с отходами. Специалисты данного ведомства контролируют готовность ВГСО к своевременной ликвидации аварий при проведении горных работ.
Функционирование Ростехнадзора
Данное федеральное ведомство контролирует работу ядерных установок, особенности обращения с радиоактивными веществами, проверяет соблюдение правил хранения радиоактивных отходов.
Также в обязанности Ростехнадзора входит контроль эксплуатации опасных химических производственных объектов, а также взрывоопасных предприятий. Есть и иные полномочия, которые касаются надзора и контроля в экологической сфере деятельности.
Ростехнадзор имеет право на выдачу следующих лицензий:
-
на ведение деятельности в области применения атомной энергии;
-
на использование конкретных типов на ОПО;
-
на использование поднадзорных гидротехнических сооружений;
-
на сбросы и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ, а также на физические вредные воздействия на атмосферный воздух;
-
на использование взрывчатых материалов промышленного характера, а также на осуществление работ с ними.
Подведем итоги
В настоящее время вопросы, которые касаются экологии, являются особенно важными и актуальными. Для того чтобы обезопасить человечество от различных промышленных объектов, функционируют специальные надзорные органы.
Службы экологического надзора не только контролируют работу ИП и юридических лиц, но и определяют предписания в рамках полномочий, предоставляемых им законодательством РФ.