Процесс проведения проверки организациями со стороны или собственными силами компании по вопросу размера реально потраченных средств на приобретение и содержание ценных бумаг, а также правильности предоставленных данных и заполнения финансовой отчетности называется инвентаризация финансовых вложений.
Понятие
Финансовые вложения – это инвестиции в начальные капиталы компаний, в ценные бумаги, различные затраты, которые идут на получение государственных денежных документов, выданные ссуды.
К финансовым инвестициям относят:
- денежные документы государства;
- денежные документы организаций и предприятий;
- акционное участие в начальном капитале какой-либо компании;
- некую часть акций компании;
- депозитный счет;
- дебиторскую задолженность, права на которую пришли на основании конкретного договора.
Классифицировать финансовые вложения можно следующим образом:
1. По влиянию на уставной капитал:
- формирующие: акции, инвестиционные договора и т. д.;
- не формирующие: облигации, сберегательные договора и т. д.
2. По форме собственности:
- государственные;
- частные.
3. По срокам погашения:
- долгосрочные: действуют свыше 12 мес.;
- краткосрочные: действуют до года.
Что проверяют
Инвентаризация финансовых вложений, ее регламент, срок и список проверяемых объектов устанавливаются законодательством и определяются самой компанией. Чтобы в дальнейшем не возникало лишних вопросов, все нюансы данного процесса лучше зафиксировать в учетной политике компании.
Перед тем как начать проверку, нужно проверить, соответствуют ли активы и их внесение в счет 58. Чтобы счет соответствовал всем требованиям, он должен выполнять три условия:
- Правильно оформленные документы на право держания активов и дохода от них.
- Возможность перехода к компании различных рисков по данным активам.
- Реально возможная выгода от финансового вложения.
Чтобы обеспечить достоверную информацию при инвентаризации, необходимо проверить произведенные по факту затраты на ценные бумаги, капиталы других компаний и выданные займы. Бухгалтерия принимает их к учету на основании следующих документов:
- соглашение;
- платежка;
- счет;
- документ, подтверждающий факт передачи;
- иные первичные документы, доказывающие факт передачи.
Если были выданы займы, то нужно проверить своевременность начисления дивидендов и их правильность.
Так как финансовые вложения – это инвестиции, то перед проверкой следует удостовериться в следующем:
- должное оформление первичных документов;
- соответствие действительности стоимости вложений;
- совпадение реального количества ценных бумаг с бухгалтерскими проводками;
- своевременное отражение в бухгалтерской отчетности доходности от вложений.
Если бумаги находятся в компании, то инвентаризация финансовых вложений осуществляется вместе с поверкой денежных средств в кассе. Если бумаги находятся в специальных хранилищах, то проверка заключается в сравнении остатков по бухгалтерским проводкам и выписок, представленных хранилищем.
Акт проверки
Инвентаризация финансовых вложений должна быть зафиксирована, а ее результаты внесены в специальный бланк ИНВ–16 для инвентаризационной описи. Данный бланк должен содержать всю необходимую информацию и соответствовать ч.2 ст.9 ФЗ № 402. Сюда относятся следующие реквизиты:
- Название акта.
- Когда был составлен.
- Наименование компании, которая составила акт.
- Тип операции.
- Единицу измерения.
- Должность лица, ответственного за проведение проверки.
- Подпись участников инвентаризации.
Акт инвентаризации финансовых вложений, образец которого должен быть предоставлен руководителю на рассмотрение, необходимо заранее утвердить и внести его форму в учетную политику компании.
Пример проводки
Бухгалтерский счет 58 учитывает и анализирует все инвестиции компании. Когда осуществляется инвентаризация финансовых вложений, проводки по счету должны соответствовать реальным действиям с ценными бумагами или займами.
Рассмотрим пример стандартного оформления.
- Дебет 58.2, Кредит 75.1: поступление акций в качестве инвестиции учредителя в уставной капитал организации. Основополагающий документ – протокол решения учредителей.
- Дебет 58.1, Кредит 98.2: отражение стоимости безвозмездно полученных бумаг в доходах будущих периодов. Акт для отражения операции – документ, подтверждающий факт передачи.
- Дебет 76.1, Кредит 58.1: списание застрахованных ценных бумаг за счет компенсации от страховщика. Документ, отражающий операцию – договор страхования.
- Дебет 90.2, Кредит 58.1: отражение расходов от реализованных ценных бумаг. Основополагающим соглашением является документ, по которому одна сторона передает товар, а вторая принимает и уплачивает за него денежные средства.