При автомобильных грузоперевозках за границу на таможне помимо общего пакета документов дополнительно требуется товарная накладная CMR, в которой прописываются все основные данные из остальных бумаг: сведения из инвойсов, пакинг-листов, разнообразных свидетельств и сертификатов и т. д. Эта бумага является самой значимой, она подтверждает договоренность между отправителем, получателем и экспедитором. Во избежание юридических проблем крайне важно уметь правильно ее заполнять.
Общая информация
Накладная CMR – что это и как расшифровывается, какие сведения включает в себя, как оформляется и для чего она необходима?
Сама аббревиатура CMR взята из названия конвенции на французском языке. В России переводится как КДПГ – конвенция о договоре интернациональной дорожной перевозки грузов. Конвенция проводилась в городе Женеве в 1956 году, сами соглашения приобрели значение в 1958 году.
Товарно-транспортная накладная (ТТН) служит доказательным документом, подтверждающим заключение соглашения на автотранспортную перевозку товара. Бланк накладной имеет единую унифицированную форму, оформляется при перемещении ценностей с применением транспорта.
Использование данного документа преследует несколько целей, указывая на права поставщика продать товары, права покупателя – поставить их на учет в виде собственности и заменяя договор оказания услуг транспортировки груза или применяясь в качестве дополнения к этому соглашению. Накладная CMR имеет значение только для транспортировки груза за рубеж. Оформлять ее необходимо строго по юридическим правилам.
Особенности накладной CMR
Значение СМР трудно переоценить. Информация, которую можно получить из документа СМР - это:
- Количество единиц товара.
- Маршрут перевозки.
- Кто перевозил продукцию.
- Сведения о сопроводительной документации.
- Наименование адресата и отправителя.
- Период осуществления транспортировки.
- Таможенные сведения.
- Состояние товара.
- Дату погрузки и выгрузки.
ТТН CMR – что это такое? Бланк СМР содержит сведения из всех сопроводительных документов. Крайне важно, чтобы все эти данные перекликались друг с другом и вся информация совпадала. Наличие разных сведений в ЦМР и других бумагах (например, пакинг-листе или инвойсе) чревато массой осложнений.
Больше всего может пострадать перевозчик. Экспедитор во избежание последующих проблем должен педантично, внимательно и скрупулезно проверять и сверять все бланки документов.
Если в накладной СМР груз не указывается, то данный товар считается контрабандным.
В СМР обязательно должны быть прописаны две группы сведений:
- Базовая информация, содержащая основные данные, необходимые для последующей транспортировки груза.
- Печати, подписи, отметки, замечания о процессе перевозки – другая довольно значимая категория.
Каждая накладная СМР обязательно должна иметь определенный номер.
Условия использования бланка СМР
Для того чтобы Конвенция применялась в договоре транспортировки, необходимо, чтобы соглашение соответствовало определенным условиям:
- перевозка производится платно;
- осуществляется транспортировка товара из одного государства в другое;
- для перевозки используется автомобильный транспорт;
- одна из стран подписала Конвенцию СМР.
Только в таком случае накладная CMR будет применяться для транспортировки товаров.
Кому нужны экземпляры CMR?
Сам бланк CMR пишется на нескольких страницах. Всякая его графа дублируется дважды: на русском и иностранном языке. Если получателей груза несколько, для каждого из них требуется отдельный CMR-образец. Следовательно, и на каждое транспортное средство необходим, как минимум, один документ CMR.
Товарно-транспортную накладную СМР необходимо оформлять в нескольких экземплярах, чтобы при транспортировке избежать возникновения проблем.
- Первый экземпляр остается у отправителя.
- Другой экземпляр передается покупателю товара.
- Сам перевозчик груза также нуждается в бланках, для него необходимо оформить два экземпляра. Первый из них является дополнением к путевому листу. Второй документ подтверждает само оказание услуги доставки, что крайне важно для последующей оплаты и проведения взаиморасчетов.
- Таможенные органы требуют предъявления минимум трех экземпляров.
На документах должны быть проставлены подписи и печати отправителя и грузоперевозчика. Перевозчик при приемке товара должен в установленном порядке осмотреть количество единиц продукции, ее состояние, маркировку и вид тары, и поставить отметки соответствия/несоответствия товара указанным требованиям.
Порядок оформления
Документы должны заполняться грузоотправителем. Если бланк будет составлен неправильно, все последствия лягут именно на его плечи, перевозчик за эти ошибки ответственности не несет.
Для оперативного заполнения документа важно соблюдать определенный порядок заполнения ТТН СРМ – это следующая последовательность действий:
- Отправитель должен обратить внимание на подпункты 1-15, 21-22.
- Перевозчик оформляет графы 16-19, 23, 25-29.
- Грузополучатель расписывается и ставит штамп в графе 24.
Рассмотрим более подробно эти подразделы. Порядок их заполнения указан в Письме РФ от 2012 г. «О направлении информации».
Руководство по CMR бланку и его правильному заполнению представлено ниже.
Оформление отправителем
В первом пункте указывается вся информация об отправителе, в том числе:
- Название.
- Адрес и страна.
- Контактный номер телефона ответственного за транспортировку лица.
- Инициалы ответственного лица.
Во второй графе должны содержаться сведения о получателе, а именно:
- Наименование организации.
- Страна и адрес.
- ФИО и контактный номер связного лица.
В третьем подпункте указывается, в какую страну и куда именно отправляется груз.
В четвертой графе прописывают дату и время погрузки товара, а также пункт отправления.
В пятой графе необходимо указать данные о сопроводительной документации путем перечисления всех прилагаемых бумаг. Что именно нужно относить к СМР? Это могут быть, например, такие документы, как сертификаты, упаковочный лист, инвойс, свидетельства, ТИР (который иногда дополняется грузовым манифестом с более подробным описанием единиц продукции) и т. д.
В шестом пункте указывается степень опасности перевозимого груза.
В седьмом подразделе записывается количество мест по каждому товару с указанием суммарного итога.
В восьмом пункте описывается вид тары.
В 9 графе пишется название перевозимого товара.
В 10 пункте указывается код продукта, взятый из ТН ВЭД ТС.
В 11 графе пишется масса брутто каждого товара (вес вместе с упаковкой) и их общая масса.
Графы 7 – 11 представляют собой единый блок, для любой из них работает правило: каждый товар в каждом подпункте нужно указывать отдельно, так как из остальных документов получить эту информацию проблематично. Поэтому эти разделы важно заполнять правильно.
Объем всей продукции в кубометрах записывается в двенадцатом пункте.
В тринадцатой графе содержатся все сведения о таможенном органе, который будет проводить проверку. Эти данные не указываются в других документах. Поэтому желательно, чтобы экспедитор и заказчик заранее обговорили адрес таможни и зафиксировали это в СРМ-документе. Если произойдет ошибка в указании места назначения, процедура переадресации будет весьма изматывающей и довольно сложной, вплоть до того, что придется переписывать книжку МДП.
В этот пункт также можно занести при необходимости сведения о стоимости продукции в валюте инвойса.
В четырнадцатом пункте пишется номер прицепа.
Все сведения об оплате за товар надлежит прописать в пятнадцатой графе.
В двадцать первом разделе указывается населенный пункт – место оформления CMR-бланка.
Прибытие под погрузку и убытие допустимо оформлять штампами в двадцать второй графе. Согласно статье 5 КДПГ, если у отправителя нет печати, то можно поставить только подпись, формально это не будет считаться нарушением.
Заполнение экспедитором
Перевозчиком также оформляется CMR (международная товарно-транспортная накладная), образец которой, уже частично заполненный, предоставляется ему отправителем.
В шестнадцатой графе все сведения указывает перевозчик, иногда для этого достаточно поставить штамп.
В семнадцатом пункте указываются остальные перевозчики, если их несколько.
В восемнадцатой графе прописываются замечания экспедитора относительного товарного состояния перевозимого груза: отсутствие упаковки, подпорченность товара, наличие печати, несоответствие тары требованиям и др.
Девятнадцатый раздел оформляется только после того, как была произведена доставка.
Двадцать третья графа содержит все данные о водителях, путевых листах и печать с подписью экспедитора.
Двадцать пятый и двадцать шестой подпункты описывают марку, модель и госномер автомобильного транспорта (в частности, прицепа и тягача).
Отметки получателя груза
В двадцать четвертой графе указываются сведения о прибытии и убытии на разгрузку. Дополнительно грузополучатель ставит свою подпись и печать. В бланке СМР значения оставшихся граф заполняются экспедитором после доставки груза в необходимое место.
Печати СМР
Штамп отправителя указывается в 22 графе, ее ставит предприятие, прописанное в первом подпункте.
Штамп экспедитора ставится в 23 и 16 подпунктах. В случае смены перевозчика новый экспедитор ставит печать в 17 подпункте.
Покупатель отмечает получение товара штампом в 24 графе.
На таможне номер транзитной декларации обязательно подтверждается личной номерной печатью таможенного сотрудника. Также в СМР ставится штамп таможенного контроля доставки. Каждый новый таможенный пост ставит свои отметки. Необходимо и присутствие печатей «Товар поступил» и «Вывоз разрешен».
Страхование СМР
Страхование CMR – что это?
Любой экспедитор может осуществить страхование своей гражданской ответственности при перевозке груза. Таким образом он способен обезопасить себя в случае повреждения товаров при их транспортировке.
Если внимательно прочитать международные конвенции, можно заметить сведения, согласно которым ущерб должен возмещать именно перевозчик. Экспедитор несет материальную ответственность в случае потери или порчи груза, срывании сроков доставки и при появлении других затрат.
Наличие страхового полиса позволяет переложить всю ответственность на страховую компанию.
Плюсы страхования
К преимуществам страхования относятся:
- Гарантия получения страхового возмещения в случае недосмотра за товаром. Это особенно актуально для экспедиторов, у которых недвижимость стоит в несколько раз меньше, чем перевозимый груз.
- Для отправителя груза наличие страхового полиса у перевозчика становится свидетельством честности и дееспособности экспедитора.
Минусы оформления страхового полиса
Помимо преимуществ, наличие страховки сопровождается определенными минусами. К ним относятся следующие недостатки страхования СМР – это факты, указанные ниже:
- Если вред грузу был нанесен посторонним лицом, страховая компания может отказаться выплачивать компенсацию.
- Чтобы получить возмещение ущерба, нужно потратить много времени на подготовку положенного пакета документов.
- Иногда ответственность перевозчика может ограничиваться особенностями законодательных актов и определенными лимитами.
Заключение
ТТН СМР – это немаловажный документ, используемый при пересечении международной границы с помощью автомобильного транспортного средства. Ее форма унифицирована и является единой и утвержденной во многих странах. Во время зачисления налогов на продукцию бланк СМР используется в первую очередь.
При заполнении данного документа необходимо соблюдать внимательность и аккуратность. Крайне важно, чтобы сведения из всех документов совпадали друг с другом. Наличие ошибок оформления может привести ко многим проблемам.