Архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга являются важнейшей частью мирового культурного наследия. Многие объекты являются памятниками международного значения. Разнообразие стилей и направлений сделали многие сооружения отечественных и зарубежных мастеров настоящими шедеврами.
Кремль
Культурный облик Москвы формировался в течение нескольких столетий. Первое летописное упоминание о городе относится к XII веку. В последующие века при московских князьях, потомках Ивана Калиты, оформился облик Кремля, который, образуя с Красной площадью единое пространство, в настоящее время, пожалуй, является самым известным памятником культурно-исторического характера. Его значение определяется тем, что это самая древняя часть современной столицы. Важно еще и то, что он служит своеобразной летописью города, в то время как почти все остальные архитектурные памятники Москвы были построены позднее.
В Кремле расположены главные храмы, дворец, Оружейная палата. Но и площадь перед ним представляет не меньший интерес: ведь здесь расположен Государственный исторический музей, памятник Минину и Пожарскому. Этот комплекс интересен не только с культурологической, но, прежде всего, с исторической точки зрения, поскольку почти все его постройки тесно связаны с ранней историей столицы.
Музеи
Архитектурные памятники Москвы являются достоянием не только отечественной, но также и мировой культуры. Музейные здания также являются объектом пристального интереса не только для наших соотечественников, но и для иностранных гостей. Государственный исторический музей служит не только хранилищем ценнейших экспонатов, но также представляет из себя интереснейший памятник неовизантийского стиля. Необычный, причудливый фасад ярко-кирпичного цвета с белыми крышами, несомненно, делает это здание неповторимым и сразу узнаваемым.
Некоторые архитектурные памятники Москвы интересны тем, что создавались по инициативе частных лиц. К таким относится известная на весь мир Третьяковская галерея. Она была основана в середине XIX века купцом Третьяковым, который был меценатом и промышленником и организовал строительство будущего знаменитого музея. Интересен тот факт, что фасад здания был создан по рисункам известного художника Васнецова.
Театр
Архитектурные памятники Москвы пользуются популярностью и известностью по всему миру. К одному из таких строений принадлежит Большой театр. Он интересен не только тем, что является крупнейшим оперным и балетным центром, но и своим зданием, которое было оформлено в XIX веке архитектором Бове. Впрочем, само здание было открыто еще при Екатерине II, однако его окончательный облик был создан после ухода наполеоновской армии из города. Тогда же была предпринята масштабная работа по реконструкции и в рамках этого проекта был перестроен и театр. Мастер переделал его в классическом стиле и, согласно своей задумке, обустроил его таким образом, что строение должно было символизировать победу русской армии в Отечественной войне. Торжественность зданию придавала строгая прямоугольная площадь перед ним.
Церкви
Архитектурные памятники Москвы, фото которых представлены ниже, включают также и храмы, которые являются настоящими произведениями искусства. К таким относятся, в первую очередь, соборы на территории Кремля. Они были построены в годы правления московских князей. Один из древнейших соборов – Успенский, который был возведен во времена известного русского князя Ивана III. Этот собор отличается монолитным обликом и производил на современников впечатление единого цельного камня. К другим известным соборам на территории Кремля относятся Архангельский (который служил местом захоронения московских правителей) и Благовещенский храмы, построенные в конце XV начале XVI века. Одним из самых известных храмов является церковь Вознесения в селе Коломенском. Она интересна тем, что построена в шатровом стиле, от которого впоследствии отошли ввиду того, что он не соответствовал византийским канонам. Этот памятник является уникальным по своему стилю и потому включен в список охраняемых объектов.
Значение
Итак, архитектурные памятники города Москвы являются важнейшей частью отечественного культурного значения. Постройки города во многом определили облик столицы. Особое значение в ней имели церкви, откуда и пошло название «Москва златоглавая». Кроме того, застройка и планировка города имеет глубокие исторические корни, и поэтому она интересна не только культурологам, но историкам и особенно – археологам, которые регулярно проводят в ней раскопки и реконструкции зданий, посадов – древнейших, не дошедших до нас строений.
Архитектура Санкт-Петербурга
Облик Северной столицы начал формироваться в годы царствования первого российского императора Петра I. Именно он задал тон его застройки по западноевропейскому типу, что отвечало его замыслу превращения своего детища в «окно в Европу». Он приглашал к строительству европейских мастеров, однако, создал все условия для подготовки отечественных кадров с тем, чтобы воплощать дальнейшее архитектурное строительство. При нем была построена Петропавловская крепость с одноименным собором, который стал усыпальницей российских императоров. Однако окончательный облик Петербурга сложился при Екатерине II, на годы правления которой пришелся пик градостроительства. Императоры XIX века также занимались обустройством новой столицы.
Одно из самых знаменитых строений – это Зимний дворец, который стал резиденцией правителей. Он выстроен в середине XVIII века в пышном стиле барокко снаружи и с элементами изящного французского рококо внутри. В городе так же, как и в Москве, были сооружены известные храмы. Один из них – знаменитый Исаакиевский собор, строительство которого продолжалось сорок лет. Его автором был О. Монферран, и этот собор является крупнейшим православным храмом Северной столицы. Другой известный храм города – Казанский собор. Он известен своей колоннадой, которая не закрывает, но подчеркивает красоту вида на площадь. Итак, архитектурный облик города формировался под значительным влиянием западноевропейских направлений, но с умелым сочетанием отечественных достижений, в то время как архитектурные памятники Москвы, описание которых было представлено выше, напротив, имеют глубокие исторические корни.