Техосмотром называется обязательная для автомобилистов процедура, целью которой является оценка технического состояния машины. Что нужно для техосмотра, какова его периодичность и стоимость, где его проходят? На все эти вопросы мы ответим в предлагаемой вашему вниманию статье.
Обязательно ли проходить эту процедуру в текущем году
Да, обязательно, но отнюдь не всем автомобилям. Не проходят ее владельцы мото- и транспортных средств, а также прицепов и полуприцепов, относящихся к категории B и имеющих возраст до 3-х лет. Остальные же авто должны пройти в 2015 году такое тестирование, если в текущем году заканчивается интервал между двумя осмотрами, установленный для данного типа транспортных средств.
Для чего нужен техосмотр автомобиля?
Главной его целью является проверка безопасности использования авто. Он позволяет выявить неисправности, требующие скорейшего устранения, которые владелец авто в состоянии своевременно устранить.
Сегодня для получения права ездить в авто по российским дорогам нужно купить полис ОСАГО. Ну а при этом проходить нужно ли техосмотр? Для страховки тех автомобилей, которые не обязаны его проходить, он не нужен.
Но владельцам всех остальных авто без справки о его прохождении не продадут полис ОСАГО. А езда без него запрещена и наказывается штрафом. Поэтому на вопрос о том, проходить нужно ли для ОСАГО техосмотр, можно ответить утвердительно. Но это будет правильно, если ваше авто не относится к категории В.
Когда нужен техосмотр?
Необходимость определяется типом автомобиля и сроком его эксплуатации.
- Не проходят техосмотр авто со сроком эксплуатации (с даты изготовления) менее 3-х лет, включая легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой до 3500 кг, а также мототранспорт. Водители часто задаются вопросом о том, нужен ли техосмотр на машину, если ей 3 года. Да, нужен, иначе вы не купите полис ОСАГО.
- Авто возрастом (от момента выпуска) от 3-х до 7 лет (за исключением подпадающих под п.5), включая все перечисленные в п.1 проходят осмотр каждые два года.
- Авто возрастом (от момента выпуска) более 7 лет (за исключением подпадающих под пункт 5), включая все перечисленные в пункте 1, осматриваются ежегодно.
- Автомобили для подготовки водителей и сдачи экзаменов на водительские права, грузовые авто, имеющие разрешенную массу более 3500 кг, а также авто, оборудованные спецустройствами для подачи световых и звуковых спецсигналов (за исключением подпадающих под пункт 5) – также ежегодно.
- Автобусы, такси, микроавтобусы, предназначенные и специально оборудованные для перевозки пассажиров с числом посадочных мест более 8 без сиденья водителя, а также автомобили и прицепы, перевозящие опасные грузы осматриваются каждые полгода.
Поэтому на вопрос о том, если машине год, нужен ли техосмотр, можно ответить тоже утвердительно, если она подпадает под пункты 3-5.
Для любого авто начало отсчета сроков прохождения техосмотров берется от первого из них, проводимого до заключения договора ОСАГО в году, следующим за годом введения авто в эксплуатацию.
Стоимость процедуры в 2015 году
Что нужно для техосмотра в финансовом плане? Стоимость его разнится в зависимости от типа автомобиля и региона, в котором он проводится.
В реальных сегодняшних условиях осмотр авто категории В обойдется в среднем в 700 рублей, пассажирского автобуса массой до 5 т – в 1300 рублей, такого же, но массой более 5 т – в 1600 рублей. Грузовичок до 3,5 т удастся протестировать за 800 рублей, а вот техосмотр грузовика с массой более 12 т обойдется в 1650 рублей. Стоимость осмотра без какой-либо госпошлины оплачивается на счет организации, уполномоченной на его проведение.
Чтобы точно определиться со стоимостью техосмотра в вашем регионе, нужно созвониться с несколькими фирмами-операторами этой процедуры, выбрать конкретного и записать реквизиты для оплаты. Оплатить стоимость осмотра можно в любом банке или через платежный терминал.
Пункты выполнения осмотра
В РФ таких пунктов несколько тысяч. Протестировать авто в 2015 году можно в любом месте РФ. Поэтому тем, кто живет на границе между двумя субъектами, лучше выбрать тот из них, где стоимость ниже.
Какие документы будут вам нужны
Документы, нужные для техосмотра в 2015 году, таковы:
- удостоверение водителя или паспорт;
- доверенность от автовладельца, если за рулем авто не он;
- свидетельство о регистрации авто или паспорт техсредства (ПТС).
В отношении ПТС следует отметить, что лучше брать его всегда, тем более если авто еще не зарегистрировано. Другие документы, нужные для прохождения техосмотра, фирма-оператор потребовать от вас не вправе.
Подготовка авто к техосмотру
Чтобы успешно пройти эту ответственную процедуру, следует к ней подготовиться.
Что нужно для техосмотра, чтобы он прошел гладко? Займитесь каждой наличествующей проблемой, крупной или мелкой, начиная от скрипа колеса и заканчивая аптечкой и огнетушителем. Проверьте все техсистемы, лучше будет, если вы замените охладитель и масло. Наибольшее внимание посвятите тормозам и рулевому управлению, которые прямо влияют на дорожную безопасность и проверяются максимально строго. Отрегулируйте люфт руля на соответствие установленным нормам.
Следует проверить топливную систему, отрегулировать СО и СН (по нормам выхлопа). Убедитесь в четкости работы звукового сигнала, стеклоподъемников, дворников, омывателей стекол. Проверьте исправность ремней безопасности и т.п. Неплохо самому отрегулировать свет фар (противотуманных, габаритов, поворотников), убедиться в их правильной работе.
Обязательно проверьте содержимое багажника. В наличии должен быть не только рабочий огнетушитель объемом не менее 2-х литров и автоаптечка с пригодными (по срокам) к применению лекарствами, но и аварийный знак остановки, трос для буксировки, запаска.
Что нужно для техосмотра еще? Проверьте, нет ли на деталях ржавчины. Если нашли, то удалите ее с последующей окраской, а еще лучше - замените ржавую деталь.
Вымойте автомобиль внутри и снаружи, очистите двигатель и колеса. Номера двигателя и кузова должны четко просматриваться.
Весьма часто автомобили не проходят техосмотр по причине наличия трещины на лобовом стекле, если она появилась на водительской половине в зоне движения щетки. Если трещина вне пределов этой зоны, то можно пробовать пройти и с ней.
Что проверяют на техосмотре
Сначала выполняется общий осмотр для проверки наличия и соответствия требованиям автоаптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки, ремней безопасности, антисолнечных козырьков, автосцепки. Далее проверяют исправность замков в дверях, звукового сигнала, целостности стекол и зеркал, работу обогрева и обдува лобового стекла, щеток и подачи омывателя стекол, сидений. Автобусы и грузовые авто проверяют на наличие и исправность противооткатных упоров.
На следующем этапе проверяют токсичность выхлопных газов. У авто до 1986 года выпуска проверяется выхлоп на содержание угарного газа не выше 4,5% только на холостом ходу двигателя. Для более молодых авто, неоснащенных нейтрализатором, проверяется содержание как угарного газа, так и несгоревших углеводородов на холостом ходу и на увеличенных оборотах.
Современные авто имеют в системе выпуска нейтрализатор с тремя веществами- катализаторами: платиной, палладием и родием. У них измеряют газоанализатором содержание в выхлопе угарного газа, несгоревших углеводородов, а также оксидов азота.
Затем проверяются тормоза, включая целостность тормозных шлангов, замер тормозной силы осей колес и коэффициента их неравномерности, производится проверка усилия на рычагах, исправность сигнализации тормозов.
После этого наступает черед рулевого управления. Здесь проверяется рулевой гидроусилитель (если он есть), результирующий люфт руля по величине свободного хода рулевого колеса, наличие и целостность его оплетки и вращение его без рывков или заеданий, величина зазоров между деталями в их сборках.
Потом переходят к двигателю и его подсистемам, основное внимание обращают на герметичность систем питания и выпуска выхлопных газов.
У колес проверяют, в каком состоянии диски и шины, замеряют давление воздуха и изношенность рисунка протектора, проверяют раму и кардан, какие люфты в шаровых опорах, насколько изношены рессоры.
В завершение проверяют фары, как направлен их световой пучок, режимы работы, замеряют силу света, проверяют исправность сигнализаторов включения.
Диагностическая карта
После техосмотра автовладельцу выдается диагностическая карта его авто на листе формата А4 с заполнением с обеих сторон, заверенная подписью и печатью фирмы-оператора.
В ней содержатся все результаты тестирования автомобиля. Если с ним все в порядке, то можно предъявлять эту карту, покупая полис ОСАГО. Если же нет, то придется устранять неисправности и снова проходить техосмотр за отдельную плату.
При наличии сомнений в подлинности документа можно проверить результаты тестирования авто по базе ЕАИСТО. Талон техосмотра в текущем году не выдается.
Санкции за непрохождение осмотра
Штрафуют сегодня только водителей легковых такси, автобусов или грузопассажирских автомобилей, а также авто для перевозки опасных грузов. Сумма штрафа варьируется от 500 до 800 рублей.
Других водителей за за езду без техосмотра не штрафуют. Нет ответственности и за отсутствие карты диагностики в авто.
Однако отсутствие техосмотра означает, что автовладелец не приобрел автостраховку. Поэтому его все равно оштрафуют на 800 рублей за ее отсутствие.
Техосмотр или покупка диагностической карты?
Известно немало случаев, когда не очень уверенные в техсостоянии своих авто водители стремятся купить эту карту, не проходя самой процедуры.
Хотя и можно найти соответствующие предложения, но нужно учитывать, что документ, который вам предлагают, скорее всего, поддельный. Ведь риски фирмы-оператора при выдаче таких карт без самих осмотров очень высоки. За каждую такую выданную карту фирму оштрафуют на сумму от 100 до 300 тыс. рублей. Плюс оператор понесет уголовную ответственность, если из-за неисправного автомобиля возникнет ДТП. Так что официальным фирмам-операторам периодического автотестирования "продавать" диагностические карты и рискованно, и не выгодно.
В действительности этим чаще всего занимаются мошенники. Напечатав поддельную карту на листе А4, они заверяют ее зачастую поддельной печатью и передают покупателю. Но такая карта не пройдет проверку по базе данных ЕАИСТО, и полис ОСАГО по ней не продадут. Поэтому такой горе-покупатель потратится дважды: и на поддельную карту, и на реальный техосмотр.
Так что лучше не покупать подделку, а воспользовавшись вышеизложенными советами, подготовиться к автотестированию, чтобы оно прошло без проблем.