Политическая власть появилась через множество столетий после того, как отношения между людьми начали крепнуть. Чем масштабнее становились поселения и города, тем больше росла потребность в создании единого центра, наделенного повышенными полномочиями.
Власть в общем смысле
Под властными действиями подразумевается возведение своей воли в рамки закона, это право или возможность влиять на то, как ведут себя окружающие люди. Процесс этот происходит либо добровольно, либо путем принуждения.
Это может быть как демократия, так и авторитаризм, добытые честными или преступными путями. Главное здесь – результат, выражаемый тем, что основная масса населения следует за субъектом власти.
Людям свойственно выделение в их среде лидера, который может вести за собой остальных. Таким образом, организуют производство, в котором составляется план и есть лица, следящие за его выполнением исполнителями, а также отношения индивидов в обществе.
Политическая власть
Один человек или группа людей имеют положение, при котором на них возложено больше полномочий по управлению, чем на остальных граждан. Они могут заниматься контролем и регулированием жизнедеятельности общества, опираясь на задачи, поставленные перед всей страной.
Присутствуют органы с властными полномочиями в институционной, бихевиористической, дуалистической, социологической среде. Существует довольно много концепций власти. Таких как: телеологическая, психоаналитическая, структурно-функциональная, биологическая, мифологическая, конфликтологическая.
Имеется субъект и объект управления, часто власть разделяется, издаются законопроекты, разным ведомствам назначаются свои полномочия, за исполнение которых они ответственны перед правящим центром.
Государственный строй в России
Что такое власть в РФ, можно понять, если рассмотреть схему, по которой функционирует смешанная республика с президентско-парламентским управлением. Однако, существует множеств домыслов по этому поводу. Например, во время своего правления Дмитрий Медведев выразил мысль о том, что в государстве возможно функционирование только президентского правительства.
Согласно тексту 10-й статьи Конституции, власть в России делится на три вида. Работают судебная, законодательная и исполнительная ветки. Они не зависят друг от друга и у каждой есть определенный функционал, за который ответственна только она.
Следующая статья законопроекта акцентирует внимание на тех лицах и организациях, которыми вершится политическая власть: президентом, правительством, Федеральным Собранием и судами.
У каждого есть свой спектр обязанностей. При федеративном строе существует разное представление о том, что такое власть для местных и центральных органов. Присутствует разделение на органы правления, провозглашенные на уровне субъектов и всей страны. В Конституции прописаны все детали данного разграничения и распределения ответственности.
Также имеют силу федеративные и прочие договора на данную тематику. Местные органы власти не являются частью структуры, управляющей всей страной, однако, на своей территории их работа отличается самостоятельностью.
Правящее лицо в государстве
Несмотря на большое количество местных организаций, есть единая верхушка, из которой поступают фундаментальные указания и законы. Что такое власть на уровне всей страны в России и в чьих руках она находится?
Главенствующим лицом является президент. Если вернуться в историю 1991-1993-х годов, можно вспомнить существовавшую в то время должность вице-главы страны. Однако, позже она исчезла согласно приказу 1993-го года.
Что такое власть и какие обязанности она налагает на своего носителя? Президент – человек, которым обеспечивается исполнение конституционных прав и законов. Он – защитник свобод граждан. Им охраняется суверенитет РФ, целостность и независимость. Именно благодаря ему должны надлежащим образом взаимодействовать все органы управления.
Конституция – тот документ, в котором прописан механизм, по нему федеральная власть может провозглашать свои законы, а также там освещается концепция, которой должно следовать центральное управление, претворяя в жизнь внешнюю и внутреннюю политику. Содержит она и алгоритм действий главы страны на международной арене, прописан спектр целей и задач, к которым нужно стремиться.
Для избрания президента проводится прямое и равное голосование. Процедура должна быть тайной. Избранник может находиться на своем посту не дольше, чем два срока, идущие последовательно.
В 1991-м году действовала процедура избрания президента на пятилетний срок, однако с введением новой Конституции в 1993-м г. стали наделять главу государства полномочиями на 4 года. В 2008-м г. ввели еще одну поправку, согласно которой, лицо, избранное на данный пост в 2012-м г., будет править шесть лет.
Порядок создания законов
В роли парламентского органа в России выступает Федеральное Собрание РФ, которое действует непрерывно. В него входит верхняя, олицетворенная Советом Федерации, и нижняя, представленная Государственной думой, палаты.
Таким образом, местная власть взаимодействует с центральным управлением. Два эти органа могут собраться для того, чтобы получить указания от президента и Конституционного Суда, а также для проведения переговоров с иностранными государствами. Статья 94-109 Конституции РФ содержит информацию относительно полномочий, которыми наделены палаты в парламенте России. Федеральные законы устанавливают порядок выборов лиц, заседающих в Государственной Думе, и Совета Федерации. Их периодически меняют в зависимости от необходимости.
Алгоритм, по которому формируют Совет Федерации и Государственную Думу
Каждый член федерации вправе направить в правление двух своих представителей из законодательной и исполнительной ветки власти на своей территории. За историю существования страны менялся состав ее субъектов, поэтому приходилось назначать и другое количество лиц, входящих в Совет.
Для 1994-1995-х годов характерно функционирование выборного органа руководства, а для 1996-2002-го – включение в управляющие структуры глав парламента местного управления и первых должностных лиц, на чьи плечи была возложена исполнительная власть. В 2000-м г. прошла реформа, в соответствии с которой делегируемые представители стали постоянными. Ротацию производили в 2001-м и 2002-м годах. Полномочиями наделяются члены Совета на тот же период, что и избравшие их органы.
Данный орган власти включает в себя 450 лиц, которые все являются гражданами РФ старше 21-го года. Депутат должен иметь право на участие в выборных. Нельзя одновременно заседать как в Думе, так и в Совете. В первом созыве могут участвовать лица, состоящие в Правительстве РФ.
2007-й год – это момент, когда была введена пропорциональная система избрания депутатов в Думу. До этого было характерно использование смешанной системы выборов. Половину правящих лиц избирали, используя мажоритарную систему.
После избирательного процесса данная ячейка власти функционирует на протяжении 5 лет. В 2012-м году произошли изменения, в соответствии с которыми в использование возвратили смешанную систему выборов. Именно согласно с ней будет проводиться отбор в Думу 2016-го года.
Законодательный порядок
Законы федерального уровня должны быть одобрены центральными органами власти, а также президентом. Совет Федерации налагает вето, но у Думы есть право его преодолевать. Для этого законопроект принимается повторно, если «За» голосуют две трети наделенных правом выбора лиц. Также запрет может наложить президент. Чтобы побороть его авторитет, понадобится 2/3 положительных отзывов от обеих палат.
Для того чтобы закон был принят, нужно, чтобы его одобрило более трех четвертых всех лиц, заседающих в Совете Федерации, а также 2/3 органов центральной власти. В течении двух недель после принятия законодательный акт должен быть подписан президентом и обнародован.
Именно благодаря федеративному строю, учрежденному в России, удается контролировать такую большую территорию, оперативно решать возникающие вопросы на местах и руководить работой областей из центра государства. Для руководства столь великой державой требуется действительно грамотно построенная система власти и ответственные чиновники.