Рубрики
...

Субъекты и ресурсы власти. Ресурсы политической власти

Человечество регулярно создает себе определенные схемы жизни, согласно которым потом существует столетиями. К примеру, возьмем власть. Все к этому понятию настолько привыкли, что не пытаются его анализировать. Однако оно не относится к разряду естественных, как род или семья. Его придумали и внедрили в общество, так сказать, искусственно. Для этого какие-то умные головы изучили ресурсы власти. Сами воспользовались этими знаниями и потомкам их оставили. Давайте и мы приобщимся к этой «тайне».

Что такое власть?

Наверное, начать необходимо с расшифровки термина. Ведь невозможно понять, что есть ресурсы власти, если не сказать, чем она является. Мы с вами заглянем в справочники и перескажем суть термина своими словами. Власть представляет собой возможность подчинять большое количество народа. ресурсы властиЭто нечто, что позволяет принимать решения, касающиеся многих и внедрять их в жизнь. О власти мечтали, к ней стремились разные люди. Считается, что она предоставляет неограниченные возможности. Обладатель этого «волшебного качества» может получить все, что захочет. Любые ограничения, с которыми приходится сталкиваться простым гражданам, для такого человека не существуют. Имеется, правда, иной подход. Власть - прежде всего - это ответственность. Ведь один человек решает за множество других. Следовательно, он может изменить качество их жизни. Возможность влиять на судьбы сограждан предоставляется не каждому желающему, к счастью. Для того чтобы иметь ее, необходимо освоить ресурсы власти. Они множественны.

Источники власти

В Конституции записано, что право распоряжаться страной принадлежит народу. Кстати, таковой пункт внесен в основные законы многих стран. Фактически же решения принимают вполне конкретные лица, а не народ в целом. Значит, общество делегирует свои права этим людям. Вот здесь и начинаются ресурсы власти. Они вполне конкретны и строго определены. ресурсы политической властиСпециалисты предлагают несколько методов их классификации. К примеру, в некоторых источниках к ресурсам власти относятся финансовые и принудительные, социальные и информационные. Давайте остановимся на этой классификации и постараемся расшифровать простым языком, то, что включено в каждый пункт. Пожалуй, можно добавить, что ресурсы власти включают в себя еще и персональные характеристики личности. Так говорил В. Крюгер. Наверняка спорить с этим сложно. Давайте далее остановимся на этом подробнее.

Финансовые ресурсы власти

Некоторые из источников, дающие право управляющего воздействия, расположены в сугубо материальной сфере. Если рассматривать ресурсы государственной власти, то к ним относятся финансовые потоки, за которые отвечает правительство. Оно осуществляет сбор и распределение налогов. С одной стороны, это является обязанностью государства по отношению к гражданам. С другой – властным ресурсом. Ведь финансы сами по себе дают возможность влиять как на группы населения, так и на каждую конкретную личность. ресурсы государственной власти А раз есть определенная зависимость, следовательно, появляется возможность склонить на свою сторону, принять мнение, выраженное власть предержащими. Это можно рассмотреть на примере работы предприятия. Люди чаще всего прислушиваются к тому, кто имеет возможность влиять на начальство по вопросам распределения денег. Тот, кто держит в руках фонд заработной платы, тот и властью обладает. Так и в масштабах страны происходит. Пусть в политическом пространстве появится хоть святой философ, знающий как осчастливить каждого смертного, без денег он не сможет завоевать доверие людей. У него просто не будет возможности поговорить с каждым, то есть о нем никто не узнает. Ресурсы политической власти сродни тем, которыми пользуются руководители предприятий. Финансы занимают среди них первое место. Они позволяют донести свои идеи до каждого гражданина.

Из чего складываются финансовые ресурсы органов власти

Вот здесь обычно возникает путаница. Дело в том, что люди подменяют понятия. Общие ресурсы власти они перекидывают на государственные структуры. Смысл, естественно, искажается. Получается, что работники государственных органов обладают властью. Хотя, это не совсем так. Ею наделено государство, а не отдельные чиновники. Последним же предоставляются финансы для выполнения конкретных функций. Деньги эти выделяются из бюджета. Значит, они являются государственными. Целью их использования не может быть личная выгода. Законы, во всяком случае, говорят именно об этом. Финансовые ресурсы органов государственной власти складываются из тех средств, которые платятся в бюджет предприятиями и гражданами. Кроме налогов в них входят штрафы и иные денежные наказания. Эти деньги государственные органы обязаны использовать для развития территорий. Есть еще специальные источники доходов страны. К ним относятся государственные предприятия. Их прибыли также поступают в бюджет и используются для развития общества.

Социальные источники власти

Объекты управления – это простые люди. У них много собственных проблем. Решением некоторых из них призвано заниматься государство. Для этого у него есть средства и специальные органы. Люди, получающие блага от государства, будут его поддерживать. Они же не захотят остаться без дополнительных (а иногда и основных) источников доходов. Получается, что финансовые и социальные ресурсы власти в некотором роде пересекаются. Но не полностью. Здесь ресурсы политической власти перетекают в иную плоскость.

Чтобы оказывать управляющее воздействие на социальные группы, государству приходится прислушиваться не только к материальным, но и к духовным потребностям людей. На это направлена социальная политика. Цель ее - удовлетворить потребность общества в заботе о тех его членах, которые сами не могут себя обеспечить. То есть государства демонстрирует гражданам свою социальность и стремление к справедливости. В этом случае субъекты и ресурсы власти сходятся в одной точке. Ими являются граждане, получающие заботу и помощь и наблюдающие за процессом.

Об информации

Это, пожалуй, основной ресурс власти. Дело в том, что в настоящее время информация приобретает первостепенное значение. Ее правильное использование, направление и перераспределение потоков дают возможность влиять на все общество в целом. Люди сами стремятся быть в центре событий, стараются иметь представление о наиболее важных из них. С информацией работают в разных направлениях. Какую-то стараются сделать общедоступной, донести до каждого жителя страны. Иную скрывают, чтобы не вызвать волнений или социальных взрывов. Владение информацией является серьезным ресурсом властных структур.

Принудительные средства

Конечно, нельзя полностью описать ресурсы и средства власти, не коснувшись силового механизма государства.

к ресурсам власти относятся

Ставить его предпочтительно на последнее место. Во всяком случае, в демократическом обществе не приветствуется его приоритетное использование. Силовые структуры применяются для того, чтобы предотвратить возможность перехвата власти элементами, не имеющими отношения к государству. То есть для его защиты. В идеале этот механизм должен действовать в прямой связке с субъектом власти – обществом. Такое положение вещей делает государство устойчивым. Еще этот механизм необходим, чтобы «поправлять» некоторых членов общества, ведущих антисоциальный образ жизни. Когда их действия или намерения ставят под угрозу права других, приходит время действовать силовым структурам. То есть они не только власть защищают, но и всех граждан.

О роли личностных качеств

В демократическом обществе считается, что любой человек может достичь вершин власти. То есть нет людей, рожденных для того, чтобы руководить. Относиться к этому можно как угодно. Однако всемирная история говорит о том, что роль личности нельзя совсем отрицать. Человек, ведущий за собой общество, должен обладать определенным набором качеств, чтобы люди к нему тянулись, уважали, желали подражать. Нынче говорят, что такие способности можно воспитать. А без них власть становится шаткой, ее можно легко перехватить. Получается, что хоть в классификацию данный ресурс не входит, его значение признано. Публичный представитель власти должен обладать харизмой. И хотя бы вызывать уважение, если не восхищение народа.

ресурсы и средства власти

Общественный контроль

Очень часто возникают споры по поводу использования некоторыми недобросовестными чиновниками (руководителями) власти в корыстных интересах. Таковое, как мы с вами знаем, происходит. Но не является нормой. Чаще всего негативные явления становятся возможными из-за равнодушия и «попустительства» субъекта власти. А таковым являются все люди. Даже маленький чиновник руководит определенной группой. Раз народ терпит его произвол, значит, он не желает иметь нормальную власть над собой. Для недопущения таких явлений необходим общественный контроль. Народ и сам может забрать себе часть власти. Вы скажете, что ничего люди против произвола не сделают? А вы еще раз изучите ресурсы власти. Один из них, а именно информационный, не так просто отнять у людей.

финансовые ресурсы органов государственной власти

А зачем обществу власть?

Начали мы с того, что управление является искусственно внедренным в массы инструментом. Но это не отрицает его пользы. Мы живем в постоянном взаимодействии друг с другом. Если каждый станет поступать по своему разумению и прихоти, то возникнут неизбежные проблемы, может, драки. Для того чтобы структурировать и упорядочить общественную жизнь, нужна власть. Осознавая это, люди стараются ее поддержать. Конечно, когда ее представители не впадают в коррупционные крайности. Власть необходима для того, чтобы сделать жизнь людей простой, понятной и комфортной.