Рубрики
...

Государственная регистрация некоммерческих организаций: особенности, схема, рекомендации и отзывы

18 апреля 2008 г. вступили в действие изменения законодательства о некоммерческих организациях. В том числе, дополнения коснулись образовательных учреждений. В результате усложнилась государственная регистрация некоммерческих организаций, увеличилась продолжительность оформления документов. Кроме этого, усилились санкции за неисполнение предписаний законодательства. Рассмотрим далее новый порядок регистрации некоммерческих организаций. регистрация некоммерческих организаций

Нормативная база

Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация некоммерческих организаций, установлены в отдельной статье 13.1 ФЗ № 7. Ранее для этих субъектов действовали общие условия. Сегодня на них распространяются специальные правила. Они аналогичны тем, по которым производится регистрация общественной некоммерческой организации.

Уполномоченные органы

Ранее документы направлялись в территориальное подразделение налоговой инспекции. В настоящее время заявку и необходимые бумаги подаются в отделение Федеральной регистрационной службы. При этом заинтересованным лицам нужно учитывать, что срок предоставления документов сегодня ограничен тремя месяцами. Исчисление этого периода осуществляется с даты принятия решения о формировании организации.

Специфика процедуры

Как выше было сказано, регистрация автономной некоммерческой организации в настоящее время усложнилась. Это обусловлено тем, что процедура выполняется двумя разными взаимодействующими друг с другом службами. В первую очередь документы направляются в Росрегистрацию. После принятия положительного решения, бумаги передаются в налоговую инспекцию. Последняя вносит соответствующие записи в Единый госреестр юрлиц. После внесения записи, налоговая инспекция уведомляет Росрегистрацию. Она, в свою очередь, выдает субъекту свидетельство. регистрация общественной некоммерческой организации

Сроки

Регистрация некоммерческих организаций ранее занимала 5 дней (рабочих). Их исчисление осуществлялось с даты направления пакета документов. В настоящее время этот период увеличен до 23 раб. дн.:

  1. Принятие решения регистрирующим органом – 14 дней.
  2. Внесение записи в ЕГРЮЛ – 5 дн.
  3. Уведомление регистрирующего органа – 1 день.
  4. Выдача свидетельства после получения извещения от ФГС - 3 дня.

Некоторые субъекты направляют документацию по почте. С учетом времени пересылки в целом процедура может занять около месяца. Регистрация изменений некоммерческой организации, производится по тем же правилам и в те же сроки, что указаны выше.

Важный момент

Действующее законодательство не предусматривает перерегистрации некоммерческих организаций. Это установлено в ст. 6 пункте 4 ФЗ № 18. Однако контроль деятельности НКО, поставленных на учет до вступления в силу изменений законодательства, регистрация изменений в учредительной документации, ликвидация/реорганизация осуществляются по новым правилам. регистрация автономной некоммерческой организации

Отказ уполномоченного органа

В ст. 23. 1 ФЗ № 7 установлены основания, в соответствии с которыми регистрирующая служба может оставить заявку некоммерческой организации без удовлетворения. К ним относят:

  1. Наличие несоответствий в учредительной документации действующему законодательству.
  2. Предоставление субъектом не полного пакета бумаг, неправильное их оформление, предоставление в орган, в чью компетенцию не входит постановка НКО на учет.
  3. Наличие в реестре организации с таким же названием.
  4. Отсутствие права у лица, выступившего в качестве учредителя, быть им в соответствии с ФЗ № 7.
  5. Наличие в наименовании слов, оскорбляющих религиозные, национальные чувства, противоречащих нравственным нормам.

Об отказе в регистрации уполномоченный орган обязан сообщить не позднее месяца с даты получения документов. При этом в решении должны указываться причины, по которым заявка не была удовлетворена.

Обязанности НКО

В трехдневный срок организация должна сообщить об изменениях, которые затрагивают основные сведения о ней. Вместе с уведомлением в уполномоченный орган предоставляются соответствующие документы. К сведениям, об изменениях в которых организация обязана сообщить регистрирующему органу, относят:

  1. Сокращенное и полное название.
  2. Организационно-правовой статус.
  3. Адрес постояннодействующего органа управления.
  4. Способ образования (реорганизация или образование).
  5. Данные об учредителях.
  6. Сведения о правопреемстве (в случае реорганизации).
  7. Дату регистрации корректировок/дополнений учредительных документов. форма регистрации некоммерческой организации
  8. Способ прекращения НКО своей деятельности (ликвидация, реорганизация, исключение из реестра).
  9. Ф. И. О., должность, ИНН или данные паспорта лица, обладающего правом представлять организацию без доверенности.
  10. Информацию о представительствах/филиалах.
  11. ИНН, дату, код причины постановки на учет в ФНС.
  12. Информацию о счетах в банке.
  13. КВЭД.
  14. Дату и номер регистрации в ПФР, ФСС, ТФОМС.

Корректировка сведений, не касающихся учредительной документации, осуществляется без уплаты пошлины.

Работа с документами

Направленные в уполномоченный орган бумаги НКО проходят те же этапы, что включает в себя первичная регистрация некоммерческих организаций. Это означает, что служба в те же сроки принимает соответствующее решение об удовлетворении заявки или отказе в этом. По отзывам ряда учредителей, уже прошедших процедуру по новому закону, регистрация устава некоммерческой организации производится в течение месяца с момента его предоставления. Этот момент негативно отражается на их деятельности, существенно затрудняя работу. Тем не менее не подавать документы и не уведомлять регистрирующий орган об изменениях не допускается. При несоблюдении требований закона к НКО могут быть применены достаточно жесткие санкции.  регистрация устава некоммерческой организации

Контроль деятельности

В закон внесены дополнения, касающиеся установления новых требований о предоставлении сведений и отчетности. Ранее некоммерческие организации направляли раз в год результаты целевого использования средств в налоговую службу. В настоящее время, кроме этой обязанности, до 15 апреля они должны представить отчеты о:

  1. Своей деятельности.
  2. Персональном составе органов управления.
  3. Расходовании средств и использовании другого имущества. НКО, в числе прочего, должны отчитаться по материальным ценностям, полученным от иностранных и международных компаний, физлиц и субъектов без гражданства.

Перечень документов

Учитывая то, что в настоящее время действует новая форма регистрации некоммерческой организации, необходимо привести список бумаг, которые НКО предоставляет в уполномоченную службу:

  1. Заявление. Оно подписывается субъектом, уполномоченным представлять НКО. В заявлении указывается его Ф. И. О., адрес проживания, контактные данные. Документ заверяется у нотариуса.
  2. Три экземпляра учредительных документов.
  3. Квитанция об уплате пошлины.
  4. Решение об образовании НКО и утверждении учредительной документации. В нем должен быть указан состав избранных или назначенных органов управления. Документ подается в двух экземплярах.
  5. Данные о местонахождении исполнительного постояннодействующего органа.
  6. Сведения об учредителях. Документ предоставляется в двух экземплярах. регистрация изменений некоммерческой организации

Дополнительно

Регистрация некоммерческой организации не может проводиться в случае, если в качестве одного или нескольких учредителей выступают иностранные граждане либо субъекты, не имеющие гражданства, в отношении которых было принято решение о том, что их пребывание на территории РФ нежелательно. К этой категории также относят лиц и компании, деятельность которых связана с отмыванием денег или финансированием экстремизма. Действие ФЗ № 7 не распространяется на органы государственной, региональной, местной власти, муниципальные и госучреждения.

Полномочия регистрирующего органа

Федеральная служба обладает широкими возможностями. Они распространяются не только на сферу регистрации НКО, но и контроля их работы. В частности, регистрирующий орган может:

  1. Запрашивать распорядительную документацию.
  2. Направлять собственных представителей на мероприятия, организованные НКО.
  3. Запрашивать и получать сведения о финансовых и хозяйственных операциях объединений у органов госстатистики, налоговых инспекций и прочих контрольно-надзорных структур, кредитных и иных финансовых компаний.
  4. Выполнять проверки соответствия работы НКО не чаще раза в год. Регистрирующий орган в числе прочего может контролировать соответствие расходования средств и использования другого имущества целям, установленным в учредительной документации организации.
  5. При выявлении нарушений законодательных предписаний либо совершении НКО действий, противоречащих задачам, для реализации которых она была создана, выносить письменное предупреждение. В нем описывается факт несоблюдения требований и устанавливается срок для его устранения (не меньше месяца). Данное предупреждение НКО вправе обжаловать. государственная регистрация некоммерческих организаций

При систематическом осуществлении деятельности, не соответствующей целям образования некоммерческой организации, а также в ряде других случаев НКО может быть ликвидирована по судебному решению.