Система правопорядка в России устроена таким образом, что большинство граждан стараются максимально отстраниться от любых контактов с представителями данных структур. Однако в случае с инспекторами ГИБДД такие встречи могут быть систематическими, при этом добросовестность автовладельца на частоту контактов влияет лишь отчасти. Так или иначе, важно знать, как разговаривать с гаишниками в любой ситуации. Полномочия инспектора вовсе не дают ему прав на совершение противозаконных действий – это главное, что следует помнить в беседах с представителями дорожных служб. Но есть и другие нюансы, знание которых позволит защитить себя и свое транспортное средство от злоупотреблений со стороны гаишников.
Если нарушено правило ПДД
Для начала важно отметить, что независимо от того, было нарушение или нет, сотрудник должен представиться, предъявить документы и сообщить основания, по которым произведена остановка машины. Если было совершено нарушение, то инспектор обязан выписать штраф. На этом моменте следует остановиться подробнее, чтобы прояснить, как правильно разговаривать с гаишниками, если основания для составления протокола о нарушении действительно есть. К сожалению, большинство инспекторов начинают провоцировать водителей на дачу взятки. Это может выражаться фразами типа «ну, что будем делать?». Поддаваться на такой соблазн не стоит по двум причинам: дача взятки карается законом, и статистика, по которой несговорчивых водителей отпускают даже без штрафа. Как ни странно, бывают случаи, когда гаишники элементарно не хотят возиться с документами, а иногда оснований для штрафа просто нет, и единственное, что им остается, – отпустить водителя.
Если нарушения не было
Самая неприятная ситуация – это агрессивный сотрудник, который констатирует нарушение, хотя на самом деле его не было. Конечно, в большинстве случаев добросовестные инспекторы отпускают автовладельцев, но так бывает не всегда. В напряженной обстановке следует не только вспомнить о том, как разговаривать с гаишниками, но и быть готовым к следующим действиям:
- Оставаться в машине и не выходить из нее (даже передавать документы водители имеет право, сидя в машине). Это важно для психологического комфорта.
- При первых признаках странного поведения инспектора необходимо включить запись видеорегистратора или телефона – это подготовка доказательств на случай дальнейших разбирательств.
- Привлечь свидетелей к происходящему.
Все описанные действия требуются для того, чтобы подтвердить возможное злоупотребление полномочиями со стороны инспектора. Как правило, тон, в котором ведется разговор с гаишниками, дает уже на первых минутах понять рамки законности, в которых они действуют. Поэтому не стоит игнорировать возможности фиксации происходящего на камеру.
Если нет прав
Наверное, каждый водитель хоть раз в жизни, но оставлял права дома. Ситуация неприятная, но и здесь можно или нарваться на крупные финансовые потери, или потерять несколько часов, но избежать грозящих санкций. На этот раз многое зависит именно от инспектора, а закон довольно суров к забывчивым автолюбителям. Для понимания того, как надо разговаривать с гаишниками, если прав на руках нет, следует учитывать два момента. Во-первых, максимальное наказание может обратиться в виде штрафа в 500 руб. (за отсутствие прав) и нескольких тысяч за содержание машины на штрафстоянке. Во-вторых, наказания можно избежать, если документы будут предоставлены до того как автомобиль будет эвакуирован. Иными словами, задача водителя – максимально толково пояснить гаишнику ситуацию и написать ему ходатайство с прошением о том, чтобы предоставить 1-2 часа на доставку прав.
Жалоба на гаишника
Хотя в России практика подачи жалоб на дорожных инспекторов не распространена, ее польза в случае удовлетворения позволит и недобросовестного сотрудника наказать, и, возможно, снять с себя риск наказания. Но писать жалобу необходимо только в случаях, если действительно для этого есть веские основания. Это может быть использование неисправных измерительных приборов, отказ в предоставлении документов, некорректно составленный протокол и т. д. Учитывая описанные правила того, как нужно разговаривать с гаишниками в напряженной ситуации, следует еще на месте остановки собрать максимум доказательств, которые сделают жалобу убедительнее. Для этого опять же используются фото- и видеоматериалы, а по возможности и свидетельские показания. Отправить составленную жалобу можно начальнику местного отделения ГИБДД, в суд или прокуратуру.
Нормативные правила взаимоотношений
Примечателен и взгляд с другой стороны на взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и автовладельцем. Поведение инспектора регулируется правилами, которые прописаны в регламенте МВД. Согласно им гаишник должен проявлять уважение к гражданским лицам, а также быть решительным и принципиальным в обеспечении правопорядка. Чтобы понимать, как разговаривать с гаишниками, важно учитывать названные предписания установки, но не забывать, что люди разные, и к каждому сотруднику требуется индивидуальный подход.
Продолжая тему обязанностей инспекторов, стоит отметить и еще несколько положительных моментов. Любые ограничения, накладываемые на водителя, должны сопровождаться разъяснениями. В конфликтных ситуациях гаишникам предписано деликатно относиться к нарушителям, давая им возможность успокоиться и в то же время обстоятельно пояснять причины их остановки.
Заключение
Универсальных правил и рекомендаций, которые позволят из любой встречи с гаишником выйти с минимальным набором проблем, не существует. С одной стороны, это невозможно, если действительно есть серьезные нарушения, а с другой – многое зависит от личности конкретного сотрудника, предсказать поведение которого тоже нельзя. Но можно идти от обратного и привести ряд примеров того, как разговаривать с гаишниками не стоит. Любое проявление грубости не способствует мирному и благоприятному разрешению спорной ситуации. Даже если водитель прав, опытный инспектор в конфликтной ситуации постарается сделать все от него возможное, чтобы насолить автовладельцу. Но при этом не следует и проявлять чрезмерное доверие к гаишникам – нечистые на руку сотрудники это чувствуют, и нередко пользуются тем, что водители не знают своих прав.