Контрагенты. С этим термином сталкиваются многие представители различных сфер деятельности. Среди них есть и студенты, и экономисты, а также предприниматели и госслужащие. Сам термин произошел от латинского слова (contrahens), что в переводе звучит как "договаривающийся".
Кто же такие контрагенты? Это, в широком смысле, совершенно разные участники бизнес процессов, но объединяемые одним ключевым общим признаком, а именно: все они являются противоположными участниками какого-либо договора. Договор может быть совершенно любым, к примеру, купли-продажи, договор на аренду, между фирмой и поставщиком, производителем и реализатором. Исходя из этого, можно сделать вывод, что контрагенты - это как физические, так и юридические лица.
Наиболее часто встречаются следующие виды контрагентов:
- покупатели;
- поставщики;
- банки;
- сторонние фирмы, оказывающие работы или услуги;
- участники аукционов и тендеров;
- реализаторы продукции;
- фирмы-партнеры.
Работа с последними из перечисленных контрагентов требует особой осмотрительности и внимания со стороны предпринимателя. Ситуации бывают разные, к примеру, потенциальным партнером может оказаться недобросовестная фирма, мошенники, так называемые "фирмы-однодневки", которые захотят обмануть или использовать договор с вами исключительно в своих целях. Возможно, вам захочется осуществить проверку потенциального партнера, вашего контрагента.
Как проверить контрагента?
Проверка контрагента - это довольно широкий термин. Под ним может пониматься несколько методов сбора информации, осуществляемых в тех или иных целях.
Из методов наиболее популярны следующие:
- Проверка путем самостоятельного сбора информации.
- Проверка с привлечением общих партнеров.
- Проверка по ИНН.
Контрагент по ИНН
Проверка по ИНН - один из самых надежных и простых способов узнать, имеют ли проблемы ваши контрагенты. Это очень распространенный метод, который заключается в том, что вы вводите запрос по ИНН или ОГРН предполагаемого партнера на определенном онлайн-сервисе, и получаете подробную информацию о наличии или об отсутствии задолженностей по налогам, кредитам, проблем юридического характера или иных, связанных с работой организации и её репутацией.
Существуют и более продвинутые базы и реестры, как государственные, так и независимые. В них предоставляется различная информация, например просроченные обязательства, различные делопроизводства, наличие лицензий.
Потенциальные проблемы из-за недобросовестных партнеров
Следует помнить, что недостаточное внимание по отношению к деловой репутации ваших партнеров по бизнесу может привести не только к убыткам, но и к потере собственной репутации. Проблемы, связанные с налогами или долгами у потенциальных партнеров, будут означать, что фирма может попытаться обмануть вас или просто не иметь денег, чтобы с вами рассчитаться. Например, если фирма находится в предбанкротном состоянии или в условиях жесткой реорганизации, про вас могут попросту забыть.
Юридические угрозы
В некоторых случаях подобные фирмы могут создать вам не только финансовые, но также и юридические проблемы из-за пользования их услугами. Особенно это касается уполномоченных и ответственных лиц в муниципальных и государственных предприятиях, которые оперируют бюджетными средствами. Вполне возможны случаи проникновения мошенников и фирм-однодневок на различные аукционы и тендеры, что повлечет за собой тяжкие последствия, когда их обман раскроется. Отсутствие лицензии или налоговые тяжбы станут основанием для разбирательств не только в отношении фирм, предоставляющих услуги, но и в отношении материально ответственных и уполномоченных лиц бюджетных организаций. Могут быть предъявлены обвинения в халатности и преступном сговоре с подобными фирмами-мошенниками. Будьте осторожны и помните: контрагенты - это практически зеркало вашей фирмы.