Личные права и свободы личности призваны обеспечивать автономию индивида – члена общества, юридическую его защищенность от какого-либо внешнего незаконного вмешательства. Данные категории достаточно четко прописаны в законе.
Личные права и свободы: понятие
Эти категории представляют собой возможности людей, ограждающие их от нежелательного и незаконного вмешательства в их жизнь, внутренний мир. Они призваны обеспечивать автономию, существование и своеобразие каждого индивида. Органическое содержание личных прав и свобод, их основное назначение заключаются в том, чтобы укрепить приоритет собственных, внутренних ориентиров формирования и развития людей. Эта категория отличается тем, что государство признает ее в конкретной сфере отношений, отданной на усмотрение индивида. Она не может стать объектом притязаний власти. Личные права и свободы граждан считаются атрибутом каждого индивида. Они необходимы для обеспечения защиты пространства частных интересов, гарантии возможности самореализации и самоопределения.
Особенности развития
На различных стадиях своего формирования личные права и свободы РФ призваны были оградить людей от необоснованного вторжения государства в сферу их интересов. Однако с течением времени для реализации этой цели пассивной обязанности власти воздерживаться от вмешательства стало недостаточно. Появилась потребность в содействии осуществлению свобод и прав человека. Это означало, что установка прямых запретов, оберегающих зону собственных интересов и частной жизни от произвольных, юридически не обоснованных попыток ущемления, со стороны власти в том числе, было мало. Необходимы активные действия государства для реализации свобод и прав. Данная позиция стала весьма популярной во 2-й половине ХХ столетия. Свое выражение она нашла, в частности, в принятых решениях Европейского суда.
Виды
Основные личные права и свободы закреплены законом. В нем отражены не только главные интересы индивида. Закон достаточно четко характеризует каждую категорию. К главным из них относят права на жизнь и личное достоинство, неприкосновенность, свободу совести. Индивид по закону имеет возможность самостоятельно выбирать свое местожительство, язык общения, передвижение, национальность. Личные права и свободы распространяются на частную жизнь индивида, его жилище. Фактически, данный блок охватывает базовые аспекты, выражает гуманистические принципы любого общества, имеющего демократическую структуру. Законом также установлены политические права и свободы человека.
Главные особенности
Все права, которые принадлежат человеку, считаются личными в равной степени. Однако в узком смысле в категорию "индивидуальные" входит только часть возможностей. Она призвана обеспечивать защиту свобод и жизни каждого человека. К этой категории относят возможность индивида выбирать место жительства, получать защиту своей чести и достоинства. Сюда же входят свобода совести, право на уважение, неприкосновенность. Последнее, к примеру, раскрыто в определении особых условий, при которых может быть использовано ограничение либо лишение указанной возможности.
В частности, к ним относят установление строжайшего запрета на насилие, пытки, жестокое и унижающее достоинство обращение, а также оно выражается в добровольности научных, медицинских и прочих опытов относительно людей и осуществлении презумпции невиновности. Последнее значит, что обвиняемый не признается виновным до того, как его преступление не будет доказано. В данном случае взаимодействуют три категории: личные права, свободы и обязанности. Обвиняемый не должен, например, доказывать свою вину. При этом для сохранения свободы или смягчения наказания он обязан говорить правду. Неустранимые сомнения в наличии его вины рассматриваются в его пользу. Полученные незаконным способом доказательства признаются как не имеющие юридической силы. В связи с этим личные права и свободы считаются наиболее весомыми по сравнению с прочими.
Категория высших ценностей
Главный Закон государства формулирует личные права и свободы. Конституция рассматривает члена общества, его индивидуальное пространство в качестве высшей ценности. Более полно раскрывают личные права и свободы статьи Закона. Они декларируют отношение к взаимодействию государства и индивида, выдвигая последнего на передний план. Защита и уважение личности считаются неотъемлемым атрибутом правового, конституционного строя, его обязанностью – так указано в ст. 2 Закона. Установленные принципиальные положения, которые связаны с отношением власти к индивиду, выступают предпосылкой для решения ряда конкретных задач. В первую очередь это относится к проблемам юридического регулирования статуса гражданина и личности в России.
Специфика
Личные конституционные права и свободы в большей своей части тесно взаимосвязаны с признанием индивида в качестве высшей ценности. Оно не просто отражено в этих категориях, но и вместе с ними стоит на защите собственных интересов и возможностей людей. Принцип признания индивида в качестве высшей ценности выступает как достаточно определенный ориентир для совершенствования системы, включающей личные права и свободы человека в рамках демократического общества, а также преодоления на данном пути разнообразных эксцессов и сложностей.
Данная связь заключается в том, что если в ст. 2 изложено взаимодействие государства и индивида с "негативной" стороны – с точки зрения вероятного нарушения - и предусматривает только объект защиты, то положения Закона, посвященные определенным категориям, формулируются с позитивной позиции. К примеру, статья 22 указывает на наличие у каждого индивида права на личную неприкосновенность и свободу. Данная взаимосвязь обнаруживается и в том, что юридическая норма, которая указывает на объект защиты, представлена в качестве первого шага к конкретизации позиции лица в обществе и непосредственно государстве, применительно к определенной ситуации либо сфере жизни. Она дает возможность осуществить и следующий шаг, выраженный в конституционном закреплении принципа равноправия.
Народный суверенитет
Он является фундаментом конституционного государства. Носитель суверенитета – в данном случае народ – состоит из людей, от которых, в итоге, исходит власть. В рамках конституционного строя народ представляет собой демократическое сообщество. Оно сознательно ориентируется на обеспечение защиты индивида как высшей ценности. В этом народ видит свой долг.
Данная ориентация позволяет избегать последствий, к которым может приводить осознанное преувеличение власти государства и коллектива – господство тоталитарной системы. Народ, неспособный перманентно или не желающий признать ценность каждого индивида и действовать соответственно этому положению, не может организовываться в истинно демократическое сообщество даже с применением разных юридических инструментов. Из этого можно сделать вывод, что авторитет государства по природе своей вторичен.
Обеспечение защиты
Если на личные права и свободы индивидов посягает государство, то задача демократического общества - обеспечить неприкосновенность каждого своего члена. При этом защита людей от посягательств социума должна обеспечиваться властью. В последнем случае речь идет о разнообразных группах, пользующихся политическим влиянием, способных посягать на свободы и права членов общества.
Обеспечение защиты требует предоставления государству соответствующих возможностей и полномочий на случай вероятного нарушения в повседневной жизни. При этом сама власть должна выполнять активные действия, применять различные нормы процессуального и материального права. В качестве одной из мер может выступать повышение эффективности судебной защиты. Вместе с этим сохранить личные права и свободы индивидов невозможно без усилий государства в духовной и материальной сферах. В данном случае речь идет об обеспечении людей прожиточным минимумом, о развитии соцструктур, культуры, школьного образования, здравоохранения.
Особенности юридического закрепления
Юридический статус личности включает в себя комплекс свобод и прав индивида и гражданина. Они отражены в нормативных актах всех сфер существующего законодательства. К основам юридического статуса личности относят закрепленные в главном Законе страны интересы и возможности индивида. Между тем данная категория составляет небольшую часть от общих прав и свобод. Причины, в соответствии с которыми одни возможности обеспечиваются главным Законом государства, другие – текущими нормативными актами, являются непроизвольными. Выбор того либо другого уровня правовых документов может быть обусловлен:
- Значимостью конкретного права и конституционной свободы для общества и человека в частности.
- Производным либо изначальным характером принадлежности индивиду той или иной возможности. В соответствии с Конституцией, гражданские личные права и свободы индивид имеет с рождения. Именно такие категории закреплены законодательно.
- Специфическими юридическими свойствами, которыми обладают базовые личные права и свободы, а также особенностями их реализации.
Значимость
Конституция закрепляет только те свободы и права, которые имеют жизненную важность и наибольшую степень социальной значимости как для конкретного индивида, так и для государства и общества в целом. Для людей они выступают в качестве достойного и неограниченного их существования, естественной возможности участвовать в решении вопросов управления и устройства тем социумом, членом которого они являются.
Кроме того, данная категория считается общественной и экономической предпосылкой для удовлетворения жизненно насущных духовных и материальных потребностей. Что касается государства и социальной структуры, то для них значимость закрепленных в Конституции свобод и прав выражена в том, что именно их реализация означает претворение в жизнь сути демократического и правового режима. Существование государства и общества обеспечивает совокупная деятельность людей в разных сферах жизни. В первую очередь, это политическая, духовная, экономическая области. Без реализации права свободы предпринимательства, например, создание соответствующей хозяйственной среды было бы невозможно, без обеспечения избирательной возможности не могли бы быть сформированы структуры управления обществом.
Юридические свойства и специфика реализации
Основные категории формируют ядро юридического статуса личности, являются фундаментом прочих свобод и прав, которые закреплены иными нормативными актами. Так, все возможности, исходящие из Трудового Кодекса, базируются на соответствующих положениях главного Закона страны. Основные свободы и права адресуются самому широкому кругу лиц. Прочие категории, устанавливаемые другими нормативными актами, связываются с наличием у индивида различных статусов: собственников жилья, служащих и рабочих, нанимателей, истцов, покупателей и проч.
Основные свободы и права отличаются всеобщностью. Для всех людей, живущих в государстве, они равны и едины без исключения. Признавая в качестве основного то или другое право, власть исходит из возможности реализации его всеми. С данным обстоятельством связан процесс расширения главных категорий по ходу формирования соответствующих экономических и социальных предпосылок. Основные свободы и права отличаются от прочих принципами возникновения и специфическим механизмом реализации. Эти категории считаются предпосылками любого юридического взаимодействия в определенной сфере, постоянными, неотъемлемыми возможностями каждого участника таких отношений. Все прочие свободы и права могут выступать в качестве достояния гражданина и индивида при реализации правоспособности посредством участия в конкретных взаимоотношениях.
Главные категории обладают особой юридической формой закрепления. Они зафиксированы в нормативном государственном акте, который имеет высшую правовую силу, - в Конституции. Они также наделены повышенной юридической защитой. Конституционные нормы не могут изменяться в рамках действующего законодательства без принятия нового. С жалобами на нарушение, ограничение или запрет на реализацию своих возможностей индивиды могут обращаться в соответствующую инстанцию. В качестве нее выступает Конституционный Суд. Посредством жалоб может быть проверена сила закона, подлежащего реализации либо уже примененного, в том случае, если были затронуты непосредственно главные категории возможностей людей. Все указанные свойства выступают в качестве характеристики основных свобод и прав индивида и гражданина.
Различие определений
Отличие между понятиями "свобода" и "право" сравнительно условно. И первое, и второе определение обозначает признанную юридически возможность каждого избрания меры и вида своего поведения. При этом понятие "свобода" связано в большей степени с правомочиями личности. Они очерчивают сферу самостоятельности, защищают от вторжения в ее внутренний мир. Понятие "право" предполагает в большей степени те либо иные положительные действия, активность и услуги государства либо правомочие личности участвовать в деятельности каких-либо общественных, хозяйственных и прочих структур.
Классификация
В Главе 2 Конституции содержится 48 статей. Большинство из них отражает конкретные возможности индивида. Все они представляют собой специфическую систему. Она обладает логической базой и отражает специфику собственно прав и свобод, а также тех областей жизнедеятельности, с которыми они соприкасаются. В соответствии с этим, все категории принято классифицировать на 3 группы. В частности, выделяют социально-экономические, индивидуальные и политические права и свободы. При этом система базовых категорий отличается не только наличием классификации, но и особым порядком расположения. Он установлен Конституцией.
Это обстоятельство имеет не техническое значение. Оно отражает действующую концепцию правового статуса человека, которой придерживается государственная власть. В существующем главном Законе перечень категорий распределяется в соответствии с особой последовательностью. Так, в первую очередь указываются индивидуальные, затем политические и в завершение - социально-экономические свободы и права. Аналогичным образом составлен перечень категорий во Всеобщей декларации. Она принята ГенАссамблеей ООН. В законодательстве России данная структура была впервые воспроизведена в Декларации свобод и прав, которая была утверждена в 1991 году, 22 ноября. Впоследствии она была отражена в Конституции страны. Во всех предыдущих главных Законах структура распределения была несколько другой. В первую очередь закреплялись социально-экономические, далее политические и в заключение - индивидуальные свободы и права. Это указывало на другую систему приоритетов.