Магистральный газопровод представляет собой комплекс специальных сооружений. Он предназначен для транспортировки горючего сырья с участка добычи либо производства к конечным потребителям. Магистральный газопровод может быть высокого, среднего и низкого давления. Соответственно, различают комплексы 1, 2 и 3-го классов.
Производительность
Она определяется в соответствии с данными по топливно-энергетическому балансу тех районов, в которых предполагается строительство магистральных газопроводов, по показателям годового рационального количества сырья. При этом учитывается объем его использования в перспективе. Для повышения производительности на различных участках могут сооружаться лупинги. При расчете стационарного режима работы в процессе решения ряда задач их расположение не имеет значения. Существенному увеличению производительности способствуют центробежные нагнетатели с приводами от турбин либо электромоторов высокой мощности.
Автоматическое регулирование
Чтобы охарактеризовать управление магистральных газопроводов, необходимо установить устойчивость всей системы и проанализировать несформированные процессы в комплексе, осуществляющем дальнюю транспортировку сырья. Последнее выступает в качестве одного из основных факторов, влияющих на выбор конкретного автоматического регулирования производительности. Течение переходных процессов не должно происходить произвольно. Как правило, они обладают затухающим характером. В процессе расчета и последующего изучения динамики процессов управления производительностью магистральных газопроводов специалисты имеют дело с инерцией. Она обусловлена движением потока горючего сырья. Вместе с этим работа магистральных газопроводах сопровождается малоинерционными процессами. Они возникают под воздействием масс подвижных деталей компрессионных аппаратов. В связи со сложностью устройства автоматизированного комплекса, допускается рассмотрение воздействия этих факторов по отдельности. Руководство всей системой осуществляется госкомпанией. В РФ это ОАО "Газпром".
Магистральные газопроводы: обозначения
Знаки выступают в качестве предупреждающих и информационных средств. Они обеспечивают визуальное распознавание комплексов, определяют участок, по которому проходит магистральный газопровод, в ходе выполнения каких-либо мероприятий в пределах его охранной зоны. Знаки являются неотъемлемым элементом комплексов. Их наличие указывает на то, что предприятие соблюдает правила магистральных газопроводов. Знаки закрепления нитей трассы на местности устанавливаются для привязки комплекса на конкретной территории, обозначения площади охранной зоны, а также глубины залегания элементов. Они выглядят как столбики, оборудованные двумя плакатами. На первом приведена информация о ширине территории, находящейся под охраной, месте залегания и дополнительных технических характеристик. Его закрепляют вертикально. Второй плакат используется для визуального обнаружения необходимых участков с воздуха. Он закрепляется под небольшим уклоном к поверхности земли (не больше 30- град.). На нем указывается расстояние по всей трассе (в километрах).
Проектирование
Магистральный газопровод создается в несколько этапов. В первую очередь проводится предпроектная подготовка. Этот процесс базируется на выборе основного оборудования. При проектировании учитывается объем топлива, которое будет использоваться, мощность, которой будет обладать станция. Магистральный газопровод разрабатывается в соответствии с показателями давления, необходимого для функционирования горелок и прочих систем потребления. При наличии расчетов по тепловой нагрузке необходимо уточнение возможности газификации. Для этого следует иметь в распоряжении ситуационную карту территории. Все условия, в которых будет осуществляться эксплуатация магистральных газопроводов, должны соответствовать положениям СНиП.
Точка врезки
Она определяется инженерами, которые учитывают большое количество различных факторов. Если магистральный газопровод расположен возле объекта, где находятся потенциальные потребители, это еще не означает, что врезка будет осуществляться именно к нему. Точка может располагаться в трассе, которая располагается и в отдалении, вплоть до нескольких километров. При определении участка врезки учитываются технические возможности обеспечения потенциальных потребителей необходимым объемом сырья с определенным давлением. Кроме этого, должны предусматриваться условия, при которых можно будет осуществить ремонт магистрального газопровода. Проектирование является сложным и достаточно трудоемким процессом. Целесообразнее доверить его компетентным специалистам.
Подключение
Для врезки в газопровод необходимо:
- Получить документацию и техусловия на присоединение к уже действующей системе.
- Согласовать проект с контрольными инстанциями.
- Выполнить монтаж внешнего и внутридомового газопроводов.
- Разработать и передать исполнительно-технические документы на предприятия, обслуживающие здания.
- Получить книжку абонента.
Переходы
Они могут быть даух типов: под- и надводными. Первые устраиваются перпендикулярно оси водного потока. При обустройстве переходов предусматриваются допустимые промежутки между параллельно расположенными трубопроводами в зависимости от их диаметра. Глубина залегания при этом должна быть не менее полуметра от уровня предположительного размыва дна до поверхности трассы и не менее 1 м от проектных отметок. В процессе строительства переходов через обводненные либо водные участки для предотвращения всплытия трубы оснащают специальными грузами. Также может осуществляться сплошное бетонирование либо засыпка минеральным грунтом.
К участкам проходов через разного рода препятствия (как естественные, так и искусственные) предъявляются требования, соблюдение которых обеспечивает надежность эксплуатации трубопроводов и безопасное их использование в дальнейшем. Метод сооружения выбирается в соответствии со сравнительным анализом показателей нескольких способов. Полости переходов очищаются с помощью промывки. Надземные элементы могут быть арочными, висячими либо балочными. Выбор в данном случае зависит от условий, в которых осуществляется строительство.
Надземные переходы используются на переходах через овраги, небольшие реки и пр. В балочной конструкции предусматривается самонесущая труба. Переход висячего типа могут быть вантовыми, провисающими и гибкими. В последних крепление осуществляется с помощью подвесок к нескольким (или одному) тросам. Они перекидываются через пилоны. В вантовых системах удержание трубы в проектном положении осуществляется за счет наклонных тросов либо жестких ферм. Арочные переходы используются преимущественно при пересечении каналов. В их составе присутствуют жесткие конструкции. В провисающих переходах газопровод свободно провисает под собственным весом и массой топлива.
Компрессорные установки
Такие станции применяются для поддержания давления, обеспечения перемещения газа в установленных объемах. Они сооружаются по пути всей трассы. В компрессионных станциях осуществляется очистка газа от примесей, осушение, компримирование и охлаждение. После этого под необходимым давлением он возвращается в трубу. Как правило, компрессорные станции сооружаются в комплектно-блочном исполнении. Это означает, что оборудование поставляется в виде блоков, полностью готовых к монтажу. Перекачивающие установки монтируются в отдельных либо групповых зданиях, а также в специальных укрытиях.
Особенности сооружени
Здания для станций оснащаются облегченными стальными каркасами. Крыши и стены таких сооружений выполняются из легких 2- или 3-слойных панелей. В последнем случае элементы имеют специальную рамку-каркас. Она закрывается с обеих сторон стальными оцинкованными, асбестоцементными или алюминиевыми листами. В соответствии с производительностью давления в коллекторах, станции могут функционировать по схемам, состоящим из одного, двух или даже трех последовательно введенных нагнетателей. В процессе работы допускается использование их групп, включающих две-три последовательно соединенные единицы.
Положение дел в отрасли сегодня
Современные магистральные газопроводы являются сложными по своей конструкции сооружениями. Их использование может осуществляться только при наличии автоматизированных систем. Их эксплуатация, в свою очередь, должна базироваться на результатах технического анализа трубопроводов. Сооружение современных трасс требует от предприятия немалых финансовых и материальных затрат. Большие расходы обуславливаются значительной удаленностью основных месторождений от конечных потребителей. В отрасли существует достаточно много проблем. Они связаны, в частности, с физическим и моральным устареванием оборудования. Многие участки требуют реконструкции и обновления технического оснащения. Все это сопряжено с немалыми финансовыми затратами.
Заключение
Газ сегодня считается в России одним из ключевых топливных материалов. Он поступает к огромному количеству потребителей, удаленных на самые различные расстояния от месторождений. Такая популярность этого сырья обуславливается сравнительно невысокой его стоимостью. В качестве ключевого предприятия, отвечающего за поставку, выступает сегодня ОАО "Газпром". Именно эта компания обеспечивает большую часть населения данным видом топлива. Для удовлетворения нужд потребителей по всей стране проходят газопроводы, к которым подключены те или иные инфраструктурные объекты. Ключевой задачей поставщика выступает обеспечение бесперебойной транспортировки топлива пользователям. Для этого необходимо поддержание газопроводной системы в надлежащем состоянии. В отрасли функционирует множество предприятий, осуществляющих обслуживание тех или иных участков трасс. Именно от их деятельности зависит состояние магистралей.