Федеральный закон "О связи", изменения которого будут рассмотрены далее, устанавливает правовую основу деятельности в области коммуникаций на территории страны и в регионах, находящихся под ее юрисдикцией. В нормативном акте сформулированы обязанности, права участников соответствующих правоотношений, полномочия органов госвласти.
Цели
В качестве них закон Российской Федерации "О связи" определяет следующие положения:
- Содействие внедрению инновационных перспективных стандартов и технологий.
- Защита интересов лиц, выступающих в качестве пользователей коммуникационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере.
- Обеспечение добросовестной и эффективной конкуренции на рынке.
- Формирование условий для совершенствования отечественной коммуникационной инфраструктуры, содействие ее интеграции с международными каналами.
- Обеспечение централизованного контроля над российскими радиочастотными ресурсами.
- Формирование условий для удовлетворения коммуникационных потребностей органов госвласти, обороны, безопасности и правопорядка.
Сфера регулирования
Закон Российской Федерации "О связи" регламентирует отношения, касающиеся создания и эксплуатации всех коммуникационных сетей и сооружений, использования радиочастотного спектра, оказанием электронных и почтовых услуг на территории страны и в регионах, подконтрольных ей. Положения нормативного документа распространяются на всех операторов, которые осуществляют свою деятельность за пределами государства, только в части, касающейся регулирования порядка исполнения своих обязательств в районах, находящихся под юрисдикцией страны. Отношения, которые не охватывает Федеральный закон РФ "О связи", регламентируются иными правовыми актами.
Нормативная база
Законодательство РФ в сфере связи основывается на:
- Конституции.
- Рассматриваемом законе.
- Нормативных актах президента.
- Постановлениях правительства.
- Международных договорах.
- Прочих правовых отраслевых документах.
Если в международном договоре устанавливаются правила, отличные от тех, которые предусматривает закон "О связи" (126-ФЗ), то применяются положения соглашения.
Собственность на коммуникационные средства и сети
Последняя редакция закона "О связи" устанавливает, что деятельность отраслевых предприятий осуществляется на основе единства экономического пространства, в конкурентных условиях и с учетом многообразия типов собственности. Равные условия обеспечиваются всем коммуникационным организациям. Сети и средства связи могут относиться к федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, а также находиться в законном владении юрлиц. Иностранным инвесторам разрешается участвовать в приватизации имущества территориальных и государственных унитарных учреждений на условиях, установленных соответствующими нормативными актами. Данное положение устанавливает в ч. 1 ст. 5 рассматриваемый Федеральный закон "О связи". Изменения форм собственности на коммуникационные средства и сети производятся в порядке, установленном нормативными документами, и допускается при условии, что соответствующие процедуры не ухудшат функционирование действующей инфраструктуры, не нарушат права и интересы юрлиц и граждан.
Размещение сооружений
В процессе градостроительного планирования развития территорий и населенных пунктов, а также их застройки должны быть определены структура и состав объектов. В их числе линейно-кабельные сооружения, отдельные помещения для размещения коммуникационных средств, а также требуемые мощности в инфраструктурах для обеспечения стабильного функционирования систем. Изменения в Законе "О связи" были внесены относительно действий органов госвласти субъектов и МО. В частности, п. 2 ст. 6 обязывает указанные структуры содействовать коммуникационным организациям, которые оказывают универсальные услуги, в получении/строительстве сооружений и помещений, необходимых для их работы. Данные компании могут заключать договора с собственниками или иными владельцами:
- Опор ЛЭП.
- Зданий.
- Контактных железнодорожных сетей.
- Столбовых опор.
- Коллекторов.
- Мостов.
- Туннелей (метрополитена в том числе) и прочих технологических площадок и объектов.
По условиям соглашений организации связи вправе производить строительство, эксплуатацию коммуникационных средств и сооружений. В свою очередь, собственник либо иной владелец может требовать с компаний соразмерную оплату за пользование указанными объектами, если другое не предусматривается в нормативных актах. Если недвижимость, принадлежащая субъекту, после осуществления строительных или эксплуатационных работ не может больше использоваться по своему назначению, Федеральный закон "О связи" допускает возможность расторжения договора в судебном порядке.
Компенсации
Федеральный закон "О связи" предусматривает их при:
- Переустройстве или переносе коммуникационных линий и сооружений.
- Расширении границ поселения.
- Реконструкции/капремонте зданий, строений, мостов, дорог, сооружений.
- Освоении новых земель.
- Переустройстве мелиорационных систем.
- Разработке новых месторождений и пр.
Возмещение может производиться по согласию сторон в денежной форме или путем переноса либо переустройства коммуникационных линий и сооружений заказчиком строительства/реконструкции за свой счет согласно техусловиям, выданным организацией связи, а также стандартами. Компенсация допускается, если другое не устанавливают нормативные акты, регламентирующие дорожную деятельность. Данный абзац был дополнен ФЗ № 139. Изменения в законе "О связи" вступили в действие с 15 июля 2011 г.
Защита коммуникационных сетей и сооружений
Государство обеспечивает охрану объектов связи. Операторы и застройщики при реконструкции и строительстве сооружений, зданий, при прокладке коммуникационных сетей должны учесть необходимость обеспечения защиты конструкций от несанкционированного проникновения. Этот пункт введен в закон "О связи" с 14 февраля 2008 года.
Регистрация
Закон "О связи" относит коммуникационные сооружения, перемещение которых без нанесения несоразмерного ущерба их назначению не представляется возможным, к недвижимым объектам. В эту категорию входят также линейно-кабельная инфраструктура. В этой связи, данные объекты должны пройти госрегистрацию в порядке, установленном в ГК. Особенности постановки на учет коммуникационных сооружений формулируются постановлениями правительства. Передача прав собственности и прочих юридических возможностей на космические объекты не влечет предоставления прав на эксплуатацию орбитально-частотного ресурса.
Земли
Закон "О связи" предусматривает, что передача участков коммуникационным компаниям, режим (порядок) их использования, правила по сооружению охранных зон, создание просек для размещения сетей формулируются ЗК. В соответствии с нормами земельного права осуществляется изъятие наделов. Размеры участков, в том числе предоставляемых для сооружения просек и охранных зон, определяются по нормам отвода земель для производства соответствующих типов деятельности, а также по положениям проектной и градостроительной документации.
Сети
В качестве федеральной коммуникационной системы выступает комплекс организаций и госорганов, осуществляющих и обеспечивающих почтовую и электросвязь на территории РФ. Единая сеть включает в себя расположенные на территории страны сети следующих категорий:
- Общего пользования.
- Выделенные сети.
- Технологические системы, присоединенные к инфраструктуре общего пользования.
- Специального назначения и прочие.
Полномочия исполнительных структур
Закон "О связи" включает в компетенцию органов следующие функции:
- Определение порядка взаимодействия сетей, а в установленных случаях – централизованного управления системой общего пользования.
- Установление требований к проектированию, прокладке, эксплуатации, нумерации, организационно-техническому оснащению, обеспечению устойчивого функционирования, в том числе при чрезвычайных ситуациях. Закон "О связи" предписывает реализовывать данные полномочия с учетом категории коммуникационных сетей.
- Определение требований к измерениям, которые выполняются в процессе эксплуатации систем общего пользования, и к средствам, с помощью которых они осуществляются. Это обеспечивает устойчивость и целостность функционирования сети.
Системы общего пользования
Они предназначены для оказания услуг электросвязи на возмездной основе любому пользователю на территории РФ. В систему общего пользования включены электрокоммуникационные сети, определяемые и не определяемые географически в границах обслуживаемого района и ресурса нумерации, а также классифицируемые по технологии реализации услуг. Она сформирована комплексом взаимодействующих объектов, в том числе, предназначенных для трансляции каналов теле- и радиовещания.