Взаимодействия людей регулируется разнообразными нормами. К ним относятся юридические правила и моральные устои. Степень их обязательности, объемы требований различны. При несоблюдении или нарушении норм человеку приходится нести наказание, установленное законом и обществом. Все это касается не только взрослых людей. В обществе предусмотрены наказание и ответственность несовершеннолетних. Рассмотрим их более подробно.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Они установлены в УК РФ. Уголовная ответственность наступает для лиц с 14-ти лет за ряд преступлений. В частности, меры пресечения предусмотрены за:
- Убийство (ст. 105).
- Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью (ст. 112, 111).
- Изнасилование (ст. 131).
- Похищение человека (ст. 126).
- Насильственное поведение с применением действий сексуального характера (ст. 132).
- Грабеж (161).
- Кражу (158).
- Разбой (ст. 162).
- Неправомерное завладение транспортным средством без умысла хищения (ст. 166).
- Вымогательство (ст. 163).
- Умышленное повреждение либо уничтожение чужого имущества с отягчающими обстоятельствами (ст. 167, ч. 2).
- Террористический акт (ст. 205).
- Вандализм (ст. 214).
- Хулиганство с отягчающими обстоятельствами (ст. 213, ч. 2).
- Заведомо ложное заявление о террористическом акте (ст. 207).
- Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (ст. 226).
- Приведение в негодность (порчу) путей сообщения или транспортных средств (ст. 267).
- Вымогательство или хищение психотропных средств или наркотических веществ (ст. 229).
Ответственность несовершеннолетних за преступления по другим статьям УК наступает с 16-ти лет.
КоАП РФ
Административная ответственность несовершеннолетних предусмотрена законом с 16-ти лет. Рассмотрение соответствующих дел осуществляют районные (городские) Комиссии (КДН). В их компетенцию входят дела несовершеннолетних, совершивших:
- Опасные для общества деяния в возрасте до 14-ти лет.
- Правонарушения, не установленные в УК, в период с 14 до 16-ти лет.
- Деяния, в отношении которых отказано в возбуждении или прекращено уголовное производство в порядке, предусмотренном в УК, в возрасте 14-18 лет.
- Нарушение ПДД (до 16-ти лет).
- Административные преступления в возрасте 16-18 лет. В данную категорию не входят дела о злостном неповиновении требованию, распоряжению уполномоченного представителя правоохранительных органов, закону.
- Мелкое хищение общественного либо государственного имущества, хулиганство, нарушение правил использования, хранения и приобретения боеприпасов и огнестрельного оружия. Данные дела рассматриваются КДН только в тех случаях, когда служащий или орган, уполномоченные налагать взыскания, передают их Комиссии.
- Прочие антисоциальные проступки.
Административная ответственность несовершеннолетних предусмотрена также за уклонение от работы или учебы.
Меры воздействия
КоАП устанавливает особенности ответственности и наказания несовершеннолетних. В частности, за совершенные проступки гражданин должен принести потерпевшему извинение в публичной или иной форме. Ответственность несовершеннолетних лиц проявляется также в вынесении им выговора или предупреждения. Если подросток имеет самостоятельный заработок, то в случае порчи имущества на него может быть наложен штраф. Такая ответственность за вред несовершеннолетних предусматривается в случае, если сумма ущерба не выше 1/2 МРОТ. На подростка может быть наложена обязанность собственным трудом устранить дефекты, если их общая стоимость не больше 0.5 минимальной зарплаты. Указанная ответственность несовершеннолетних наступает с 15-ти лет. Если подросток достиг 16-ти лет, то ему может быть вменен штраф, если он имеет самостоятельный заработок. Сумма взыскания предусмотрена в законодательных актах органов госвласти.
Воспитательные меры
Несовершеннолетние, совершившие противоправные действия, могут быть переданы под надзор их родителей либо лиц, заменяющих их. За подростком может быть также установлено наблюдение общественного объединения либо трудового коллектива с их согласия. В особых случаях ответственность несовершеннолетнего наступает в виде направления его в лечебно-воспитательное заведение, за исключением профилакториев для больных наркоманией. Злостные нарушители общественного порядка или граждане, совершающие особо опасные проступки, могут быть помещены специальные учреждения. Несовершеннолетние 11-14 лет направляются в спецшколы, 14-18-ти лет – в профессионально-технические спецучилища. Данная мера может быть установлена КДН условно с испытательным сроком в 1 год. Городские (районные) Комиссии могут обращаться в органы попечительства и опеки с предложениями о лишении несовершеннолетних прав самостоятельно распоряжаться собственной стипендией или заработком.
Дополнительные меры
В законе предусмотрена не только ответственность несовершеннолетних. Родителей нарушителей или попечителей, опекунов, усыновителей при злостном неисполнении своих обязанностей, включающих воспитание и обучение детей, либо за принятие подростками наркотических средств без назначения врача, доведение ребенка до состояния опьянения, совершение гражданами до 16-ти лет нарушений ПДД, появление в общественном месте в нетрезвом виде, распитие спиртного на неположенной территории, а также прочие незаконные действия могут:
- Предупредить.
- Оштрафовать. Сумма взыскания устанавливается следующая:
- 1/3 от МРОТ за появление подростка до 16-ти лет в нетрезвом виде или распитие алкоголя в общественном месте;
- 1/2-1 МРОТ за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения.
В качестве меры воздействия выступает также общественное порицание. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, предусматривает возложение обязанности возместить ущерб, нанесенный подростком, если он не превышает 1/2 МРОТ.
Специфика направления в воспитательные учреждения
Решение об отправке несовершеннолетнего в спецшколу либо детский дом при наличии у него родителей, усыновителей или опекунов может приниматься без согласия последних в исключительных случаях. К таким случаям относят длительное отсутствие взрослых, пребывание в тюрьме, продолжительную болезнь и так далее. Направление несовершеннолетнего в специальные лечебно- и учебно-воспитательные заведения может осуществляться без согласия родителей или заменяющих их лиц по решению КДН. Дела такого рода должны рассматриваться при обязательном участии прокурора.
Моральный аспект
Если обратиться к справочной литературе, то ответственность трактуется как обязательство отчитываться за совершение каких-либо действий и несение вины за последствия своего поведения. Как выше было сказано, регулирование отношений в обществе осуществляется моральными и юридическими нормами. Их действие распространяется на взаимодействия человека с другими людьми, государством, коллективом, социумом. Моральная ответственность несовершеннолетних, по своей сути, предусматривает осуждение законопослушными гражданами нарушителя. За несоблюдение установленных норм должно возникать угрызение совести, чувство стыда за антисоциальное поведение. Осуждение со стороны коллектива, государства, других отдельных людей проявляется в виде выражения ими отрицательного мнения о нарушителе и его действиях. Несоблюдение нравственных норм выражается в неподобающем поведении несовершеннолетнего. Например, подросток может грубить взрослым, своим сверстникам, отказывать в помощи другу, находящемуся в сложной ситуации. За нарушение нравственных норм обществом предусмотрена моральная ответственность несовершеннолетних.
Юридическая сторона вопроса
Среди норм, посредством которых осуществляется регулирование общественных отношений, особое место занимают те, контроль над исполнением которых берут на себя правоохранительные и иные госорганы. Такие нормы устанавливают особенности ответственности несовершеннолетних, совершивших проступки, предусмотренные УК, ГК и КоАП. Правила поведения для всех граждан, в том числе не достигших 18-ти лет, фиксируются, таким образом, в законодательных актах. Ими регламентируется правовая ответственность несовершеннолетних. Юридические нормы обязательны для исполнения всеми, они охраняются государством. Их соблюдение способствует установлению порядка в обществе. Именно поэтому особую нетерпимость вызывают различные отклонения граждан, не достигших 18-ти лет, от установленных предписаний.
Уголовная ответственность несовершеннолетних: судебная практика
Хобби у детей бывает различным. Однако далеко не всегда оно приносит пользу самому ребенку и обществу в целом. Так, некоторые школьники вечерами выходят на тихие улицы и глухие переулки и поджидают спешащих домой женщин. Подходя к своей жертве, они наставляют на нее какой-то предмет, выглядящий в темноте угрожающе. Женщина в испуге отдает свою сумку, драгоценности, телефон. На этом вечерний промысел подростков заканчиваеся. Они возвращаются домой, пересчитывают деньги. Сумма может быть разной: иногда большой, иногда совсем незначительной. Ценные вещи обычно сбываются или сверстникам, или старшим ребятам. Но такое "хобби" долго продолжаться не может, поскольку действия таких школьников попадают под нормы УК. В законе, как выше было сказано, предусматриваются особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В соответствии с ними, меры пресечения для детей и подростков устанавливаются несколько другие, в отличие от взрослых. Достаточно быстро промышляющие незаконным образом подростки арестовываются. Они предстают перед судом, как взрослые, но наказание для них мягче, чем для совершеннолетних. В зависимости от тяжести содеянного выбирается и мера пресечения. Так, за неоднократные вымогательства может быть назначено пребывание в колонии.
Предпосылки к нарушению закона
Достаточно распространены случаи, когда подростки стремятся переложить свою вину на других людей, пытаясь снять ее с себя. Это вполне объяснимо. Совершать проступки не так страшно, как нести ответственность. Несовершеннолетних толкают на нарушение закона разные обстоятельства. Это может быть негативное влияние окружения, сложная ситуация в семье. Тем не менее следует знать, что модель поведения в конечном итоге подросток выбирает самостоятельно в большинстве случаев. Освобождение от ответственности несовершеннолетних предусмотрено в случае недоказанности его вины. Так, подросток может нарушить закон по принуждению, под давлением, угрозой причинения ущерба его здоровью или его близким людям.
Специфика применения мер пресечения
Привлечение к ответственности несовершеннолетних, как, собственно, и взрослых, строго регламентировано законом. Невиновный не может быть лишен или ограничен в своих правах. Поэтому основополагающим элементом в данном случае выступает вина. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, наступает только тогда, когда будет доказана причастность подростков к совершению действий, вследствие которых имуществу или чести и достоинству гражданина был нанесен ущерб.
Мотивации подростков
Каким образом подростки встают на преступный путь? Зачастую тяга к нарушению закона формируется на основании обычной лени, недисциплинированности, отсутствия желания исполнять простые просьбы и рекомендации взрослых. Следствием плохой успеваемости становится обеднение знаний, навыков, умений. Ученик начинает заметно отставать от одноклассников. Вследствие этого портятся отношения с ними. Чтобы как-то компенсировать дефицит общения, подросток ищет таких же, как он, "отстающих". В результате начинают формироваться группы недисциплинированных учеников, которые во взрослой среде принято называть "трудными". Дети начинают прогуливать школу, заниматься вымогательством, кражами. Вырастая, некоторые из них решают прекратить все эти занятия, стараются стать полезными для общества. Другие же, наоборот, продолжают вращаться в преступном мире, расширяя диапазон и опасность своих деяний.
Другие случаи
Существует еще одна категория подростков. Они, как правило, успешны в учебе, хорошо ведут себя в школе. Родители их любят и оберегают от всяческих сложностей и забот. Такие дети вне семьи и школы очень изменяют свое поведение. Для них характерна беспечность, стремление получить желаемое всеми путями, в том числе, незаконными. Они не склонны оказывать помощь родителям в быту. Их основной чертой становится эгоизм. Взрослые, пытающиеся остановить таких подростков, встречаются с презрением последних, неуважением. Несовершеннолетние безответственно относятся к своим обязанностям, труду, игнорируют моральные устои и правовые нормы. Для удовлетворения потребностей им нужны деньги. В процессе их получения подростки используют незаконные способы. Такое поведение со временем приводит к разрушению внутренних ценностей, деградации личности. При таком пренебрежительном отношении к интересам других людей, закону правонарушение становится обычным явлением. Таких подростков характеризуют неумеренные потребности и крайне низкий уровень духовности.
Общий взгляд на проблему
Правонарушение считается прямым следствием отсутствия духовности, культуры, вызванным стремлением к легкой жизни. Юридические нормы могут запрещать не только совершение каких-либо действий, но и бездействие, если оно может привести к негативным последствиям. Самым опасным видом нарушения закона считается уголовное преступление. Существующие меры пресечения за такие деяния распространяются как на взрослых, так и на подростков. Подрастающее поколение в России находится под защитой государства. Органы власти стараются делать все возможное для того, чтобы несовершеннолетние получали достойное воспитание и образование, социальные гарантии. Работа с подростками проводится не только непосредственно в семье. В своем развитии дети находятся под опекой школы, общественных организаций, инспекции ПДН.
Правонарушения, совершенные несовершеннолетними, формируют угрозу для будущего страны. В этой связи государство устанавливает определенные меры, направленные на предупреждение и пресечение незаконных деяний подростков. Те лица, которые в силу возраста не могут нести полную ответственность за нарушения, направляются в воспитательные учреждения. В этих заведениях закрытого типа с ними проводится профилактическая работа, применяются соответствующие принудительные меры. За воспитанниками устанавливается строгий контроль. Они обязаны подчиняться предписаниям, соблюдать дисциплину. Вместе с этим, несовершеннолетние правонарушители учатся, участвуют в общественных мероприятиях, работают. Все это говорит о том, что на подростков, пошедших неверным путем, в первую очередь, закон пытается влиять воспитательными мерами. Однако некоторые из них, игнорируя предупреждения, идут на повторное совершение незаконных деяний. В этом случае для них предусмотрена более строгая ответственность.
Задачи воспитательных мер
Вне зависимости от того, к какой ответственности привлечен несовершеннолетний, меры принуждения выступают не только в качестве кары за содеянное. Основной их задачей выступает перевоспитание нарушителей. Наказания преследуют цель показать несовершеннолетним опасность их поступков не только для общества, но и для них самих. Вынося решение о применении принудительных мер, уполномоченный орган, прежде всего, основывается на том, что подросток осознает незаконность своего поведения, сделает соответствующие выводы. Уголовная ответственность предусмотрена не для всех детей. В России установлен определенный возраст, с которого к гражданину могут применяться принудительные меры. В общих случаях к уголовной ответственности за соответствующие нарушения привлекаются несовершеннолетние с 16-ти лет. Это означает, что общество считает, что с такого возраста человек вполне осознает свои действия, понимает их последствия. Другими словами, он вполне может нести ответственность за содеянное. В законе предусмотрены статьи, в которых описаны особо опасные нарушения закона (перечень приведен в начале статьи). Ответственность несовершеннолетних за них устанавливается с 14-ти лет. Эти нарушения закона достаточно серьезны, и подчас сложно представить подростка, совершающего какое-либо из них. Тем не менее, такие случаи достаточно распространены в практике.
В заключение
Проблема детской преступности всегда находится под пристальным вниманием государства. Порой серьезные нарушения начинаются с шалости. В этой связи большое внимание в России уделяется вопросу воспитания подрастающего поколения. Люди, являющиеся родителями или лицами, заменяющими их, несут ответственность за поведение ребенка. На них накладываются обязанности по воспитанию, содержанию, образованию. Они первые люди, которые закладывают основы нравственности и духовности. Немаловажную роль в становлении и развитии личности ребенка играет школа. Здесь не только крепнут и совершенствуются те принципы, которые были заложены в семье, но и приобретаются знания, навыки, расширяется кругозор. Для нормального развития ребенок должен соблюдать установленные правила, нормы. Особое значение имеет дисциплина. Однако это не значит, что дети должны воспитываться в страхе перед законом и другими людьми. В подростка нужно вложить уважение к нормам и способность нести ответственность за свое поведение, недопустимость совершать противоправные действия, в какой бы ситуации он ни находился.