Рубрики

Общенаучные методы эмпирического познания

Эксперимент, описание, измерения, наблюдение - все эти методы эмпирического познания наиболее часто применяют в точных научных дисциплинах и естественных - физике, химии, биологии, географии и других. Для математики, правда, они абсолютно не характерны, но тем не менее и там сыграли ведущую роль, когда математические знания только зарождались. Школьная программа по математике до сих пор сохраняет некоторые методы эмпирического познания - в наглядности и техническом обучении. Оно, как таковое, может быть и теоретическим - с абсолютно разными подходами к получению информации. К методам эмпирического познания не относится аксиоматизация, а также формализация и гипотетико-дедуктивный метод.

методы эмпирического познания

Эксперимент

В содружестве с описанием и измерением становление эксперимента добивается уменьшения пассивной созерцательности, активизирует деятельность, учит целенаправленности за счёт использования моделей, приборов и других демонстрационных пособий. Если наука не является экспериментальной, как химия или физика, при обучении применяются готовые знания, однако методы эмпирического познания хорошо помогают их усвоить. Таким образом формулируются научные гипотезы, которые их обосновывают или опровергают.

С наблюдениями, измерениями и описаниями можно создать действенные специальные направления для обучения детей, у которых появляется реальная возможность самостоятельно обнаружить очевидные для взрослых доказательства, закономерности, геометрические аксиомы и тому подобное. По результатам после их применения методы эмпирического познания позволят в будущем каждому ребёнку делать индуктивные выводы и осуществлять открытия новых истин.

к методам эмпирического сознания не относится

Наблюдение

В познании вообще, а эмпирическом в особенности, преобладает чувственное. Самый наипростейший вид, опирающийся на органы чувств, - наблюдение. Конкретный субъект ощущает максимальное влияние со стороны объекта несмотря на его минимальную активность. Наблюдение может быть вооружённым и нет, отличие заключается в присутствии или отсутствии разнообразных приборов, при помощи которых протекает процесс исследования конкретных объектов.

Кроме того, можно изучать их как в искусственной среде, так и в естественной, и наблюдение будет, соответственно, называться лабораторным или полевым. С его помощью информация добывается достаточно обширная и ценная, если у наблюдателя есть слух, обоняние, зрение и огромная масса времени. Информационные данные, полученные с помощью наблюдения, тем и дороги. Там, где существуют конкретно поставленные сроки и время в дефиците, должны работать и другие общенаучные методы эмпирического познания.

общенаучные методы эмпирического познания

Процессы познания

Освоение знаний - процесс необходимый, непрерывный и постоянный, а также длительный. Именно поэтому общенаучные методы эмпирического познания довольно рано и широко распространились - человечество стремилось получать новый опыт, а цивилизация - развиваться. Знания накапливались и совершенствовались, а вместе с этим изменялся и мир, который люди активно осваивают.

Используются всё более изощрённые средства и глубокие источники познания. В связи с этим оно разделилось на обыденное и научное. Первое присуще всем людям без исключения, поскольку специальных умений и особых навыков не требует. А вот методы эмпирического и теоретического познания требуют профессиональной деятельности и научных каналов.

Структура познания

Прежде всего необходим субъект - индивид, который формирует новейшее знание, или сообщество - лаборатория, университет, НИИ и так далее, которые занимаются тем же самым. Именно субъекты познания являются двигателями цивилизации вообще и прогресса в частности. Во-вторых, необходим и объект, то есть та часть нашей действительности, которая должна быть исследована и субъективно, и объективно. Методы эмпирического познания - описание, измерение, эксперимент - первые шаги к научной деятельности.

Объектами могут служить не только любые предметы, природа, стихии, но и образ мышления, и общественное мнение, и развитие религии, и даже психическое состояние одного конкретного лица или целой группы. Словом, всё то, что должно быть исследовано по велениям времени и общественного интереса. Структура и методы эмпирического познания определили и третий компонент - это само знание как результат исследования, без которого развитие цивилизации просто невозможно.

методы эмпирического и теоретического познания

Два вида познания

Отражение действительности может быть чувственным и рациональным. Отсюда и выведены основные методы теоретического и эмпирического познания. Последнее содержит три главные формы, которые тесно взаимосвязаны между собой.

  • Представление. Не воспринимаемый в реальности образ предмета, который когда-то в прошлом воздействовал на субъекта через его чувственные органы, но его наглядный образ имел обобщённый характер.
  • Восприятие. Образ создаётся в реальном времени и всесторонне.
  • Ощущение. Отражение характеристик и свойств предмета в сознании субъекта посредством его органов чувств.

Их отличия

Теоретическое познание коренным образом отличается от эмпирического. И научная работа, и сам подход к исследованию абсолютно различны. Если методы эмпирического познания в науке являют собой чаще всего просто способ познавательной активности, то теоретики познают действительность, опираясь на достигнутые наукой результаты: здесь высоки порядки абстракции, применяются законы, гипотезы, категории и понятия.

Эмпирическое познание обычно предшествует теоретическому. Отличие только одно: начало основано на чувствах, а продолжение - на рациональных и реальных фактах. Именно поэтому выдвижение гипотез к методам эмпирического познания не относится, как и поиски формы.

методы и формы эмпирического познания

Гносеология

Научные факты могут устанавливаться и проходить первичную - субъективную - обработку, если исходный момент общего процесса изучения плотно связан с чувствами исследователя, именно таким образом он объективно связывается с внешним миром, и именно эти пять органов дают ему самое непосредственное занние о вещах, предметах, свойствах природного мира и явлениях. Вышеперечисленные основные методы эмпирического познания - представление, восприятие и ощущение - являются гносеологическими понятиями о формах чувственности. В ощущениях отображаются отдельные свойства вещей и предметов объективного мира в тот момент, когда они непосредственно воздействуют на органы чувств.

Это познавательное явление не имеет структуры, психологически не раскладывается, поскольку является получением элементарного знания. Именно так отображаются в ощущениях простые качества: дрожащее, сладкое, тяжёлое, громкое, горячее, красное и так далее. Информация эта пропускается за счёт способности человеческих органов чувств в такой последовательности: через зрение, потом осязание, далее идут слух, вкус и, наконец, обоняние. Зрению действительно отдана ведущая роль, поскольку до двух тысяч цветов и оттенков способен различать человеческих глаз, а взгляд сканирует форму предмета вдоль и поперёк мгновенно.

Научный опыт

Наблюдения, которые проводятся целенаправленно, отличаются строго избирательным характером. Если у учёного возникли какие-то предварительные гипотезы и идеи, он нацеливается на конкретику: что наблюдать и как, какого плана потребуются измерения, каким образом отслеживать изменения предмета. Также он находит и технические средства, нужные для достоверного результата. Год от года всё усложняется техническая оснащённость, но со времён Галилея суть познавательного наблюдения остаётся всё той же.

Эксперимент и другие основные методы эмпирического и теоретического познания как главные способы исследований являются частью научного опыта. Как пример можно привести разнообразное изменение условий, в которых исследуемый предмет находится. Здесь необходим жёсткий контроль каждой такой перемены, измерение всех параметров проводимых изменений, использование специальной аппаратуры, инструментария и приборов. И весь ход научного опыта снабжается обязательным, точнейшим и подробнейшим описанием сродни протоколу, где фиксируются все изменения, которые были замечены. Используются таблицы, графики, символы, рисунки, формулы математические или физичесике и так далее.

основные методы эмпирического познания

Оснащение

Типы технического оснащения эмпирического наблюдения для наилучшего познания вещей и явлений чрезвычайно разнообразны. Методы эмпирического и теоретического познания без соответствующего сопровождения, по большей части, невозможно применить.

  • Измерительные приборы: весы, линейка, спидометр, амперметр, радиометр и тому подобное, помогающее установить чисто количественные величины изучаемых объектов.
  • Вспомогательные приборы: микроскоп, телескоп и им подобные, улучшающие восприятие плохо ощущаемых вещей, предметов и явлений природы с помощью человеческих органов чувств. Микробы обычным зрением, например, рассмотреть невозможно.
  • Приборы для анализа: осцилограф, хронометр, электрокардиограф и многие другие, позволяющие проанализировать внутреннюю структуру процессов, явлений, а также их функции.

Формирование образов

С помощью опытного (экспериментального) познания у человека не могут сформировываться понятия о сущности познаваемых объектов. Такая ограниченность преодолевается путём включения рассудочного познания, опирающегося на логику. То есть характер его получается опосредованным. Следующий уровень - исследование предмета или явления путём размышлений, поиски всеобщих связей. Это и логические, и интуитивные моменты познания, непосредственно связанные с вещами и предметами.

Интуиция и логика были осмыслены в философском ключе ещё в античности - Сократом, Аристотелем, Платоном. Позже детальный анализ провёл Эпикур, который и определил понятие интуиции. Они уже тогда уверились и не ошиблись, что основой практических действий является не столько физические созидательные способности, сколько умение логично мыслить. Тогда же были описаны и методы и формы эмпирического познания в том виде, в котором учёные оперируют ими до сих пор.