Обязанность платежей по установленным налогам и сборам в России законодательно закреплена как для юридических, так и физических лиц. Ответственность предусмотрена в отношении всех без исключения случаев, будь то неуплата налога за квартиру гражданином в срок или целенаправленное занижение рассчитываемой суммы к оплате при исчислении налога организации на прибыль. Налогоплательщик, умышленно или случайно проигнорировавший или просрочивший исполнение своих обязательств, считается правонарушителем и должен понести наказание за содеянное.
Какая именно ответственность за неуплату налогов может быть применена?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к двум первостепенным законодательным актам — Налоговому и Уголовному кеодексам РФ. Они дают пояснения, касающиеся применяемых в отношении правонарушителей экономических санкций. Так, за уклонение или несвоевременное погашение налоговых платежей предусмотрены следующие виды ответственности:
- Налоговая. Несёт исключительно финансовый характер, что регламентировано действующим законодательством. Основная задача таких санкций — покрыть ущерб бюджету, нанесённый недобросовестным налогоплательщиком. В НК РФ применение данного вида ответственности отражает 122-я статья. Неуплата налогов наказывается при помощи начисления пени или штрафов.
- Уголовная. Призвана компенсировать вред правонарушителя перед обществом. В зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие её формы: административная (крупные денежные штрафы) или собственно уголовная (ограничение свободы виновных лиц). Использование таковой регулируется статьями 198 и 199 Уголовного кодекса.
Понятие налоговой недоимки
Термин "недоимка" является ключевым с точки зрения процедуры привлечения к ответственности. Под ним принято понимать все неуплаченные в положенный срок суммы налогов и сборов. Его не следует путать с понятием налоговой задолженности, которое является более широким и включает кроме самой недоимки начисленные штрафы и пени за несвоевременные платежи.
Какие именно составляющие формируют недоимку налогоплательщика?
- Собственно неуплата налога в полном объёме и в установленные сроки, которая формирует долг гражданина или организации перед государственной или региональной казной.
- Выявленная сумма недостачи в выплатах по налогам и сборам, которая может быть вызвана ошибками в исчислении или преднамеренным сокрытием части объекта налогообложения. Недостачу формирует незарегистрированное имущество, скрытое от государства, например, недвижимость на участке. Также это может быть более низкий показатель дохода, указанный в декларации, по сравнению с реальным.
Выявление недоимок налоговыми органами происходит посредством камеральных или выездных проверок. Первый тип представляет собой периодически проводящееся по месту размещения отделений налоговой службы изучение представленных деклараций и прочих документов на предмет правильности исчисления и последующей уплаты налогов.
Выездные проверки проводятся по адресу регистрации налогоплательщика, чаще всего организаций, и являются самым эффективным способом обнаружения недоимок, причиной образования которых может стать, например, неуплата налога на прибыль или имущество в должном объёме в связи с занижением налогооблагаемой базы. Выявить такие факты помогает тщательный анализ документации налогоплательщика.
Налоговые пени и методика их начисления
Пени за неуплату налогов представляют собой исчисляемые особым образом суммы денежных средств, на величину которых недобросовестный налогоплательщик должен пополнить государственный бюджет, если допустил просрочку налоговых платежей.
Они служат дополнением к первоначальной стоимости недоимки. Их начисление может происходить на величину не только первоначально исчисленного налога, но и штрафа, если тот не был погашен в срок. Обязанность уплаты пеней не снимается даже в случае наложения карательных или обеспечивающих исполнение обязательств по уплате санкций.
Для расчёта суммы пени за неуплату налогов важны две даты: непосредственной оплаты задолженности и законодательно установленной, до которой её погашение должно произойти. Начисление, как правило, осуществляется за каждый просроченный день в виде определённого процента от размера изначально необходимого платежа.
Сегодня для расчёта используется величина равная 1/300 от актуальной в течение этого периода ставки рефинансирования ЦБ РФ. При изменении величины ставки рефинансирования в анализируемом периоде расчёт производят по всем её значениям с учётом срока действия каждого. Если, например, имеет место неуплата транспортного налога в течение некоторого времени, формула исчисления пени выглядит таким образом:
Пеня = (Первоначальная сумма транспортного налога × Длина просрочки в днях × Актуальная ставка рефинансирования ЦБ) ÷ 300.
Санкции при неуплате налогов
Штраф за неуплату налогов — это ещё одна форма материального наказания должников налоговыми органами. Его роль заключается в предотвращении повторного совершения правонарушения. Размеры и правила начисления регламентируются ст. 122 Налогового кодекса. В соответствии с текстом данной статьи причиной применения штрафных санкций служит частичная или полная неуплата налога, которая может быть вызвана:
- Неправильным его исчислением (например, занижение налоговой базы).
- Прочими незаконными действиями или бездействиями.
В любом случае нарушителю полагается выплатить штраф за неуплату налогов в размере 20% от стоимости недоимки. Причём его погашение не освобождает от возмещения начисленной ранее суммы налога. Если действия должника признаны умышленными, размер санкций увеличивается до 40%.
Необходимо пояснить, что здесь речь идёт о ситуациях с неправильно заполненной и поданной в налоговые органы декларацией. В остальных случаях штраф за неуплату или просрочку платежа не применяется, должнику следует возместить сумму недоимки и начисленные пени.
Механизм введения уголовной ответственности
Уголовная ответственность за неуплату налогов может наступить в том случае, когда была выявлена недоимка крупного (либо особо крупного) размера, а действия должника имеют признаки преступления, которыми являются следующие:
- Непредставление физическими или юридическими лицами обязательных согласно налоговому законодательству документов, в том числе деклараций, что и повлекло за собой неуплату.
- Уклонение налогового агента в личных интересах от исполнения обязанностей, связанных с расчётом и удержанием налогов с налогоплательщиков и их перечислением в бюджет.
- Утаивание организацией или индивидуальным предпринимателем (далее — ИП) денежных средств или имущества, которые могут быть источником взыскания налогов.
Для получения полной суммы задолженности налогоплательщика складывают все суммы неуплаченных им налогов с действующим сроком исковой давности. Установленные законом объёмы крупной и особо крупной недоимки, в результате которой может наступить уголовная ответственность за неуплату налогов, различны для граждан и организаций:
- Для физических лиц крупной признаётся не перечисленная в бюджет сумма налогов и сборов, превышающая величину в 1 млн. 800 тыс. рублей, либо в размере свыше 600 тыс. рублей. При этом неуплаченные в общей массе начисленных налогов должны составлять более 10%. Особо крупной считается недоимка в размере свыше 9 млн. рублей или же 3 млн. рублей при условии, что их доля в подлежащей оплате сумме составляет более 20%.
- Для юридических лиц крупная недоимка — задолженность, превышающая величину в 6 млн. рублей, либо более 2 млн. рублей при доле в общем объёме налогов свыше 10%. Особо крупной признаётся не перечисленная в бюджет сумма налогов более 30 млн. рублей или свыше 10 млн., если доля таковой в общем объёме начисления превышает 20%.
Физическим лицам грозит наказание за неуплату налогов при крупной задолженности в виде административного штрафа от 100 до 300 тыс. рублей или же в объёме заработной платы либо иного установленного дохода за период от 1 до 2 лет. Кроме того, может применяться лишение свободы виновных лиц сроком до 1 года. В случае с особо крупным размером уклонения законодательно установлен штраф от 200 до 500 тыс. рублей либо лишение свободы до 3 лет. В отношении виновных должностных лиц организаций санкции аналогичны, кроме того, может быть применён запрет на занятие ими руководящих постов в течение определённого периода в будущем.
Принципы привлечения виновного лица к ответственности
Сама по себе неуплата налогов в установленный срок может привести только лишь к начислению пени за просрочку. Этого недостаточно для того, чтобы применить по отношению к должнику налоговые штрафные санкции, и уже тем более уголовное наказание. В этом случае налоговым органом обязательно должна быть доказана вина неплательщика. Она представляет собой совершение противоправного деяния по неосмотрительности или же по злому умыслу.
Ключевые принципы привлечения налогоплательшика к ответственности:
- Обвиняемое лицо не обязано доказывать факт своей невиновности, так как это считается задачей налоговых органов.
- Ни один гражданин, ИП, организация не может привлекаться повторно при совершении налогового правонарушения.
- Факт привлечения к ответу виновных лиц не отменяет необходимости уплаты первоначальной суммы налога.
- Наказание за неуплату налогов не может применяться по отношению к обвиняемому лицу, если его вина в совершении данного противоправного деяния не доказана.
- Если ответственность уже возложена на организацию, её должностные лица не освобождаются от уголовной или любой другой законодательно предусмотренной ответственности при наличии на то соответствующих оснований.
Обстоятельства, исключающие привлечение виновного лица к ответственности за неуплату налогов
Неуплата налогов, как и любой другой вид правонарушений, может сопровождаться наличием дополнительных обстоятельств, оказывающих непосредственное влияние на процесс привлечения гражданина или организации к ответственности за содеянное. Они используются налоговой инспекцией или судебными органами для принятия решения о применении тех или иных налоговых санкций. Различают исключающие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.
В соответствии с НК РФ неплательщик налога не может быть привлечён к ответственности, если его действия сопровождаются наличием как минимум одного пункта из перечня исключающих вину обстоятельств:
- Для физических лиц — недостижение шестнадцатилетнего возраста на момент совершения им незаконных действий.
- Отсутствует как таковое событие правонарушения. В данной ситуации это неуплата или неполная уплата налога.
- В осуществлённых деяниях отсутствует вина. Последняя может быть исключена, если неоплата или задержка произошли по следующим причинам:
- Из-за наступления форс-мажорных обстоятельств, в том числе стихийных бедствий.
- В связи с болезнью, в результате которой гражданин не мог контролировать свои действия.
- При выполнении им письменных разъяснений уполномоченного налогового органа, касающихся порядка расчёта, уплаты налога или других вопросов.
- Ввиду наступления иных обстоятельств, которые могут быть использованы для этих целей.
- Законодательно установленные сроки для привлечения виновного лица к ответственности истекли. Этот период определяет ст. 113 НК РФ. Он составляет 3 года. Началом отсчёта считается день, следующий за датой завершения налогового периода, в котором была образована недоимка. Например, когда имеет место неуплата земельного налога для физических лиц, в качестве такого дня рассматривается 2 ноября.
Наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств
Такие обстоятельства также оказывают влияние на процесс принятия решения по вопросам применения тех или иных налоговых санкций. Согласно действующему налоговому законодательству, смягчающими ответственность за неуплату налогов признаются следующие события, спровоцировавшие совершение правонарушения:
- Стечение тяжёлых личных или семейных обстоятельств.
- Наличие угрозы, давления, принуждения со стороны, которые могут быть вызваны материальной или служебной зависимостью.
- Любые другие обстоятельства, которые впоследствии признаются уполномоченными на принятие решений органами смягчающими.
Отягчающее обстоятельство только одно — это повторное нарушение налогового законодательства таким же образом. При этом обязательным считается факт наложения ответственности за первичное правонарушение. В обратном случае более поздний по срокам случай не может быть признан с этой точки зрения вторичным. Следует уточнить и другие условия признания того или иного события таковым. Они следующие:
- Аналогичность совершённых правонарушений. При этом не имеется в виду абсолютное совпадение деяний. Существуют дополнительные разновидности ситуаций, которые могут быть рассмотрены:
- Применение одного и того же пункта одной статьи НК РФ с различиями в обстоятельствах.
- Пункты статьи не совпадают, но правонарушения одинаковы.
- Фактор времени. Ст. 112 НК РФ определяет срок, на протяжении которого виновное лицо считается находящимся под действием налоговой санкции. Это период длиной в 12 месяцев с момента принятия решения судебным или налоговым органом. Бывают ситуации, когда ответственность за неуплату налогов, произошедшую повторно, наступает раньше, чем за первичную. Важно, что любое повторное правонарушение, вне зависимости от времени применения санкций за его осуществление, не может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства при рассмотрении дела в отношении первичного.
По одному и тому же разбирательству по неуплате налогов могут быть использованы оба варианта. Степень влияния каждого из них на процедуру применения налоговых санкций в отношении неплательщика законодательно не определена. Поэтому учёт смягчающих и отягчающих обстоятельств в каждом конкретном случае производится по усмотрению судебного или налогового органа.
Каких действий можно ожидать от налоговых органов?
Неуплата налогов ИП, организацией или гражданином в установленные сроки должна привлечь внимание налоговой службы. При обнаружении этого факта порядок действий уполномоченных органов будет следующим:
- В адрес гражданина или организации направляется письмо с требованием погашения задолженности, где также обозначаются сроки внесения оплаты, её сумма, санкции, которые будут применены при неисполнении обязательств. Здесь крайне важен факт получения документа.
- Если никакой реакции не последовало, уполномоченные налоговые органы могут переходить к взысканию сумм налога и пени собственными силами. Это осуществляется за счёт денежных средств, хранящихся на банковских счетах, имущества, прав требования (дебиторской задолженности) должника, начиная с самых ликвидных. Если имеющихся на счетах денег недостаточно для погашения задолженности (недоимки, пеней, штрафов), производится арест, а затем и реализация арестованного имущества.
- Когда имеют место недоимки большого размера, налоговая инспекция в обязательном порядке должна направить все имеющиеся у неё материалы на рассмотрение органов внутренних дел. Они, в свою очередь, могут завести уголовное дело, в результате чего устанавливается ответственность за содеянное. Неуплата налогов физическим лицом редко приводит к применению таких санкций, поскольку образование крупных недоимок присуще в основном организациям.
Каким образом можно оспорить решение налоговых органов?
Каждый налогоплательщик, не согласный с решением налоговой инспекции или суда, объектом которого является неуплата налогов, имеет право на обжалование, если считает, что его права были каким-либо образом нарушены. Порядок этой процедуры предусмотрен действующим законодательством. Своё несогласие по поводу актов и решений налоговых органов можно выразить путём подачи жалоб в вышестоящий орган налоговой службы либо суд.
Организации и ИП для защиты своих прав могут обратиться с иском в арбитражный суд, а прочие физические лица — в суд общей юрисдикции. Все судебные разбирательства происходят в установленном порядке.
Что касается обращения в вышестоящие налоговые органы, то основной документ здесь — письменная жалоба со всеми обосновывающими её содержание документами. Она должна быть направлена туда не позднее, чем через три месяца с того момента, когда налогоплательщиком было или должно было быть обнаружено нарушение своих прав.
Если сроки подачи нарушены по уважительной причине, существует возможность их восстановления по усмотрению вышестоящего налогового органа. Налогоплательщик имеет возможность направить повторную жалобу, кроме тех случаев, когда первая была отозвана им по письменному заявлению до принятия по ней какого-либо решения. Обращение рассматривается вышестоящим органом налоговой инспекции в течение месяца, после чего выносится решение, которое может как изменить или отменить ранее принятое, так и оставить жалобу без удовлетворения.