Рубрики

Налоговые органы РФ. Права и обязанности налоговых органов

Налоговая система - важнейшая составляющая национальной экономики любого государства. Каковы ее особенности в России? Каковы функции, задачи, права и обязанности налоговых структур, ведущих деятельность в РФ? Какие ведомства отвечают за исчисление и перевод платежей от граждан в казну? Какие типы сборов установлены российскими законами?

Российская налоговая система: общие характеристики

Основополагающий источник права, излагающий суть и основные институциональные характеристики налоговой системы России - специализированный кодекс. В соответствии с регулирующими положениями, в РФ существуют определенные виды налогов в зависимости от уровня власти, отдельные органы, призванные собирать платежи, наделенные рядом прав и обязанностей. Рассмотрим каждый из этих аспектов в отдельности.

Налоги: федеральные, региональные, местные

В России есть три вида налогов в зависимости от уровня власти: федеральные, региональные, а также местные. Сборы первого типа установлены НК РФ, они обязательны к уплате во всех населенных пунктах, расположенных на территории страны (если законом не допускаются те или иные исключения).

К федеральным относятся следующие налоги: НДФЛ, НДС, на прибыль, на добычу полезных ископаемых, на воду, а также различного рода государственные пошлины, акцизы, сборы.

Региональные налоги, в свою очередь, устанавливаются не только НК, но также и правовыми актами, принимаемыми органами власти в субъектах РФ. Уплата таких сборов обязательна только в тех республиках, краях и областях, где соответствующие нормы приняты. Компетенции, которыми обладают органы налогового контроля одного субъекта, не распространяются на другие регионы.

При установлении сборов такого типа органы власти имеют право регулировать величину ставок, процедуры исчисления и внесения сумм долга плательщиков перед казной (в случае если в НК РФ не содержится необходимых норм). Также на уровне субъектов федерации могут определяться правила, по которым оформляются льготы и определяется величина баз для исчисления платежей.

Налоговые органы РФ

К региональным относятся следующие налоги: транспортный, на имущество организаций, а также на игорный бизнес.

Компетенциями по работе с местными сборами, в свою очередь, обладают налоговые органы, функционирующие на уровне отдельных муниципальных образований. Сборы такого типа обязательны к уплате физлицами и юрлицами, зарегистрированных в конкретном городе, районе, поселении и т. д. Налоговые органы, работающие в отдельном населенном пункте (или МО) не имеют полномочий контролировать процесс исчисления и уплаты сборов в других муниципалитетах. Ввод в действие отдельных видов отчислений в казну может осуществляться как на уровне НК РФ, так и в ходе законодательных процессов, осуществляемых локально.

Местных налогов в России сравнительно немного. Их всего два. Это налог на имущество физлиц, а также на землю.

Стоит отменить важнейшую особенность российской налоговой системы. Многие юристы называют ее основным признаком жесткую централизацию. Все дело в том, что вне зависимости от уровня, на котором функционируют налоговые органы, все типы сборов устанавливаются (равно как и отменяются) исключительно посредством внесения поправок в НК РФ. Ни один субъект федерации, равно как и муниципалитет, не наделен правом устанавливать свои, не имеющие соответствия в НК, налоги.

Налоги в Санкт-Петербурге и Москве

Как же обстоит ситуация с налогами в городах федерального значения - в Санкт-Петербурге и Москве? Никаких принципиальных отличий от общероссийской системы организации сборов, как отмечают эксперты, здесь нет. Типы платежей в казну в этих мегаполисах устанавливаются на уровне НК РФ, а также в соответствии с локальными законами (действующими только на территории каждой из "столиц"). Особенность систем, работающих в Санкт-Петербурге и Москве, в том, что органы налогового контроля обладают одновременно и "региональными" и "муниципальными" полномочиями.

Налоговые ведомства России

Ведомство, которому принадлежит главная роль в системе исчисления и обеспечения оплаты сборов на различном уровне - Федеральная налоговая служба России. Также, одним из ключевых органов власти, имеющих компетенции в этой сфере, является Министерство Финансов РФ. Вертикальная структура каждого из ведомств примерно соответствует тому, как организуется политико-административная иерархия в системе исполнительных органов власти.

ФНС России: структура, функции

ФНС - структура, подведомственная Минфину. Основные функции, возложенные на ФНС России, следующие:

  • соблюдение национального законодательства, регулирующего налоги и сборы;
  • контроль над корректностью исчисления и сроками внесения сборов в казну;
  • обеспечение законности оборота валюты в пределах своей компетенции;
  • информирование граждан по вопросам, связанным с правовым регулированием сферы сбора налогов.

Важнейшая функция ФНС - регистрация юридических лиц и ИП. Гражданин РФ, запланировавший заняться бизнесом, почти на всех этапах своей деятельности будет так или иначе взаимодействовать с ФНС. Сюда относится не только регистрация в налоговом органе, но также и сверка финансовых документов, различного рода отчетность и т.д.

Основные источники права, регулирующие деятельность ФНС - это Конституция России, федеральные законы, акты главы государства и правительства, международные соглашения РФ. ФНС и Министерство Финансов - это налоговые органы, которые ведут свою деятельность в тесном взаимодействии с многими другими структурами исполнительной власти (как на федеральном уровне, так и соотносительно полномочиям субъектов и муниципалитетов).

Организация, с которой, по мнению многих экспертов, ФНС взаимодействует наиболее интенсивно и регулярно - это Пенсионный Фонд. Очень активно сотрудничают налоговики также и с Министерством Связи, "Ростелекомом" в части повышения уровня технологизации работы.

Структура и организация налоговых органов утверждается посредством приказа, издаваемого федеральным руководством ФНС России. Каждый региональный субъект системы является, с одной стороны, отдельным юрлицом, с другой - подотчетен вышестоящим структурам ФНС.

Существуют также особого вида налоговые органы РФ, в компетенции которых - контроль над выполнением законных обязательств со стороны плательщиков сборов, исходя из их отраслевой принадлежности и иных классифицирующих признаков. Речь идет от так называемых межрегиональных (а также межрайонных) инспекциях.

Межрегиональные инспекции

Данного рода структуры призваны решать следующие основные задачи:

  1.  контролировать соблюдение законов, регулирующих налоги и сборы на терриитории определенного федерального округа;
  2.  эффективное взаимодействие с полпредами Президента РФ (касательно вопросов, находящихся в общей с ним компетенции);
  3.  контроль над работой региональных структур ФНС посредством проверок.

Налоговые органы РФ данного типа классифицируются, как мы уже сказали выше, в зависимости от отрасли, которую они регулируют. Так, в сегодняшней структуре есть следующие основные типы межрегиональных налоговых инспекций:

  • ведущие контроль над субъектами сферы добычи и переработки нефти;
  • обеспечивающие корректное выполнение налоговых законов фирмами, занятыми в газовой промышленности;
  • контролирующие дисциплину в аспекте выплат сборов в казну предприятий, занимающихся выпуском алкогольной и табачной продукции;
  • взаимодействующие по вопросам перечисления налогов с компаниями энергетической сферы;
  • обеспечивающие соответствие деятельности металлургических предприятий налоговому законодательству;
  • взаимодействующие по вопросам уплаты сборов в казну с компаниями, которые оказывают услуги связи;
  • осуществляющие контроль за корректным выполнением налогового законодательства со стороны транспортных предприятий.

Как ФНС помогает бюджету России

Сбор денежных поступлений в бюджет - главная, по мнению многих юристов, функция, которую выполняют налоговые органы. Налогоплательщики, в свою очередь - это основной "спонсор" государственной казны. В связи с этим перед ФНС встает ряд важнейших задач, связанных с корректным исчислением и сбором всех необходимых платежей в национальный бюджет. Соотносительно им ведомство обладает достаточно большим количеством прав.

Налоговые органы: их законные права

Каковы основные права налоговых органов? НК РФ определяет их следующую совокупность:

  • выносить требования в адрес плательщиков налогов в отношении предоставления документов, в которых могут содержаться основания для законного исчисления и уплаты сборов;
  • запрашивать у граждан пояснения (в том числе зафиксированные документально), позволяющие определить, насколько правильно подсчитана сумма налога, а также то, в какие сроки он был уплачен;
  • проводить проверки на предмет следования плательщиками нормам законодательства, регулирующего сборы;
  • приостанавливать финансовые операции на расчетных и персональных счетах плательщиков в кредитно-финансовых учреждениях по основаниям, содержащимся в НК РФ;
  • налагать арест на располагаемое плательщиками имущество в качестве возможной меры, обеспечивающей перечисление требуемой суммы налога в бюджет федерального, регионального или муниципального уровня;
  • производить процедуру выемки документов с целью выявления фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства;
  • исследовать принадлежащие плательщикам объекты (ресурсы), пригодные для извлечения дохода (производственные помещения, склады, торговые площади), производить осмотр инвентаризацию их имущества (которое также может задействоваться как инструмент извлечения прибыли, подлежащей законному налогообложению);
  • исчислять корректные суммы сборов, которые плательщики обязаны вносить во внебюджетные государственные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС) на основании сведений о гражданах (а также субъектах, ведущих аналогичную деятельность);
  • определять размер налога расчетным способом в том случае, если плательщик не допускает специалистов ФНС к обследованию производственных объектов, складов, торговых площадок и иных ресурсов, которые могут быть использованы как инструмент извлечения прибыли (как правило, это происходит, если предприниматель не предоставляет в ведомство необходимые документы - отчеты, декларации и т. п. в течение продолжительного срока);
  • взыскивать недоимки по налогам с бизнесов, начислять пени, штрафы (последние - в судебном порядке) в соответствии с законодательными нормами (которые в ряде случаев регулируют взаимоотношения ФНС с ИП и юрлицами по-разному);
  • запрашивать в банках, которые управляют расчетными счетами предпринимателей информацию об исполнении различного рода платежных документов по распоряжению налогоплательщиков (эта мера, как правило, носит контрольный характер);
  • приглашать к сотрудничеству в случаях, когда это необходимо, экспертов и специалистов сторонних организаций (например, это могут быть переводчики);
  • обращаться к гражданам, которые могут засвидетельствовать те или иные факты, касающиеся деятельности предпринимателей, которые могут быть полезны для ФНС с точки зрения налогового контроля;
  • ходатайствовать о лишении предпринимателей лицензий (либо приостановлении их действия) если бизнес сопровождается нарушениями законодательства, регулирующего налоги и сборы;
  • взаимодействовать с различного уровня судами на предмет решения споров и нарушений, касающихся процессов исчисления и сбора платежей.

Таковы основные права налоговых органов, гарантированные законами РФ. Полезно будет также ознакомиться с перечнем обязанностей ведомств, ответственных за сборы в государственную казну.

Обязанности налоговых структур

В соответствии с нормами закона налоговики обладают рядом обязанностей. Перечислим важнейшие из них.

Прежде всего обязанности налоговых органов включают неукоснительное соблюдение законодательства, отражающего процедуры исчисления и получения сборов в казну. Также структуры ФНС и иных ведомств, ведущих смежную работу, обязаны осуществлять контроль над тем, чтобы нормы правовых актов соблюдались всеми субъектами, которых регулирование касается.

Ведомства обязаны вести корректный учет в налоговом органе плательщиков сборов, разъяснять им особенности применения актуальных правовых актов, информировать их о том, каковы размеры текущих платежей. Кроме того, ФНС обязана предоставлять необходимые формы отчетности (а также разъяснять нюансы их заполнения).

Права налоговых органов

Любой отчет, разъяснение, заявление в налоговый орган подаются в соответствии с официальными или рекомендуемыми форматами.

Ведомству, в силу требований закона, предписывается помогать гражданам в предоставлении соответствующих документов.

ФНС обязана возвращать переплату по налогам (или установленным образом пересчитывать в сопоставлении с другими сборами), пеням и различного рода штрафам.

Налоговые органы обязаны неукоснительно соблюдать конфиденциальность процесса взаимодействия с гражданами. Дело не только в обеспечении соответствия положениям ФЗ "О персональных данных" и иных защищающих индивидуальные сведения о плательщиках правовых актах. В России есть такое явление, как "налоговая тайна", и задача ФНС - в полной мере соблюдать ее.

Налоговые органы налогоплательщики

Таковы основные обязанности налоговых органов. Безусловно, есть и иного рода задачи, которые предписывается решать ведомству в силу закона. Мы отразили те, что касаются, прежде всего, взаимодействия ФНС и граждан. Есть, конечно, большое количество межведомственных обязательств данной структуры (например, время от времени должны передаваться в те или иные инстанции различные документы налоговых органов - отчеты, договоры, планы и т. д.).

Как взаимодействуют ФНС и Минфин?

Как мы уже сказали выше, налоговая система РФ функционирует посредством институтов на базе двух ведомств - Министерства финансов и ФНС. Каким образом эти две государственные структуры взаимодействуют между собой? Юристы выделяют следующие основные направления совместной работы двух указанных ведомств:

  1. формирование консолидированной точки зрения относительно того, как должны применяться различные акты налоговых органов (включая те, что регулируют деятельность ведомств);
  2. подготовительная работа в направлении совершенствования законотворческой политики в сфере налогообложения;
  3. деятельность, связанная с вынесением актуальных решений, касающихся внутри- и межведомственных вопросов.

Ключевая структура, призванная обеспечивать корректность взаимодействия Минфина и ФНС - межведомственная комиссия. Она осуществляет работу, связанную с принятием решений, призванных оптимизировать работу по улучшению норм законов, регулирующих налоги и сборы, а также формировать корректный подход в области правоприменительной практики.

Задачи, возложенные конкретно на ФНС в рамках взаимодействия с Минфином, таковы:

  1. работа в направлении создания алгоритмов, в соответствии с которыми налогоплательщики вносят сборы (главным образом это разработка документальных форм, шаблонов, а также разъяснений к ним);
  2. предоставление структурам Минфина необходимых материалов информационного и справочного характера (чаще всего их запрашивают высшие руководящие структуры ведомства);
  3. разработка планов, моделирование прогнозов, касающихся деятельности, написание отчетов по факту решения задач.

Важнейшая функция ФНС во взаимодействии с Минфином - аналитическая работа. В конце каждого года руководящий аппарат ведомства направляет в Министерство финансов отчет, в котором анализируются данные об обращениях плательщиков. Как правило, это статистическая информация, отражающая количество (а также характер) запросов физлиц и юрлиц, а также сведения о судебных решениях по делам, касающимся сферы сбора налогов.