Налоговые плановые проверки представляют собой специализированное процессуальное действие со стороны налогового органа, направленное на обеспечение контроля над своевременностью, правильностью исчисления, а также полнотой уплаты соответствующих сборов. Его проводят посредством сопоставления фактических сведений, полученных в процессе проведения контрольных работ, с информацией налоговых деклараций, ранее представленных в уполномоченные органы.
Объем полномочий
Налоговые плановые проверки, в соответствии с действующим законодательством, проводятся уполномоченными органами, что устанавливается действующей статьей 31 НК РФ, а также регламентируется главой 14 «Налоговый контроль». После того как был введен в действие НК РФ, современные налоговые органы не потеряли своего права на проведение целого ряда других проверок. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, уполномоченные лица могут проводить проверки по использованию ККМ, а также контролировать производство и оборот алкогольной продукции и еще целого ряда других сфер.
Полный объем правомочий современных налоговых органов, а также актуальных ограничений на проведение каких-либо процессуальных действий непосредственно зависит от того, какие конкретно проводятся плановые проверки. В частности, эти действия могут включать в себя следующее:
- доступ в различные помещения или на определенную территорию;
- осмотр и истребование различной документации;
- изъятие бумаг и предметов;
- экспертиза;
- инвентаризация;
- и многое другое.
Какими они могут быть?
Далее мы рассмотрим, какие плановые проверки могут проводить уполномоченные органы. При этом они классифицируются по целому ряду различных признаков. В первую очередь в зависимости от объема проверяемых бумаг их можно разделить на выездные и камеральные.
Камеральные
Данная проверка подразумевает представление со стороны налогоплательщика всех необходимых налоговых деклараций и прочей документации, по которой может осуществляться исчисление и уплата сборов, а также изучение прочих доступных налоговым органам документов, связанных с его деятельностью. Такие плановые и внеплановые проверки проводятся непосредственно по месту нахождения налогового органа.
На сегодняшний день камеральные мероприятия представляют собой существенный источник пополнения государственного бюджета. Всевозможные ошибки в представленных декларациях или в обосновании льгот, которые удается обнаружить в процессе проведения подобных процедур, позволяют получить значительную прибавку к уже имеющимся бюджетным платежам.
Плановые и внеплановые проверки такого типа проводятся уполномоченными специалистами соответствующих органов в полном соответствии с их служебными обязанностями. При этом стоит отметить, что в данном случае не требуется какое-то специализированное решение руководителя органа на протяжении трех месяцев со дня представления декларации и всех необходимых документов со стороны налогоплательщика, если действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает какие-либо другие сроки. Периодичность плановых проверок такого типа может не определяться заранее, а главной их целью является обеспечение:
- контроля над тем, насколько налогоплательщик соблюдает законодательные и другие нормативные правовые акты;
- выявления и предотвращения различных налоговых правонарушений со стороны плательщика;
- взыскания каких-либо сумм, которые были вообще или полностью не уплачены, включая как налоги, так и все соответствующие пени;
- возбуждения процедуры взыскания в установленном порядке необходимых налоговых санкций, если есть основания для их осуществления;
- подготовки необходимых сведений для обеспечения предельно рационального отбора плательщиков для последующего проведения выездных процедур.
Выездные
Выездные плановые проверки индивидуальных предпринимателей представляют собой определенный комплекс действий, направленных на проверку первичных учетных и других бухгалтерских документов налогоплательщика, бухгалтерской отчетности, регистров учета, а также налоговых деклараций целого ряда других договоров, обязательств, внутренних распоряжений, приказов и любых других бумаг. Также стоит отметить тот факт, что проведение подобных процедур осуществляется для осмотра различных предметов, которые могут использоваться налогоплательщиком для извлечения личной выгоды или же непосредственно связанных с содержанием объектов налогообложения складских, производственных, торговых и других помещений и территорий.
Помимо всего прочего, такие мероприятия могут организовываться для проведения целого ряда других действий налоговых органов, которые должны осуществляться по месту расположения налогоплательщика и в других местах вне зоны расположения уполномоченного органа.
Документальные
Впервые проведение плановой проверки юридического лица с применением термина «выездная налоговая проверка» начало осуществляться после его введения в обиход Налоговым кодексом РФ. До этого различные проверки, которые реализовались с выходом к налогоплательщикам, было принято называть документальными, однако на самом деле разница между понятиями «документальная» и «выездная» является далеко не терминологической.
Сегодня достаточно часто можно встретить такое мнение, что документальные и выездные плановые проверки предпринимателей представляют собой абсолютно аналогичные процедуры, но в действительности это далеко не так, потому что последняя представляет собой проведение процедур внутри помещения налогоплательщика, в то время как документальная охватывает в основном первичные бухгалтерские бумаги, а также всевозможные учетные регистры. При этом стоит отметить тот факт, что ни в одном из законодательных актов не уточняется место, где должны реализовываться такие мероприятия.
Особенности проведения
В качестве основных участников выездной налоговой проверки выступают проверяемая организация или частные предприниматели, а также должностные лица уполномоченного органа. Однако на самом деле с такими процедурами могут также сопрягаться действия других лиц, включая экспертов или переводчиков, но они зачастую обуславливаются инициативой со стороны налогового органа.
Ежегодные плановые проверки выездного типа проводятся практически с теми же целями, что и камеральные, то есть:
- обеспечивается контроль над тем, насколько правильно исчисляются, своевременно и полноценно вносятся в бюджет различные сборы и налоги;
- устанавливается, правильно ли соблюдается действующее законодательство о налогах и сборах;
- осуществляется взыскание недоимок по пене и налогам;
- виновные лица привлекаются к ответственности за совершение каких-либо правонарушений;
- уполномоченные специалисты занимаются предупреждением различных правонарушений.
При этом стоит отметить тот факт, что плановая проверка юридических лиц такого типа проводится с использованием других средств по сравнению с камеральной. К примеру, изъятие документов и различных предметов в границах налогового контроля может осуществляться исключительно в процессе проведения выездной процедуры.
Когда ее могут проводить?
Выездные плановые проверки проводятся для контроля трех календарных годов деятельности налогоплательщика, которые предшествуют году проведения данной процедуры. У налогового органа нет никакого права проводить на протяжении одного года сразу два таких мероприятия и более по одним и тем же взысканиям на протяжении конкретного периода. Стандартный срок осуществления данной процедуры составляет максимум два месяца, но в исключительных ситуациях предусматривается возможность увеличения ее продолжительности до трех месяцев.
В данный период входит время, когда проверяющие фактически находились на территории проверяемой организации, но при этом стоит отметить, что он не включает в себя время между вручением налогоплательщику требования о представлении необходимых бумаг и непосредственной передачей документов, запрашиваемых в процессе проведения проверки.
Пока реализуется план проведения плановых проверок, может появиться потребность в детальном осмотре территорий и помещений, которые используются компанией для извлечения личной выгоды или же непосредственно связаны с содержанием различных объектов налогообложения. Также это касается инвентаризации имущества, производства выемки различных предметов и документов, и еще целого ряда других сведений. В случаях, которые предусматриваются действующим Кодексом, при проведении контрольных действий обязательно требуется составление протоколов.
В качестве основания для инициирования данной процедуры часто выступает ежегодный план проведения плановых проверок, а также соответствующее решение со стороны руководителя уполномоченного органа или его заместителя.
Встречные проверки
Встречная проверка представляет собой процедуру сопоставления нескольких экземпляров определенного документа. Исходя из основной сущности данного метода, он может использоваться только по отношению к той документации, которая оформляется сразу в нескольких экземплярах. В частности, это касается бумаг на отпуск или же поступление материальных ценностей. Экземпляры такой документации находятся в различных компаниях или структурных подразделениях конкретного предприятия.
В процессе сопоставления бумаг могут не совпадать следующие сведения:
- единицы измерения;
- количество товара;
- стоимость продукции и другие.
Отсутствие экземпляра того или иного документа может являться прямым признаком того, что определенный факт хозяйственной деятельности не был задокументирован, и это могло проводиться с целью преднамеренного сокрытия каких-либо доходов.
На практике в преимущественном большинстве случаев встречная проверка представляет собой отдельный элемент выездной или же камеральной, а сведения, которые получаются в процессе ее проведения, вносятся в основной акт, и на их основании уже делается общий вывод о проведенном мероприятии.
Комплексные
Комплексные проверки представляют собой детальный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании на протяжении определенного периода времени касательно всех вопросов соблюдения ею действующего налогового законодательства. В наши дни частота проведения таких процедур никоим образом не регламентируется. Если у налогового органа есть основания считать, что оплата и учет сборов осуществляются с какими-либо нарушениями, то в таком случае проведение комплексных проверок осуществляется как минимум раз в три года, но при этом налогоплательщики с положительной репутацией могут не подвергаться подобным процедурам.
После того как в силу вступил Налоговый кодекс, практически все выездные проверки являются комплексными. В частности, они проводятся по вопросам:
- правильности исчисления и дальнейшего перечисления налогов со стороны налогоплательщика, а также выполнения функции налогового агента;
- корректности списания со счетов налогоплательщика различных сумм по санкциям и налогам;
- открытия счетов налогоплательщикам (в процессе проведения банковской проверки);
- использования ККМ;
- порядка продажи алкогольной продукции.
Это только краткий список вопросов, по которым может проводиться такое мероприятие, и только выездная проверка включает в себя полный спектр доступных возможностей, предоставляемых налоговым органам.
Тематические
Такие проверки включают в себя анализ отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности компании. Проведение подобных мероприятий принято осуществлять исключительно по мере необходимости, которая определяется руководителем уполномоченного органа.
В преимущественном большинстве случаев тематические проверки осуществляются в качестве элемента комплексного мероприятия или же как отдельная процедура при наличии установленных фактов нарушения действующего законодательства. Соответственно, результаты проведенных работ могут отображаться в виде отдельного акта или в акте комплексной проверки. Если есть потребность в том, чтобы на основе тематической процедуры провести комплексную, то в таком случае должно приниматься дополнительное решение, в соответствии с которым уполномоченные лица могут расширить круг рассматриваемых вопросов.