Общий надзор представляет собой ведущую область прокурорской деятельности. Контроль над исполнением юридических предписаний способствует реализации наиболее важных задач по обеспечению верховенства Конституции и действующих на территории России нормативных актов. Далее разберем подробнее, каковы полномочия прокурора.
Общие сведения
Прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу правовой действительности, которая связана с практическим исполнением законов. Во внимании сотрудников находится огромное количество нормативных актов. Согласно действующим положениям, органы структуры подчинены Генеральному прокурору. В России им сегодня является Ю. Я. Чайка. Он назначается и освобождается от должности (по представлению Президента) Советом Федераций ФС. Срок полномочий прокурора 5 лет.
Определение
Полномочия прокурора представляют собой комплекс обязанностей и возможностей, которые используются служащим при осуществлении надзора. С помощью них сотрудник выявляет, предупреждает и устраняет нарушения тех или иных юридических предписаний. Деятельность прокурора направлена также на установление причин преступлений и условий, которые способствовали их совершению. Сотрудник также привлекает к ответственности тех лиц, которые допустили нарушения. Обязанности и права прокурора определены в соответствующем ФЗ. Все они подразделяются на три группы:
- Выявление преступлений, их причин и условий, способствующих совершению.
- Устранение нарушений.
- Предупреждение преступлений.
Выявление нарушений
Полномочия прокурора обеспечивают установление фактических сведений о событии преступления, методе его совершения, лицах, которые ответственны за него. Сотрудник выявляет также размер причиненного вреда и устанавливает конкретные обстоятельства, которые привели к нарушению. Получение информации может осуществляться разными методами. В частности, непосредственным обнаружением фактов преступления, путем запроса и изучения соответствующих документов, при помощи специалистов, посредством опроса физических лиц.
Доступ к необходимым материалам
Статус прокурора позволяет сотруднику осуществлять проверку документов поднадзорных органов. При этом служащий руководствуется исключительно государственными интересами. Необходимо отметить, что Закон "О прокуратуре РФ" не содержит каких бы то ни было ограничений по степени открытости или содержанию материалов. Сотруднику предоставляется доступ ко всем документам под грифом "для служебного пользования", а также содержащим информацию интимного, медицинского и прочего характера, коммерческую тайну. При этом Закон "О прокуратуре РФ" указывает на то, что сотрудник, обладая такими сведениями, не может их разглашать.
Для проверки документов, в которых содержится военная или государственная тайна, а также бумаги под грифом "совершенно секретно" или " секретно" необходим специальный допуск. Его может иметь Генеральный прокурор РФ. При ознакомлении и изучении указанных материалов служащий должен соблюдать определенный порядок обращения с ними. В случае разглашения сведений, которые составляют военную или государственную тайну, прокурор несет ответственность наравне с прочими должностными и другими лицами.
Требование о предоставлении документов
Полномочия прокурора позволяют ему обращаться с запросом не только непосредственно к руководителю поднадзорного органа, но и к прочим его сотрудникам. На практике требования предъявляются сначала к начальству. Первоначальное обращение к нижестоящим сотрудникам подконтрольного органа, минуя руководство, расценивается как нарушение субординации. При отсутствии руководителя прокурор направляет требование должностному лицу, его замещающему.
Цели проверки документов
Прокурора интересуют сведения о соответствии деятельности органа существующим юридическим предписаниям, об уже совершенных преступлениях и тех мерах, которые принимаются по их устранению и предупреждению, а также о привлечении виновных лиц к ответственности. При ознакомлении с необходимыми материалами сотрудник может установить конкретные факты преступлений, получить доказательную информацию, определить способы и формы получения недостающей информации. Изучая документы на месте, служащий имеет возможность сразу обратиться к должностным лицам за пояснениями, необходимыми справками. Также прокурор может сразу сопоставить реальную ситуацию и данные, отраженные в материалах.
Особенности работы с документами
Вышеизложенные полномочия явно перекликаются. Тем не менее они считаются самостоятельными. Отличие между требованием о предоставлении и доступом к материалам состоит в непосредственном подходе сотрудника к определению того комплекса бумаг, которые позволят ему разобраться в ситуации. В первом случае материалы будут в неконкретизированном, общем виде. Это обусловлено тем, что у служащего нет данных, в каких именно документах присутствует интересующая его информация. Во втором же случае сотрудник, обращаясь к руководителям или иным должностным лицам, предоставляет точный перечень бумаг, которые ему нужны.
Еще одним различием являются и те задачи, которые решаются посредством реализации этих полномочий. Так, в первом случае они обладают поисковым характером. Задача прокурора заключается в максимально быстром обнаружении и фиксации необходимой информации. Зачастую при этом ему также следует предусмотреть меры для обеспечения сохранности материалов. Во втором случае выполняется задача по пополнению имеющейся базы недостающими сведениями. Необходимо сказать, что процесс ознакомления с материалами непосредственно на месте отличается большей трудоемкостью. Если говорить о результатах, то во втором случае при непосредственной работе с материалами в организации прокурор имеет возможность сразу установить факт нарушения и определить ответственных за него лиц. При запросе бумаг такого результата, как правило, нет.
Допуск к особо секретным документам
В функции прокурора входит работа не только с обычными предприятиями. При предъявлении удостоверения, а иногда специального разрешения, он может проверить материалы, в которых содержится секретная информация или государственная (военная) тайна. Как выше было сказано, такими возможностями может обладать Генеральный прокурор РФ. При этом необходимо отметить, что сотрудником движет не праздный интерес, а его профессиональный долг. В связи с этим никаких препятствий не должно и не может создаваться для реализации данной задачи.
В ряде случаев право прокурора на беспрепятственный вход в помещение или на территорию подконтрольного объекта может быть ограничено пропускным режимом, ведомственными инструкциями и прочими факторами. При возникновении физических барьеров сотрудник может прибегнуть к просьбе о содействии ему полиции. При этом он также может возбудить производство об административном нарушении против виновных. Право на беспрепятственный вход предполагает возможность проникновения служащего к определенному лицу в назначенное место. Ведомственные инструкции, так же, как и прочие акты, которые могут ограничить доступ сотрудника, должны немедленно опротестовываться вышестоящим должностным лицом. В качестве него, например, может выступать прокурор республики.
Требование оказания содействия
При проверке в каком-либо органе, учреждении, на предприятии прокурор может затребовать выделения ему сотрудников для выяснения тех или иных вопросов. Контролирующий служащий сталкивается в своей работе с различными сферами общественной жизни. При этом у него возникает необходимость решать достаточно широкий круг задач. Обычно прокурор ставится в такие условия, в которых у него не всегда имеется возможность обеспечить квалифицированный подход к тому или другому вопросу.
Содействие специалистов позволяет преодолеть дефицит знаний, которые находятся за границами профессиональной подготовки служащего, проводящего надзор. Помощник прокурора способствует учету особенностей экономической, социальной, технической, культурной и управленческой сфер. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение безупречных результатов работы. Помощник прокурора может участвовать в проверке на разных ее стадиях. Это должностное лицо дает обоснованные ответы или заключения на поставленные служащим, осуществляющим надзор, вопросы. Для содействия могут привлекаться разные специалисты: бухгалтеры, техники, экономисты, инженеры и прочие работники, как правило, занимающие должности госинспекторов (контролеров).
Самостоятельная проверка организации
Прокурор вправе затребовать от руководителя проведения ревизии на предприятии и передачу ее результатов ему. В этом случае служащий, выполняющий надзор, направляет письменное уведомление о необходимости осуществить проверку и сообщить ее итог. Для выполнения данного требования отводится обычно не больше 10 суток с момента его поступления на предприятие. В случае умышленного уклонения от исполнения данного предписания прокурор может возбудить производство об административном нарушении.
Подконтрольность и подведомственность
Эти два понятия предполагают, что прокурор может затребовать проведение проверки от тех подразделений, которые осуществляют контроль, либо в ведении которых присутствуют проверяемые структуры. Так, к примеру, прокурор области дает распоряжение нижестоящим подразделениям в населенных пунктах о необходимости выполнить ревизию. После исполнения они составляют отчет и отправляют "наверх". Прокурор города осуществляет ведомственную проверку исполнительных надзорных органов муниципального образования. Служащие, выполняющие указания вышестоящих должностных лиц, могут потребовать от руководства объекта провести внутреннее расследование в связи с какой-либо чрезвычайной ситуацией (аварией, несчастным случаем, злоупотреблением, недостачей и прочим). Прокурор района, муниципального образования, субъекта Федерации может затребовать проведение экспертизы. Реализуется это посредством вынесения соответствующего постановления.
Вызов гражданина или должностного лица
Реализация данного полномочия имеет значение при проверке имеющихся фактов и закрепления доказательств совершения нарушений. Правильным считается непосредственный вызов в надзорную структуру. Однако в случае необходимости осуществить ознакомление и анализ большого объема материалов, взятие объяснений может проводиться на месте работы гражданина либо должностного лица. Как правило, прокурор требует письменного изложения сведений. При получении прокурором объяснений от нарушителей надзорный служащий имеет возможность более полно, объективно и всесторонне подойти к изучению и анализу обстоятельств преступления или злоупотребления. Содержание вопросов к опрашиваемому будет зависеть от степени его осведомленности. Как правило, более полной информацией владеют лица на ответственных руководящих постах. Что касается граждан, то среди них более осведомленными считаются начальники некоммерческих и коммерческих организаций, но не должностные лица исполнительных органов государственной власти.
Надзор за исполнением законов
Данная работа осуществляется в случае поступления информации о наличии правонарушения или злоупотребления и необходимости принятия мер. Что касается актов, которые издаются федеральными ведомствами и министерствами, исполнительными и судебными органами в субъектах, структурами местного, военного управления и контроля, то их проверка может выполняться как при наличии сведений о нарушениях, так и при их отсутствии. Здесь, однако, следует сказать, что даже при поступлении информации о злоупотреблении или преступлении, прокурор выполняет надзор в том случае, если это нельзя поручить иным контролирующим подразделениям.
Устранение нарушений
Для пресечения преступлений прокурор использует комплекс правовых методов. Устранение правонарушений предусматривает также ликвидацию его последствий и предупреждение новых злоупотреблений. Для устранения нарушений прокурор вправе:
- Опротестовывать нормативные акты или обращаться в судебные инстанции с иском о признании их недействительными. Данное полномочие рассматривается не только в качестве права, но и как обязанность прокурора. Другими словами, в случае выявления несоответствия сотрудник не может уклониться от реагирования. Протест подается в письменном виде. В качестве обязательных реквизитов документа выступают точное наименование органа, который его принимает, указание на нормативный акт, противоречащий, по мнению прокурора, законности со ссылкой на соответствующее положение, перечисление оснований, свидетельствующих о несоответствии.
- Вносить в государственные и прочие органы представления об устранении нарушений и обстоятельств им способствующих. Порядок передачи данного документа аналогичен описанному выше. Вносится представление тому должностному лицу или в тот орган, компетенция которого обеспечит принятие соответствующих мер по устранению нарушения, а также его причин и обстоятельств.
Возбуждение дел по фактам нарушений
Данное полномочие реализуется прокурором при наличии достаточного объема информации, подтверждающей преступление. Сотрудник может возбудить производство по административному преступлению. В обязательном порядке при этом осуществляется проверка отсутствия определенных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать привлечению к ответственности виновного лица. К ним, в частности, относят:
- Недостижение нарушителем шестнадцатилетнего возраста.
- Наличие по тому же факту уже состоявшегося решения.
- Истечение срока давности и прочее.
Прокурор выносит постановление о возбуждении административного судопроизводства. Оно направляется соответствующему должностному лицу, в компетенции которого находится рассмотрение такого рода дел. Постановление о возбуждении производства по преступлениям, требующим ареста, отправляется судье сразу после вынесения. Определения по поводу прочих преступлений направляются в компетентный орган в течение суток. Прокурор может также возбудить уголовное производство. В этом случае он выносит соответствующее постановление. Возбужденное прокурором уголовное дело отправляется в органы дознания и предварительного следствия или принимается им самим к производству.
Привлечение и освобождение лиц
Прокурор вправе требовать применения к нарушителям соответствующих мер. Для этого сотрудник может вынести постановление. Однако на практике к данной форме реагирования служащие прибегают достаточно редко. Обычно привлечение к ответственности осуществляется посредством иных прокурорских актов. В обязанности сотрудников входит также незамедлительное освобождение лиц, задержанных на незаконном основании. Для этого также выносится соответствующее постановление.