Человек, согласно состоявшимся выборам или по назначению постоянно или временно осуществляющий деятельность представителя власти в госучреждениях, в организациях, на предприятиях, а также в партиях и на общественных должностях, исполняющий распорядительные, организационные, административные или хозяйственные обязанности, - это должностное лицо. То есть это человек, имеющий специальные полномочия.
На территории РФ
Статьи УК РФ определяют должностное лицо как особу, наделённую функциями представителя власти и осуществляющую их в распорядительных, организационных, хозяйственных или административных областях государственных органов, а также в местном самоуправлении, муниципальных или государственных учреждениях или корпорациях, в Вооружённых Силах РФ и остальных воинских формированиях.
Государственные должности - это только те, которые установлены Конституцией РФ и федеральными законами для несения полномочий гос. органов. Должностное лицо, занимающее государственные должности в субъектах РФ, - это особа, которая занимает установленную конституциями или уставами данных субъектов должность. То есть эти люди непосредственно исполняют все полномочия государственных органов.
Временно исполняющие обязанности
Служащие государственных органов и местного самоуправления из тех, кому не даны полномочия должностных лиц, в данной статье не рассматриваются. Они даже уголовную ответственность несут только в тех случаях, которые специально предусмотрены соответствующими статьями. Однако если человек осуществляет представительские властные функции даже временно или уполномочен на это специально, а значит, наделён распорядительными полномочиями в законном порядке, то он в случае административного правонарушения будет нести и уголовную ответственность.
Сюда же относится и должностное лицо, исполняющее административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции во всех органах и организациях, включая ВС РФ. Даже временно исполняя обязанности, человек наделён властными полномочиями, а потому за свои действия должен нести ответственность.
Ответственность должностных лиц
Руководители, совершающие административные правонарушения при выполнении своих обязанностей, несут в первую очередь административную ответственность. Должностные лица РФ, к которым это относится: члены наблюдательных советов и советов директоров, правлений, дирекций, ревизионных, ликвидационных и счётных комиссий, - юридические лица, а также руководители организаций с полномочиями единоличных исполнительных органов. Это же касается и функционеров из конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, которые созданы муниципальным или государственным заказчиком или уполномоченным органом.
Предприниматели, не образовавшие юридическое лицо, но административное правонарушение совершившие, тоже несут такую же административную ответственность, если иное не установлено Уголовным или Гражданским кодексом РФ. Не должным образом выполненные обязанности должностного лица и результативность исполнительных функций не подпадают под понятие административного правонарушения, если не нанесён ущерб, однако разработаны нормативные и правовые акты относительно оценки эффективности служебной деятельности руководящего звена. Об этом нужно рассказывать более широко, поскольку очень часто пресса упоминает о тех или иных преступлениях, которые совершило то или иное бывшее должностное лицо. Случайные люди нередко попадают в аппарат государственной власти, и, чтобы этого не случалось, необходим реальный механизм оценки деятельности каждого чиновника.
Механизмы оценки результатов
Прежде всего нужен подробный анализ деятельности, чтобы рассмотреть по целевым показателям результативности служебную деятельность должностных лиц. Для этого должны быть определены критерии оценки всех уровней профессиональной подготовки и личностных качеств, которые необходимы для служебной деятельности должностного лица на соответственном уровне управленческой иерархии. А также должны быть урегулированы нормативные правовые акты, где разграничиваются предметы служебной деятельности для каждого из уровней управления.
В анализ входит и типологизация работ, выполняемых в подразделениях, - по содержанию, по их получателям и по основным результатам. И так каждое решение должностного лица по тем функциям, которые были им возложены на подчинённые подразделения. Характер служебной деятельности подразделений должен соответствовать возложенным на них обязанностям. Разработанная система критериев оценки показателей результативности чрезвычайно важна, но проведена только апробация её, подготовлены рекомендации методического характера по внедрению. Возможно, в недалёком будущем действия должностного лица действительно будут контролироваться строже, нежели это происходит теперь.
Государственные органы
Должностные лица обеспечивают обоснованное, целесообразное, справедливое привлечение нарушителей правопорядка к ответственности и назначение административного наказания. Для этого определён круг государственных органов (это и есть должностные лица), которые полномочны вести дела об административных нарушениях. Система этих органов построена по территориальному и отраслевому принципам, и потому для неё характерна неоднородность субъектов.
Например, шестьдесят разнообразных органов надзора и инспекции рассматривают именно административные правонарушения, коих, судя по новому КоАП РФ, более четырёхсот видов. ОВД имеют для рассмотрения дела с пятьюдесятью видами, в которые входят и порядок работы транспорта, и вообще дорожного движения, и охрана общественного порядка. Есть такие органы управления, где многие должностные лица имеют право рассматривать административные правонарушения, а в ОВД - только руководители и заместители руководителей.
Распределение прав
Кроме руководителей и их заместителей в ОВД могут налагать взыскания и вообще рассматривать дела о правонарушениях следующие должностные лица:
- Начальник (заместитель) отделения (отдела, управления) ГИБДД, командир подразделения ДПС, его заместитель, государственный инспектор ДПС и работники ГИБДД со специальными званиями.
- Участковые уполномоченные полиции.
Начальник ОВД и его заместитель могут рассматривать следующие дела:
- мелкое хулиганство;
- распитие спиртного в общественных местах;
- появление в пьяном виде;
- нарушение правил безопасности движения и пользования транспортными средствами;
- нарушение правил пребывания в пограничной зоне;
- многие другие.
Административные проступки также единолично рассматривают и разрешают в органах внутренних дел. Власть должностного лица ОВД не беспредельна, но действует достаточно широко во всех сферах общественной жизни.
Уполномоченные органы
Законодательством установлено, что дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в суде. Какое должностное лицо вправе его решать?
- Мировой судья. Это судьи общей юрисдикции, и им может быть поручено любое не противоречащее закону о мировых судьях дело, однако только в пределах территории своего участка, которая определена местными законодательными органами и где население не превышает тридцати тысяч человек. Иначе говоря, это судья для разрешения чисто житейских вопросов (о расторжении брака, например). Также в первой инстанции мировой судья решает те уголовные дела, где наказание более трёх лет лишения свободы не предусматривается. Гражданские дела рассматриваются по точному перечню.
- Комиссия по делам несовершеннолетних. Комиссии эти тоже работают по месту жительства, и их компетенция также определена в соответствии с законодательством РФ. Тем не менее ими предупреждается безнадзорность, беспризорность, правонарушения и антиобщественная деятельность несовершеннолетних, выявляются и устраняются причины и условия, которые этому способствуют. Также комиссии обеспечивают защиту прав и интересов несовершеннолетних, проводят социально-педагогическую реабилитацию находящихся в социально неблагополучном положении детей и подростков, особенно связанных с употреблением наркотиков и психотропных веществ. В обязанности таких комиссий также входит исполнение многих других функций: выявлять и пресекать вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные действия, например.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ.
- Коллегиальные органы - административные комиссии.
- ОВД.
- Налоговые и таможенные органы, военные комиссариаты, пограничные службы, а также многие другие должностные лица.
Система должностных лиц
Должностные лица РФ относятся либо к федеральным, либо к государственным органам. Далее необходимо определить точное место, где госслужащий исполняет служебные обязанности. Это может происходить в четырёх видах органов государственного аппарата:
- Законодательных (или представительных) органах государственной власти, например, Совете Федерации или Государственной Думе.
- Судебных органах власти.
- Прокуратуре.
- Органах исполнительной власти.
Все гос. служащие имеют квалификационные разряды по результатам аттестации или экзамена. Таким образом, замещаются следующие должности:
- Высшие должности - разряд 1, 2, 3-го класса. Действительный государственный советник - руководитель исполнительной власти федеральных органов, руководящий работник в аппарате правительства и так далее.
- Главные должности - разряд тот же, но государственного советника. Например, таков референт президента.
- Ведущие должности. Разряд советника также по трём классам. С такой квалификацией можно быть специалистом-экспертом.
- Старшие должности - советник государственной службы одного из трёх классов.
- Младшие должности - референт государственной службы.
Действительным государственным советником и просто государственным советником можно стать только от руки президента РФ, остальные присваиваются соответствующими государственными органами. Разные виды гос. службы имеют очень часто собственные квалификационные разряды, звания и ранги, а также классные чины. Чаще всего этому сопутствует и введение форменной одежды: Вооружённые Силы, дипломатический корпус, прокуратура, налоговая полиция и так далее.
Категории должностных лиц
Есть множество оснований для классификации гос. служащих по юридическому критерию, то есть по характеру и масштабу тех полномочий, которыми они наделены. Любое лицо, которое занимает должность в негосударственной или государственной организации, является должностным - это факт, и все попытки пресечь это естественное понимание понятия должностного лица ограничивает понимание категории "служащий". Но служащий человек и есть то самое лицо, которое занимает должность. Определённые обязанности должностных лиц, их объём, полномочия и права способствуют другой классификации служащих.
Федеральный закон о государственной службе подробно описывает обязанности и права служащих, но ни слова не говорит о характере полномочий, которые вытекают из самого факта замещения этим лицом конкретной государственной должности. А это является главным элементом юридической характеристики, правового статуса, а в должности исполнительной власти - административно-правового тоже. Все знают, что у действительного государственного советника полномочий больше, чем у простого советника РФ, и объём их и значение куда выше. Но в характеристике разрядов это не фиксируется. Значит, чтобы составить полное представление о полномочиях, нужно изучать должностные инструкции, таким образом и выявить различия между должностными лицами и государственными служащими.
Различия
Здесь много вариантов юридических полномочий. Одно должностное лицо, например, имеет только дисциплинарные служебные отношения - как руководитель с подчинёнными. Другое - за пределами чисто аппаратных отношений, поскольку контролирует все нижестоящие подразделы системы - как федеральное министерство или ведомство. Третье должностное лицо адресует полномочия даже тем, кто никак не связан с ним подчинённостью. И наконец, существуют юридические и физические должностные лица без полномочий властного характера, но по роду службы действующие настолько значимо, что приводят ко всевозможным юридическим последствиям.
Различия в правовом статусе помогают определить и виды должностных лиц в этой плоскости.
- Государственные служащие, которые непосредственно реализуют внешние полномочия гос. органов. В первую очередь это президент - высшее должностное лицо. Эта категория должностных лиц наделена самыми значимыми полномочиями и юридически властными, с помощью которых они представляют страну во всех видах внешних отношений. Они - представители публичной власти.
- Должностные лица с внутрисистемными полномочиями, которые направлены находящимся в служебной зависимости работникам и нижестоящим органам. Это руководители учреждений и предприятий.
- Должностные лица с полномочиями, направленными на обеспечение деятельности гос. органов. Их полномочия часто не имеют юридически властного характера, поскольку они связаны с внутриаппаратной работой. Например, служащие департамента правительства не могут сами издать юридический акт, но могут посодействовать тому, что в конечном итоге он будет издан, поскольку любой приказ главы администрации или постановление министра потребует всевозможной юридической подготовки, а именно этим и занимаются такие служащие.
Сегодня все высшие должности в разных субъектах РФ именуются тоже разнообразно: глава Республики, президент, председатель правительства, губернатор (края, области, автономии, города федерального значения), глава администрации, мэр. Должность может быть выборной либо её занимают в связи с назначением соответствующими органами. Органами местного самоуправления, обычно выборными, называются учреждения, образованные в соответствии с Федеральным законом, а также законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований.