Государственные надзорно-контрольные органы выполняют свои задачи самостоятельно и независимо. Деятельность этих структур осуществляется в соответствии с принципами законности, профессионализма, гласности, общественной ориентированности и справедливости. Рассмотрим далее, какие существуют надзорные органы РФ, каковы их полномочия и задачи.
Общие сведения
В России становление системы надзора и контроля происходило совместно с другими институтами. Она обеспечивала подстраховочное и определенное дублирующее влияние на жизнедеятельность общества. Между тем, вполне очевидно, что контрольно-надзорная функция имеет свою специфику. Она выражена в специальных принципах работы уполномоченных институтов. В частности, в своей деятельности надзорные органы РФ руководствуются следующими особыми положениями:
- Своевременность реагирования.
- Приоритет созидательного (корректирующего) контроля/надзора.
- Беспристрастность при выполнении своих задач.
Права надзорных органов регламентируются федеральным законодательством, а также отраслевыми нормативными актами.
Сферы общественных отношений
Контрольно-надзорные органы представлены структурами:
- госуправления;
- здравоохранения и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- труда и соцзащиты;
- страхования и финансово-кредитных операций;
- торговли, сельского хозяйства, промышленности, экономики;
- культуры и образования;
- информации и связи.
Такое разделение по сферам влияния дает ряд преимуществ. С одной стороны, оно позволяет обозначить категории, в которые входят однородные и близкие по направленности контрольно-надзорные органы, а с другой – лучше понять сущность и компетенцию каждого института в отдельности.
Обследование эффективности использования энергоресурсов
Его осуществляет специально уполномоченный президентом надзорный орган. Указом главы страны данная задача возложена на министерство энергетики и топлива. Обязательная проверка осуществляется в отношении предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет больше 6 тыс. т условного или более 1 тыс. т моторного топлива. При этом не будет иметь значения организационно-правовая форма этих компаний. Энергетическое обследование иных предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет менее указанных показателей, осуществляется по решению исполнительных органов субъекта, в котором оно работает. К уполномоченным региональным структурам относят департаменты энергетики, топлива и регулирования тарифов.
Связь и информатизация
Ревизию в этой сфере осуществляет Минсвязи. В субъектах страны надзор осуществляется управлениями. Они выступают в качестве госучреждений и подчинены министерству. За соблюдение требований, нормативов, правил сертификации отвечает Госстандарт. Этот надзорный орган также координирует оборот сертифицированной продукции, работ и услуг.
ФСФБН
Основной задачей подразделений Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору выступает проверка эффективного и целевого использования госсредств. До 2004 г. (года создания ФСФНБ) эта деятельность осуществлялась территориальными ревизионными управлениями при Минфине. После реформирования структуры министерства новый надзорный орган отвечает за исполнение бюджетного законодательства:
- Юрлицами.
- Гражданами.
- Местными и госструктурами, а также их должностными лицами.
Главное управление при президенте
Этот надзорный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом №383. В основные задачи этого института входят:
- Организация надзора и проверки работы региональных и федеральных исполнительных структур и их руководителей.
- Взаимодействие с указанными институтами при осуществлении ими их деятельности.
- Подготовка предложений по совершенствованию работы подведомственных институтов власти.
- Координация деятельности, которую ведут государственные надзорные органы.
- Методическое руководство аппаратом полномочного представительства Президента в ФО по указанным вопросам.
Счетная палата
Она выступает фактически высшим институтом финансового контроля в государстве. По ст. 101 конституции, Счетная палата формируется Госдумой и СФ. Задачами этого института являются:
- Организация и проведение контроля за своевременным исполнением расходно-доходных статей бюджетов всех уровней.
- Установление эффективности/целесообразности затрат из федеральных фондов, использования госсобственности.
- Финансовая экспертиза законопроектов, нормативных актов федеральных структур, касающихся бюджетной сферы.
- Оценка обоснованности экономических планов.
- Анализ обнаруженных отклонений от плановых показателей в процессе исполнения бюджета, подготовка предложений по их ликвидации.
- Контроль законности и своевременности движения бюджетных и внебюджетных средств в ЦБ и прочих уполномоченных финансовых структурах.
В основе всех мероприятий, проводимых Счетной палатой, лежат ревизии. Проверка надзорным органом осуществляется по месту нахождения объектов.
Минэкономразвития
Этот институт осуществляет разработку и реализацию госполитики в социально-экономической сфере. Министерство обладает надзорными полномочиями в областях:
- Регулирования процессов лицензирования определенных видов деятельности.
- Ценообразования.
- Совершенствования государственного хозяйственного сектора.
- Внешнеэкономического сотрудничества и пр.
На министерство возложены функции госрегулирования внутренней торговли. В этой связи институт призван вести мониторинг цен, контролировать соблюдение правил и норм торговой деятельности, проверять качество и безопасность товаров массового потребления, проводить ревизии на предприятиях и в учреждениях, находящихся в его ведении.
Минфин
Это министерство выступает в качестве исполнительного органа, обеспечивающего реализацию единой налоговой, финансовой и валютной политики. Институт также координирует работу в данной сфере и других уполномоченных структур. На Минфин возложены следующие функции:
- Контроль использования бюджетных и внебюджетных государственных средств.
- Участие в разработке правил и организация мониторинга поступления доходов от имущества, отнесенного к федеральной собственности.
- Контроль обеспечения платежеспособности страховых компаний и надзор за их работой.
- Участие в разработке и реализации единой аудиторской политики.
- Пробный контроль и надзор за осуществлением операций с драгметаллами и драгоценными камнями.
- Проведение ревизий.
ФНС
Федеральную налоговую службу формирует независимая и централизованная система инспекционных органов. В задачи института входят:
- Контроль за соблюдением налогового законодательства.
- Анализ правильности отчисления, своевременности и полноты внесения обязательных платежей в соответствующий бюджет.
Таможенная служба
На этот институт возлагаются следующие задачи:
- Таможенное оформление и контроль объектов, перемещаемых через госграницу для ускорения трансграничного товарооборота.
- Взимание пошлин, сборов, налогов.
- Проверка правильности начисления, своевременности и полноты уплаты установленных сумм.
- Принятие мер для принудительного взимания сборов, пошлин, налогов.
- Борьба с контрабандой и административными и уголовными нарушениями.
- Ведение таможенного учета и статистики.
ЦБ
Центробанк реализует свои контрольные функции независимо от прочих госорганов. В своей деятельности этот институт руководствуется Конституцией и ФЗ №86. Основной задачей Центробанка считается защита и обеспечение устойчивости нацвалюты (рубля) в стране. В этой связи денежная эмиссия выступает как исключительная прерогатива ЦБ. Среди контрольных функций института следует отметить:
- Лицензирование, госрегистрацию и анализ деятельности кредитных компаний.
- Валютный контроль и регулирование.
- Проведение ревизий подведомственных учреждений.
Судебные и правоохранительные инстанции
К ним относят:
- Верховный, Высший арбитражный суды.
- Минюст.
- Прокуратуру.
- МВД.
Их деятельность направлена на обеспечение систематического контроля за соблюдением в стране положений действующего законодательства. Их полномочия распространяются на всех граждан, предприятия, учреждения. Прокуратура – надзорный орган, осуществляющий деятельность в нескольких направлениях. В первую очередь ему подведомственны представительные, исполнительные региональные и муниципальные структуры, военное управление. Прокуратура – надзорный орган, который следит за соблюдением свобод и прав граждан указанными институтами, их руководителями и должностными лицами. Ее полномочия распространяются и на коммерческие и некоммерческие предприятия. Прокуратура также следит за исполнением законодательства подразделениями, осуществляющими предварительное следствие, дознание, розыскную деятельность.