Сегодня вам будет представлен не совсем полный рейтинг вузов России, а лучшие из лучших учреждений, которые рекомендованы для поступления тысячами студентов. Если вы хотите получить достойное высшие образование, этот материал специально для вас. А сейчас подробнее!
Рейтинговая система: статистика и методология
Из года в год выпускники школ задаются одним и тем же вопросом: «Куда поступать?» На этот вопрос может ответить агентство RAEX, работающее при содействии фонда «Вольное дело», уже четвертый год подряд составляющее ежегодный рейтинг вузов России.
Методология исследования довольно проста — рейтинг составлялся на основе опроса семнадцати тысяч респондентов из разных социальных групп, тем или иным образом связанных с университетами, институтами и академиями: студентов, выпускников, преподавателей и работодателей. Критериев, по которым составляется рейтинг, три:
- условия для получения качественного образования;
- востребованность выпускников после окончания обучения;
- условия для проведения научно-исследовательской деятельности.
Лучшие из лучших
Как и все предыдущие годы, последний рейтинг вузов России возглавил МГУ им. Ломоносова. У этого заведения просто нет конкурентов в плане качества научно-исследовательской деятельности и условий для получения действительно достойного образования.
Остальные лидеры рейтинга также из года в год демонстрируют весьма стабильные результаты: СПбГУ, СПбГПУ, Томский государственный и политехнический университеты. Не стоит забывать и про Казанский, Сибирский и Уральский федеральные институты, а также Новосибирский технический университет и Новосибирский государственный университет, которые неизменно входят в двадцатку лучших учебных учреждений страны. Нельзя не отметить, что впервые в тройку лидеров вошел НИЯУ «МИФИ», в этот раз обошедший МГТУ им. Баумана.
Динамика и ключевые параметры
Как уже было сказано выше, рейтинг лучших вузов России состоит из нескольких ключевых параметров. Основные из них - это качество образования, востребованность выпускников и уровень их дальнейшей зарплаты, а также условия для ведения научно-исследовательской деятельности.
Рейтинг вузов России по качеству образования возглавляет, конечно же, МГУ им. Ломоносова, следом за ним идут МГИМО и МФТИ. По востребованности у выпускников нет равных МГТУ им. Баумана, МГУ им. Ломоносова и Российскому государственному университету нефти и газа им. Губкина. Что же касается научно-исследовательской деятельности, то тут нет равных МГУ им. Ломоносова, НИЯУ «МИФИ» и ТПУ.
Что же касается динамики популярности высших учебных заведений из года в год, то тут нет равных Российскому государственному университету нефти и газа, поднявшемуся аж на 4 позиции за этот год. Хуже, чем ранее, себя в этом году показали НИУ «МЭИ» и НГТУ.
Специфика
Конечно же, рейтинг вузов России учитывает и типы образования, получаемого студентами (из года в год наблюдается стабильный рост популярности технических университетов и интститутов, чего нельзя сказать о гуманитарных, медицинских), и более специфических типах высших учебных заведений. «Технари» до сих пор пользуются куда большим спросом у работодателей, чем их коллеги по другим направлениям.
В этом контексте стоит вспомнить про рейтинг востребованности вузов России. При том, что выпускникам технических специальностей куда легче найти себе высокооплачиваемую работу, большинство абитуриентов стремятся попасть на факультеты, связанные с экономикой и управлением.
Возглавляют данный ТОП МГИМО, НИУ ВШЭ и МГУ. Конечно, нельзя не отметить, что большинство топ-менеджеров крупнейших компаний России являются выпускниками экономических вузов и специальностей. Равным в этом плане нет МГУ, Финансовому университету при правительстве РФ и РАНХиГС при президенте Российской Федерации.
Другие направления обучения
Можно заметить, что многие из учреждений, занимающих какое-либо место в ТОП-20, обучают всем типам классических специальностей, и даже если институт находится на самой вершине списка, это не гарантирует качество образования по узкой непрофильной специальности.
Наибольшие вопросы вызывают две непрофильные специальности — юридическая и медицинская. Также многих выпускников волнует рейтинг военных вузов России, редко представленных в первой двадцатке. А сейчас подробнее о юриспруденции.
Юридическое образование
Рейтинг юридических вузов России составляется по тем же принципам, что и основной список, но, естественно, с меньшим числом респондентов, что несколько снижает его точность.
Без каких-либо сюрпризов первые три строчки рейтинга юридических учебных заведений по востребованности работодателями занимают МГУ им. Ломоносова, МГЮА и СПбГУ. Если же говорить о качестве непосредственно образования, то в первую пятерку входят МГИМО, НИУ «ВШЭ», МГУ им. Ломоносова, СПбГУ и МГЮА. Критерий научно-исследовательской деятельности к юридическим специальностям не применяется. В любом случае, во всех подобного рода исследованиях четко видно, что в университетах (в классическом понимании этого слова) юридическое образование на порядок качественнее, чем в других учреждениях.
Медицинское образование
Рейтинг медицинских вузов России составлять оказалось несколько сложнее. Это происходит из-за еще меньшего числа респондентов и крайне малой распространенности частных медицинских услуг у нас в стране, что не может дать четкой картины в плане востребованности выпускников.
В любом случае статистических исследований насчет качества образования и условий для его получения в данной области более чем хватает для того, чтобы составить рейтинг медицинских вузов России.
На первой месте находится Первый Московский государственный университет им. Сеченова, основанный в 1758 году. За ним по пятам идут Воронежская государственная медицинская академия им. Бурденко, Омская государственная медицинская академия, РНИУ им. Пирогова и Самарский государственный медицинский университет.
Конечно, России есть чем гордиться в плане новаторства и инноваций в сфере медицины, но на данный момент качество медицинского образования в РФ оставляет желать лучшего.
Военное образование
Рейтинг военных вузов России составляется по иным меркам, нежели прочие списки. Гражданским сложно понять, что это за критерии, но результаты исследований довольно однозначны — лидируют в этом рейтинге МВИФ пограничной службы ФСБ РФ, Военно-Космическая академия им. Можайского, Академия ФСБ РФ и Военный университет Министерства обороны РФ.
В первую очередь выпускники именно этих заведений могут надеяться на быстрый и успешный рост в звании в вооруженных силах РФ. Конечно же, специфика военного образования дает о себе знать при составлении рейтинга. Но, в конце концов, кому как не государству лучше знать, из выпускников каких вузов получаются лучшие защитники, стратеги и силовики.
Проблемы у высшего образования в России
Главной и основной проблемой высшего образования в России является финансирование. Престижность университета далеко не гарантирует того, что по той или иной специальности не урежут бюджет, и что это не скажется на качестве получаемых студентами знаний.
Номинально (то есть на бумаге) финансирование на одного студента за год выросло на 1 процент, но, учитывая инфляцию в одиннадцать процентов, будущее высшего образования в РФ оставляет желать лучшего.
Недостаток финансирования скажется и на зарплатах преподавательского состава. Но самое главное, чего стоит опасаться будущим абитуриентам, — возможного снижения числа бюджетных мест по интересующей специальности. Если она популярна и успешна, тогда ей ничего и не грозит, но если специальность довольно узкая и не может похвастаться большим финансированием, есть все шансы, что количество мест в следующем году урежут.
Те, кто уже учится в университете, могли ощутить последствия недостатков финансирования на себе, например, в виде снижения стипендий или сокращения целевых программ или даже целых кафедр.
А где же преподаватели?
Еще одним важным вопросом нашего высшего образования на данный момент являются ярко выраженные проблемы с профессиональным преподавательским составом. Вот уже на протяжении пяти лет количество преподавателей на 100 студентов (ППС) неуклонно падает. Если еще в прошлом году показатель составлял 8.33 преподавателя на 100 студентов, то в этом — уже 8.05.
Становится совершенно очевидно, что вузы просто не знают, как удержать выпускников после бакалавриата у себя. С одной стороны, магистратура не дает каких-либо значительных преимуществ при устройстве на работу и два года карьерного роста для большинства студентов, не видящих себя в роли работника университета в будущем, превалируют над перспективой потратить еще два года на обучение.
С другой стороны, огромнейшую роль играет первый фактор — финансирование. Если брать средний доход преподавательского состава с научной степенью не ниже доцента, там все довольно неплохо, нет смысла этого отрицать. Проблема в том, что большая часть этого дохода — вовсе не доход от преподавательской деятельности, а премии за написание научных статей и участие в исследованиях. Зарплата сотрудника университета за непосредственно преподавательскую деятельность просто смешна, особенно в сравнении с зарубежными вузами.
Таким образом, любой работник университета куда больше заинтересован в написании очередной научной работы, нежели в самом процессе преподавания. Если же учесть фактор весьма посредственного уровня знаний большинства нынешних абитуриентов, то понятно, почему для многих сотрудников институтов преподавание становится скорее неприятной необходимостью, нежели основной деятельностью, которой они действительно хотят заниматься.
Выводы
Современные методы оценки высших учебных заведений весьма точны, и абитуриентам можно и нужно ориентироваться при выборе своего будущего места обучения на рейтинг вузов России. Но стоит также учитывать факторы перспективы и финансирования, которые в подобных исследованиях просто не отображаются.
Если говорить о Московских или Санкт-Петербургских вузах, то абитуриентам, ориентирующимся на них, нечего бояться — их финансирование остается на должном уровне. Но как только речь заходит о хороших, но провинциальных институтах и университетах, всевозможные рейтинги не могут дать полноценной картины.
Стоит помнить, то подобные исследования не учитывают такие важные показатели, как международное сотрудничество, интеграция иностранных студентов и прочие подобные факторы.
Таким образом, в данной статье мы представили топ-рейтинг вузов России, обсудили лучшие учебные заведения, поговорили о разных видах образования, затронули злободневные темы системы.