В 2003 году, 1 июля, вступил в действие ФЗ, определяющий основы технического регулирования. В рамках закона создана новая система установления норм для производственных процессов, продукции, услуг и работ. ФЗ ориентирован на формирование единой политики в сфере стандартизации, технического регулирования и сертификации.
Задачи закона
С принятием указанного ФЗ появились новые нормативные акты. В первую очередь это технические регламенты, которые в значительной степени изменяют текущую экономическую жизнь в стране. Они выступают сегодня в качестве основных правил и стандартов, в соответствии с которыми производится государственный надзор и контроль, аккредитация, мероприятия по подтверждению соответствия. Цели технического регулирования состоят в формировании механизма обеспечения охраны здоровья и жизни людей, защиты окружающей среды, поддержания обороноспособности государства. Создание системы регламентов обеспечивает технологическую безопасность в стране. Принятый закон направлен на защиту отечественных научных разработок и использование результатов интеллектуальной деятельности в национальных интересах.
Понятие технического регулирования
Данная система предполагает применение юридических инструментов для реализации социально-экономических задач страны. В рамках института осуществляется принуждение субъектов к соблюдению определенных норм. В случае нарушения установленных правил специализированные госструктуры применяют к лицам официальные санкции. В указанном выше ФЗ техническое регулирование определяется как правовая регламентация отношений в сфере установления, использования и исполнения обязательных стандартов:
- К продукции.
- Производственным процессам.
- Эксплуатации.
- Перевозке.
- Хранению.
- Утилизации.
- Реализации.
- Выполнению услуг/работ.
В упрощенной форме техническое регулирование можно определить как обязательные нефинансовые условия для предпринимательской деятельности, устанавливаемые государством. К рассматриваемой системе относят также оценку соответствия процессов, товаров, услуг и работ принятым нормам и контроль их соблюдения. В законодательстве кроме обязательных присутствуют и добровольные правила, распространяющиеся на предпринимательскую деятельность субъектов.
Принципы технического регулирования
Ключевым положением в системе выступает законность всех ограничений, принятых в отношении предпринимательства. Декларирование основных аспектов в нормативных актах влечет необходимость в их практической реализации в ходе организации регулирования, разработке документации и непосредственной работе субъектов. Среди базовых положений системы следует отметить:
- Единство правил установления стандартов и норм. Это означает, что требования технического регулирования формулируются единообразно, вне зависимости от типа процесса, вида продукции, формы собственности предприятия, юридического положения разработчика регламента, предпринимателя, изготавливающего товар или оказывающего услуги.
- Соответствие системы уровню развития материальной базы, экономики, НТР. Национальные стандарты и нормы регламентов должны являться выполнимыми в существующих на момент их принятия условиях. При их утверждении необходимо учитывать достигнутый уровень развития промышленности, обеспеченности материалами и оборудованием, обладающими надлежащими свойствами, степень информатизации, характер технологических процессов.
- Независимость уполномоченных органов от приобретателей, исполнителей, производителей и продавцов. Структуры, в чью компетенцию входит стандартизация и аккредитация, не должны быть связаны с указанными субъектами никакими обязательствами, кроме тех, которые допускаются законодательством. Сотрудники уполномоченных органов должны быть защищены от попыток неправомерного давления либо другого воздействия, способного повлиять на решения, которые они принимают. Руководителям этих структур надлежит разрабатывать соответствующие меры, которые направлены на предотвращение вступления служащих в незаконные сделки с субъектами, заинтересованными в результатах стандартизации либо аккредитации.
- Единая система правил. Аккредитация испытательных центров и лабораторий, органов сертификации, организация измерений и испытаний, оформление документации должны производиться по единому порядку.
- Единство применения норм. Техническое регулирование охватывает все предусмотренные законом объекты и сферы деятельности, вне зависимости от особенностей и видов сделок.
- Недопустимость ограничения конкуренции в ходе осуществления сертификации и аккредитации. Это положение означает, что в рамках указанных процедур не должны создаваться преимущества для отдельных заявителей, искусственно замедляться либо необоснованно ускоряться принятие решений.
- Недопустимость совмещения функций структуры госконтроля и органа сертификации. В полномочия указанных институтов входит контроль продукции и прочих объектов. Однако его уровень имеет определенные ограничения. Госнадзор проверяет работу органа сертификации. Последний, в свою очередь, контролирует исполнение принятых им решений.
- Недопустимость совмещения полномочий на сертификацию и аккредитацию одним органом. Это положение устанавливает запрет на возможность одной структуры быть одновременно исполнителем и контролером.
- Недопустимость внебюджетного финансирования госконтроля. Данное положение запрещает влияние частных капиталов на государственную деятельность.
Регламенты
Принципы технического регулирования выступают базой для их разработки. Регламент представляет собой нормативный документ, принятый в соответствии с международным договором, ФЗ, указом президента, правительственным постановлением. Он устанавливает требования к объектам регулирования. Положения регламента обязательны для применения и выполнения всеми субъектами, осуществляющими подконтрольную деятельность. Утверждение этих документов направлено не только на обеспечение защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды, но и на предупреждение неправомерных действий, способных привести к негативным последствиям для потребителей.
Особенности содержания
В регламентах должны устанавливаться минимально необходимые нормы, посредством которых будет обеспечиваться безопасность по определенным специфическим вопросам. Требования, предусмотренные в документах, не должны являться завышенными относительно уже утвержденных стандартов. В противном случае они могут стать препятствием для осуществления свободного предпринимательства. Так, к примеру, в ходе разработки регламентов могут возникнуть решения, которыми отечественные производители могут быть поставлены в менее выгодные условия в сравнении с зарубежными. В этой связи в процессе согласования показателей безопасности и выполнения экспертной оценки необходимо неукоснительно следовать принципам конкурентного права. В регламенте должны перечисляться все объекты, на которые он распространяется. В документе также должны прописываться правила их идентификации. Кроме этого в регламент включается следующая информация:
- Формы и правила оценки соответствия, схемы ее подтверждения.
- Предельно допустимые сроки оценки для каждого объекта.
- Терминология, разъясняющая определения, используемые в регламенте.
- Требования к таре, способу ее исполнения и конструкции, этикеткам или маркировке, правилам их нанесения.
Особые положения
В регламенте могут содержаться специальные требования к производственным процессам, продукции, хранению, эксплуатации, утилизации, реализации, транспортировке, терминологии, этикеткам, маркировке, правилам их нанесения в зависимости от климатических и географических особенностей территории, на которой осуществляется деятельность. Это обусловливается тем, что объекты, выпущенные в таких зонах, могут представлять повышенную опасность для потребителей. К специальным требованиям, например, относят ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.
Классификация
Техническое регулирование может осуществляться общими или специальными регламентами. Первая категория документов устанавливает нормы, обязательные для всех подконтрольных процессов и объектов. Специальными регламентами осуществляется техническое регулирование продукции, безопасность которой не обеспечивается общими положениями. Они представляют собой нормативные документы прямого действия. Положения специальных регламентов не должны противоречить требованиям актов общего действия. Последние, оформленные в виде ФЗ, включают в себя основные нормы, распространяющиеся на большой круг объектов. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии указывало в своих пояснениях, что число регламентов может составить около 1,5 тыс. Оно приблизительно соответствует количеству видов коммерческой деятельности.
Разработка норм
Как выше было сказано, технические регламенты принимаются в соответствии с международными договорами, указами президента, постановлениями правительства, ФЗ. Проект документа может разработать любой субъект вне зависимости от типа процесса и продукции, правового статуса и формы собственности. Предоставление такой возможности, безусловно, демократично и позволяет наиболее полно реализовывать интеллектуальный потенциал.
Одним из основных принципов при разработке регламента выступает публичность. Необходимо, чтобы на каждой стадии формирования новой нормативной системы все общество в целом и госструктуры в частности подробно информировались о ходе процесса, наличии противоречий, знакомились с предложениями тех или иных авторов. Обсуждение и утверждение регламента осуществляются в Госдуме. Однако предварительно проект должен пройти подготовку.
Ключевые этапы
Техническое регулирование и метрология - специфические сферы государственной деятельности. Они предполагают установление определенных норм с учетом мнения общественности, специфики подконтрольных объектов и процессов. В этой связи процедура разработки регламента включает в себя ряд обязательных этапов. Одним из них является публикация уведомления о проекте в официальном издании, которое выпускает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Кроме этого извещение размещается в информационной базе в электронном виде (в сети Интернет). В уведомлении должны присутствовать сведения о продукции/процессе, для которых разрабатывается регламент. В него также вносится обоснование необходимости создания нормативного документа. Уведомление должно содержать указания на отличия нового регламента от уже действующих на территории страны международных стандартов. В обязательном порядке в публикации присутствуют реквизиты разработчика, разъясняется способ ознакомления с проектом. Автор должен в течение 2 месяцев проводить корректировку регламента с учетом поступающих в ходе обсуждения предложений. После завершения всех подготовительных процедур проект вносится в Госдуму.
Росстандарт
Этот орган оказывает госуслуги, управляет госимуществом в сфере метрологии и технического регулирования. С 2004 г. Росстандарт находится в ведении Минпромторга РФ. Официальное наименование этого органа - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Данная исполнительная структура:
- Реализует задачи компетентного административного института в соответствии с договором о принятии единых предписаний для колесного транспорта, элементов оборудования и деталей, которые могут устанавливаться на них, об условиях двустороннего признания утверждений, которые выдаются на основании указанных предписаний, подписанным 20 марта 1958 г. в Женеве.
- Организует экспертную оценку проектов отечественных стандартов.
- Исполняет некоторые функции в области надзорной деятельности. Например, Федеральное агентство по техническому регулированию проверяет соответствие продукции положениям некоторых регламентов.
- Руководит деятельностью ряда государственных служб. В частности, агентство по техническому регулированию контролирует работу центра времени, определения параметров и частоты вращения Земли, констант и свойств материалов и веществ и пр.
Кроме этого, указанный орган ведет государственный информационный фонд стандартов и регламентов.