Рубрики

Японская модель менеджмента: характеристика и особенности

Японская модель менеджмента, как и в любом государстве, является отражением его исторических особенностей, культуры и общественной психологии. Она находится в тесной взаимосвязи с общественно-экономическим укладом Японии. Такой метод управления имеет существенные отличия от американского и европейского аналогов.

Особенности японской модели менеджментаяпонская модель менеджмента

Существует шесть основных признаков данного вида управления.

  1. Создание доверительной обстановки и гарантия занятости.
  2. Ценности корпорации и гласность.
  3. Управление, базирующееся на информации.
  4. Управление, которое ориентируется на качество.
  5. Постоянное нахождение руководства на своем рабочем месте.
  6. Поддержание порядка и чистоты.

Гарантия занятости и поддержание доверительной обстановки

Указанные признаки приводят к стабильности в трудовых ресурсах и существенно снижают текучесть кадров. При этом стабильность послужит определенным стимулом для служащих и рабочих, укрепляет чувство корпоративного единения, гармонизирует отношения руководства с сотрудниками. Рабочие, с освобождением от угрозы увольнения получают фактическую возможность продвижения по карьерной лестнице, что способствует получению мотивации для укрепления в некоторой степени чувства общности с предприятием, где они работают. Японская модель менеджмента содержит гарантии занятости, которые проявляются благодаря наличию системы пожизненного найма. Это явление достаточно уникальное и еще не совсем понятно для европейца.

Ценности корпорации и гласность

Данный признак проявляется при использовании на всех уровнях управления и рабочими общей информационной базы о политике и функционировании компании. характеристика японской модели менежментаВ этом случае развивается определенная атмосфера участия и общественная ответственность, что существенно повышает производительность и улучшает взаимодействие на всех уровнях.

В этом случае речь идет о существенной результативности встреч и совещаний, проводимых с участием, как инженеров, так и работников администрации.

Японская модель менеджмента способствует созданию общей для всех работников компании базы понимания таких корпоративных ценностей: приоритет качества в обслуживании, высокий уровень предоставления услуг для потребителей, тесное сотрудничество работников и администрации, а также взаимодействие структурных подразделений.

Управление, базирующееся на информации

Черты японской модели менеджмента отображают особое значение к сбору информации и ее систематического использования с целью повышения экономической эффективности на производстве. особенности японской модели менеджментаНапример, на предприятиях, которые собирают телевизоры, используется система сбора информации, с помощью которой выявляется дата поступления данного товара в продажу, ответственный работник за его исправность. Таким образом, могут в любой момент быть выявлены не только виновные в случае неисправности, но и сами причины неисправности, что будет способствовать недопущению подобных ситуаций в будущем. Руководителями ежемесячно проверяются статьи расходов и доходов, объемы производства, валовая выручка для определения выполнения плановых показателей и выявления возможных рисков на ранних этапах их возникновения.

Управление, которое ориентируется на качество

Японская модель менеджмента предусматривает обязательный контроль качества. Об этом постоянно руководят президенты компаний и их управляющие. При управлении производством их основной заботой становится получение достоверной и полной информации о качестве. Главным достижением любого руководителя становится создание системы контроля качества.

Постоянное нахождение руководства на своем рабочем месте

Характеристика японской модели менеджмента была бы не полной без рассмотрения данного признака. японская модель менеджмента краткоДля быстрого преодоления затруднений и решения различных проблем на предприятии японские руководители в основном размещают менеджеров именно в производственных помещениях. По мере решения тех или иных проблем в компаниях могут вноситься различные нововведения, что приведет к внедрению новшеств. В этом случае широко используются кружки качества и система новаторских идей.

Соблюдение чистоты и порядка

Это один их важных факторов, способствующих высокому качеству японских товаров. Руководители компаний стараются обеспечить такой порядок, что он будет служить гарантией качества готовой продукции и способствует повышению производительности.

Вывод

Таким образом, в данной статье рассмотрена японская модель менеджмента. Кратко резюмируя изложенный материал, можно отметить, что в данном виде управления основной упор делается на групповую ориентацию, согласованность, моральные качества работников, стабильность занятости и тесное взаимодействие между управляющими и работниками.черты японской модели менеджмента

Одна из отличительных особенностей – качественное управление трудовыми ресурсами. Японские компании управляют сотрудниками так, что последние работают достаточно эффективно. Для достижения такого максимального результата используется американская техника управления кадрами (система заработной платы, анализ организации труда, аттестация служащих). Однако существует и различие между американской и японской моделями менеджмента. Это использование японскими корпорациями преданности служащих своим компаниям, отожествление их с предприятием, создание крепкой морали, что приводит в итоге к получению высокой эффективности.