Закон "О защите прав потребителей" считается сегодня одним из наиболее применяемых нормативных актов. Его значение для отечественного покупателя сложно переоценить. Если использовать его положения верно, можно обеспечить или восстановить права потребителя, нарушенные недобросовестными продавцами и производителями, которые думают лишь о собственной выгоде. Однако далеко не все граждане знают, как правильно применять установленные нормы. Рассмотрим далее, каким образом осуществляется в РФ защита прав потребителей.
Актуальность вопроса
Чтобы обеспечить сохранность права потребителя, необходимо иметь полное представление о возможностях, предоставляемых государством. Нормативный акт содержит положения, которые изложены достаточно сложным для многих юридическим языком. Незнанием граждан пользуются производители и продавцы, завоевавшие доверие покупателей. Зачастую люди даже не подозревают о том, что условия, на которых они приобретают продукцию, услугу либо работу, существенным образом ущемляют их интересы. Дело в том, что Закон "О защите прав потребителей" считается сравнительно новым нормативным актом. Кроме того, в него постоянно вносятся разного рода дополнения и изменения. В этой связи можно сказать, что Закон о правах потребителя находится сегодня на этапе формирования. Это, в свою очередь, вызывает необходимость следить за постоянными его преобразованиями.
Замена изделия ненадлежащего качества
Закон о правах потребителя содержит в себе ст. 18. В соответствии с ее положениями, покупатель может предъявить требование заменить товар на изделие аналогичного артикула (марки) или на такое же другой модели (марки). Реализуя это право, следует учесть ряд нюансов. В частности:
- Требование заменить дорогостоящий или технически сложный товар допускается предъявлять только в случае, если выявленный дефект будет признан существенным.
- Обращаясь к производителю либо организации, которая исполняет его функции в соответствии с договором, покупатель не может просить замены изделия на такое же, но другой марки.
- Требование предполагает получение такого же товара. Это значит, что если был выявлен дефект в телевизоре, то его нельзя поменять на холодильник.
Сроки исполнения требования
В ст. 25 указанного ФЗ установлено, что период, в который можно реализовать права потребителя, - 14 дней. То есть в течение двух недель покупатель может обратиться с требованием о замене изделия. Чтобы не нарушать права потребителей, возврат товара должен быть осуществлен в семидневный срок. В случае возникновения необходимости провести проверку изделия, период допускается увеличить до двадцати дней. В соответствии с ГК начало исчисление срока выпадает на следующий день после того, как произошло событие. Это значит, что, если покупатель обратился с требованием 1 сентября, то претензия должна быть удовлетворена до 8 сентября включительно.
Если потребуется провести проверку изделия, то период увеличится до 21 сентября. За неисполнение предписаний нормативного акта с 9 или 22 сентября (соответственно) наступит ответственность продавца. В случае отсутствия в магазине необходимого для замены изделия процедура должна быть проведена не более чем в течение месяца. При этом тот факт, что нужного товара нет, должен быть доказан изготовителем, продавцом либо организациями, исполняющими их функции в соответствии с договором. Изделие ненадлежащего качества заменяется на не бывшую в употреблении (эксплуатации) модель. В соответствии со ст. 21 ФЗ, согласно которому осуществляется защита прав потребителей, срок гарантии исчисляется с момента передачи товара покупателю заново.
Особые случаи
В Законе предусмотрено право потребителя потребовать возмещения расходов на исправление дефекта в товаре им самим либо третьим лицом. Следует сказать, что практического распространения данное положение не получило. Тем не менее, ситуации, когда покупатель вынужден самостоятельно или с помощью третьего лица исправить недостатки некачественного товара в срочном порядке, вполне могут произойти. К примеру, за несколько часов до начала новогоднего праздника вышел из строя музыкальный центр. Для вызова мастера уже поздно. В этой связи покупатель самостоятельно исправляет неполадки или просит об этом знакомого, разбирающегося в технике. Поступив так, потребитель имеет полное право впоследствии потребовать возмещения расходов.
Доказательства
Чтобы требование о возмещении расходов было удовлетворено, необходимо доказать, что:
- Дефект в изделии действительно был. Это могут подтвердить свидетельские показания, а также экспертное исследование. Однако последняя процедура не во всех случаях может установить наличие дефекта, так как он был устранен.
- Действительно возникли расходы в связи с исправлением недостатка в товаре. По возможности данный факт должен быть подтвержден документами. Например, это может быть расписка лица, который осуществлял ремонт, в том, что он получил оплату за работу. Также расходы можно доказать чеками из магазинов запчастей и материалов, квитанцией из ремонтной мастерской. Если помощь оказывало частное лицо, то факт получения им денег доказывается его свидетельскими показаниями.
Вероятно, что в ходе рассмотрения требования покупателя о возмещении его затрат будет также поставлен вопрос о целесообразности и необходимости этих расходов. В таком случае ему придется также доказать, что издержки соответствуют действующей стоимости ремонтных услуг или ценам на материалы и запчасти, или что они действительно были крайне необходимы так срочно.
Неустойка по закону о защите прав потребителей
Общий порядок взыскания регулируется статьями ГК. Неустойка может быть двух видов: по закону или по договору. Как практика показывает, последняя в разы меньше, чем первая. В нормативных актах данный вид взыскания предусматривается за нарушение сроков для исполнения услуг или работ, поставки товара или удовлетворения требований покупателя. В зависимости от той или иной ситуации устанавливается различный размер выплат.
Ставка
Неустойка по закону о защите прав потребителей в случае нарушения сроков исполнения услуг или работ составляет 3% от цены соответствующего договора за каждый просроченный день. Вместе с этим общая сумма не должна быть выше 100% стоимости контракта. При нарушении сроков для удовлетворения требований покупателя, которые оговорены в ст. 22 и 21 указанного ФЗ, предусмотрено начисление 1% за каждый просроченный день.
При нарушении условий передачи товара, который предварительно оплачен, неустойка по закону о защите прав потребителей составит 0.5% от суммы предоплаты. Она также начисляется каждый просроченный день. При этом общая сумма не должна быть больше 100% предоплаты. Таким образом, взыскание может варьироваться от 0.5 до 3% за каждый день. Согласно ст. 333 ГК, сумма может быть уменьшена судом, если она будет признана несоразмерной возникшим последствиям нарушения условий договора.
Важный момент
Неустойка по закону о защите прав потребителей может вменяться без доказывания причинения убытков. То есть достаточно факта нарушения установленного в договоре обязательства. В отношении убытков существуют следующие виды неустойки:
- Зачетная. В этом случае расходы возмещаются в части, которая не покрывается неустойкой.
- Штрафная. Это значит, что могут взыскиваться убытки сверх неустойки в полной сумме.
- Исключительная. В этом случае допускается возмещение только неустойки, а не издержек.
- Альтернативная. Потребитель может выбрать, что именно подлежит взысканию: неустойка либо убытки.
Возмещение, предусмотренное нормативными актами, в отличие от установленного в договоре, должно быть реализовано вне зависимости от того, включено ли такое условие в соглашение или нет.