Оценка стоимости бизнеса — это процедура расчета стоимости компании, бизнеса, или их доли. Любой руководитель с помощью оценки бизнеса может принять верное решение последовательности развития своего предприятия.
Оценка бизнеса — это определение нерыночной либо рыночной стоимости бизнеса, как целостного комплекса имущества. Это также оценка права получать прибыль. При оценке бизнеса определяют результаты деятельности компании, её эффективность, прогнозируют доходы, анализируют рынок и конкурентную среду.
Оценка компании или предприятия
При оценке стоимости бизнеса учитывают множество факторов, для различных организаций осуществляют оценку разных показателей. К примеру, для промышленного предприятия (завод, фабрика) оценивают стоимость имущественного комплекса. Для компаний, которые занимаются сферой услуг или торговлей, приоритетной является оценка их дохода.
Оценка компании необходима при:
- частичной или полной продаже компании;
- в создании бизнес-плана;
- реструктуризации компании;
- проведении различных операций с активами предприятия;
- страховых операциях;
- получении кредита на развитие бизнеса;
- переоценке компанией активов при бухгалтерском учете;
- эмиссии активов;
- налогообложении;
- определении кредитоспособности компании;
- определении платы аренды при аренде бизнеса;
- соответственных решениях суда;
- принятии разных управленческих решений.
Оценка стоимости бизнеса предприятия выполняется по следующим категориям:
- оцениваются миноритарные и мажоритарные пакеты акций компании. Эта задача даёт максимально полное представление о стоимости крупного пакета акций или бизнеса в целом;
- оцениваются имущественный комплекс, активы компании, а также финансовые потоки предприятия;
- оцениваются акции предприятия, котируемые на рынке.
Методы оценки стоимости бизнеса
Выделяют 3 метода оценки стоимости бизнеса: доходный, затратный и сравнительный. Когда осуществляется данный анализ, выбирают тот метод, который дает наиболее четкую оценку.
Затратный метод используется с учетом понесенных расходов. Преимущества такого метода:
- основан на существующих активах;
- подходит для оценки предприятий, инвестиционных и холдинговых фирм, которые только начали свою деятельность.
Затратный метод не учитывает перспективы развития бизнеса — это его недостаток.
Метод стоимости ликвидации, а также метод чистых активов — составляющие затратного подхода.
Доходный метод осуществляется расчетом настоящей стоимости ожидаемой прибыли. Основополагающим фактором, который рассматривается, является доход и прибыль. Чем больше доход компании, тем выше её стоимость.
Этот метод наиболее популярный и распространенный, основан на будущей прибыли. С его помощью оценка стоимости бизнеса отражает результаты активной деятельности компании.
Сравнительный метод предусматривает анализ и сравнение бизнеса, который оценивают, с конкурентными предприятиями, которые действуют на рынке. Информацию для этого метода черпают из открытых фондовых рынков, предыдущих сделок с активами бизнеса, рынка поглощения.
Преимущества бизнеса
Для любого предприятия оценка стоимости бизнеса имеет такие преимущества:
- можно увеличить эффективность управления компанией;
- грамотно разработать план ведения бизнеса;
- принять обоснованное инвестиционное решение;
- легко провести реструктуризацию предприятия;
- получить информацию о рыночной стоимости компании;
- выкупать акции у акционеров;
- получить взвешенное налогообложение;
- определить стоимость долей в капитале, ценных бумаг.
Факторы, которые определяют рыночную стоимость — это будущая и текущая прибыль, трата на создание компании с активами, соотношение предложения и спроса, степень контроля бизнеса и другие.
Процесс оценки бизнеса
Оценка стоимости предприятия бизнеса осуществляется таким образом:
- анализ рынка, на котором активно действует предприятие;
- сбор необходимой информации об оцениваемом объекте;
- расчет и согласование результатов с помощью методов оценки бизнеса;
- отчет и интерпретирование результатов.
Оценка компании — определение стоимости оцениваемого пакета акций. Пакет может быть мажоритарным, миноритарным, контрольным и блокирующим, в зависимости от количества акций. Оценку проводят для предприятий с любым видом акций.
Показатель ликвидности (качество бумаг, которое характеризует возможность их продажи) влияет на стоимость акций. Высокая стоимость ценной бумаги зависит от высокой ликвидности.
Оценка акций в основном определяет их стоимость, возможность приносить владельцу прибыль. Такие показатели, как чистые активы, дивиденды, рынок капитала помогают осуществлять оценку акций.
Рыночная стоимость акций — определенная цена, по которой объект анализа и оценки может быть представлен на рынке с большим количеством конкурентов.
Услуги в сфере оценки бизнеса в основном предоставляют специализированные компании, предлагающие свои стратегии в этом деле. Большой спектр услуг позволяет осуществить множество действий, таким образом, оценивается:
- стоимость недвижимости;
- нематериальных активов (лицензии, товарные знаки, техническая документация);
- стоимость ценных бумаг;
- стоимость товаров;
- стоимость оборудования и машин.
Проводя оценку, определяют рыночную стоимость, а также другие виды стоимости (инвестиционная, залоговая, страховая).
При определении стоимости бизнеса оценщиком подсчитывается стоимость активов и пассивов предприятия. К активам принадлежат любые движимые и недвижимые объекты, оборудование, финансовые инвестиции, машины, товары, денежные запасы, квалификация сотрудников, интеллектуальная собственность (бренды, товарные знаки), деловая репутация. Пассивы – это разные задолженности и непогашенные обязательства предприятия.
В оценке и анализе стоимости бизнеса используют несколько подходов, поэтому оценка в итоге является максимально точной.