Рубрики

Основные принципы земельного законодательства

Под принципами законодательства в общем смысле этого слова следует понимать его ключевые начала, руководящие положения и идеи, которые определяют содержание и направленность правового регулирования в конкретной сфере. Правовые принципы распространяются на более широкую область жизни общества, нежели нормы права. Обычно один принцип находит собственное воплощение и отражение во множестве отдельных нормативов. В данной статье рассмотрим основные принципы земельного законодательства РФ, их характеристику и отличительные черты.

Общие положения

основные принципы земельного законодательства

В сочетании в правовыми режимами, областью жизнедеятельности, источниками и методами принципы, которые описывают ту или иную отрасль законодательства, формируют особый режим регулирования права, который служит комплексным свойством данной отрасли. Стоит отметить, что принципы законодательства касательно той или иной отрасли отчетливо выражают ее специфику. Именно поэтому в настоящее время достаточно изучить их, чтобы сформировать адекватное представление о системе определенной сферы законодательства, ее целях и задачах, социальном назначении, а также инструментах, которые применяются в процессе осуществления привычных операций.

Правовые принципы выступают ориентиром правоприменительной и правотворческой деятельности структур государственного и местного управления. Необходимо учитывать, что соблюдение принципов земельного законодательства так или иначе является одним из элементов, обеспечивающих единообразное, нормальное функционирование и развитие российской системы права. Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ в своих постановлениях зачастую прописывают упоминание о необходимости применения правовых принципов, так как они могут выступать источником законодательства в случае обнаружения пробелов.

Классификация правовых принципов

основные принципы земельного законодательства рф

Сегодня принципы законодательства классифицируются на группы в зависимости от системы распространения. Так, выделяются следующие категории:

  • Общеправовые принципы земельного законодательства – это принципы, которые распространяются на всю правовую систему. Важно дополнить, что данное положение применимо к любой правовой сфере.
  • Межотраслевые принципы, которые распространяются на ряд правовых сфер.
  • Отраслевые принципы, которые имеют отношение к единственной отрасли законодательства.
  • Внутриотраслевые принципы, которые имеют отношение к единственному институту права.

Стоит дополнить, что большинство принципов земельного законодательства относится к межотраслевому типу. Иными словами, они являются базовыми моментами в развитии двух или нескольких отраслей действующего на территории РФ права. К таковым можно отнести принцип платности применения природных ресурсов. Дело в том, что он есть не только в земельном, но и в лесном, водном и другом законодательстве, связанном с природными ресурсами, а также в законодательстве о налоговых выплатах и сборах.

Законодательный аспект

принципы земельного законодательства права

Статья 1 действующего на территории РФ Земельного кодекса формирует основу действия нормативов как ЗК РФ, так и земельного права в целом. Следует заметить, что содержание данной отрасли базируется на учении о принципах земельного законодательства. Они, в свою очередь, представляют собой идеи и начала общего характера, которые лежат в основе создания институтов, а также содержания нормативов и их использования.

В число ключевых принципов, которые признаются правовым государством, целесообразно включить такие, как всеобщее равенство перед законом, верховенство закона, признание прав личности, справедливость, а также ответственность за вину. Необходимо дополнить, что названные принципы формируют базу для реализации правоотношений любого плана. Принципы земельного законодательства, в число которых включаются и представленные выше положения, являются обязательными для соблюдения. Они выступают основой для введения, исполнения или использования правовых нормативов.

Статья 1 Земельного кодекса и ее анализ

принципами земельного законодательства являются

Основные принципы земельного законодательства в систематизированном виде практически впервые были установлены статьей 1 Земельного кодекса, действующего на территории РФ. Важно отметить, что они носят межотраслевой или отраслевой характер, однако не противоречат общеправовым принципам, а основываются на них. Данный факт можно доказать информацией из предыдущей главы.

Таким образом, ключевое значение указанной статьи относится к необходимости обеспечить общие принципиальные подходы к правовому регулированию отношений земельного типа. При этом на принципы земельного законодательства должны ориентироваться на федеральные нормативы, а также законодательство субъектов страны. Стоит отметить, что данные субъекты в соответствии со статьей 72 Конституции РФ имеют право принимать собственные земельные законы или нормативные акты структур местного управления.

Принципы, которые закреплены посредством первой статьи ЗК РФ, не только придерживаются общеправовых положений, но и в некоторых случаях являются выражением ключевых направлений земельной политики, выработанных сравнительно небольшой промежуток времени назад. Следует отметить, что в корне определения принципов земельного законодательства (права) находится понимание свойств земли, выступающей в первую очередь объектом общественных отношений правового типа. Итак, мы разобрали основные положения земельного права, установленные действующим законодательством. Именно поэтому целесообразно рассмотреть каждый из существующих на сегодняшний день принципов в отдельности.

Учет значения земли

к принципам земельного законодательства относятся

Первым принципом земельного законодательства является учет значения земли, служащей основой деятельности и жизни человека в целом. В соответствии с данным положением регулирование отношений, связанных с использованием и охраной земли, реализуется исходя из привычных представлений о ней как о природном объекте, который находится под охраной, так как служит важнейшим элементом природы. Кроме того, стоит учитывать, что земля применяется как средство производства в сельскохозяйственной и лесной деятельности, а также служит основой для реализации экономических и других операций на территории России.

Важно иметь в виду, что данный принцип земельного законодательства является основанным на положениях, которые подтверждаются статьей 9 Конституции. Согласно ей земля и иные ресурсы природного типа применяются и охраняются в РФ как база деятельности граждан, проживающих на той или иной территории. Названное конституционное положение определяется общесоциальным характером. Речь идет о декларации, которая наделена важнейшим значением в плане создания правовой базы использования земли. Она не может быть отождествлена с другими вещами или иметь утилитарное, однозначное значение, как иные объекты правовых отношений. Стоит также отметить, что правовое регулирование применения земли не может реализовываться посредством методик с нарушением интересов и прав граждан, проживающих на соответствующей территории.

В земельном законодательстве закреплен принцип в подпункте 1 пункта 1 статьи 1, который мы изучили. Однако он не повторяет положений Конституции, а относится к одному из ее аспектов, в соответствии с которым выступает одновременно и в качестве ресурсной составляющей, и как природный объект, и в качестве объекта недвижимого имущества. Это говорит о том, что при установлении тех или иных правил применения земли в правовом нормативе должны учитываться и другие ее качества.

Приоритет охраны земли

Далее разберем вопрос установления других принципов земельного законодательства. Вторым из них следует считать приоритет охраны земли в качестве важнейшей составляющей окружающей среды и инструмента сельскохозяйственного производства, а также лесного дела перед применением земли как недвижимого имущества. В соответствии с названным принципом владение, использование и распоряжение теми или иными земельными участками реализуется собственниками свободно в том случае, если это не наносит вреда окружающей среде.

Рассматриваемое положение, которое относится к основным принципам земельного законодательства, определено подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ. Оно является продолжением предыдущего правила и обозначает приоритет земли в качестве природного компонента перед ее применением как недвижимости. Данный принцип является существенным для выявления степени регулирования прав на участки земли и влияния при этом нормативов гражданско-правового значения, а также положений земельного законодательства.

Приоритет охраны здоровья и жизни человека

в земельном законодательстве закреплен принцип

Третьим принципом земельного права является приоритет охраны здоровья и жизни человека. Он устанавливается подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ. Помимо этого, положение согласуется с общими моментами, определенными Конституцией, действующим на территории РФ законодательством, а также с принципом соблюдения земельного законодательства, который носит общеправовой характер. Так, в соответствии с первой статьей Конституции установлено, что любой человек имеет право на охрану здоровья. Кроме того, первой статьей Основ законодательства РФ касательно охраны здоровья граждан от 22 июля 1993 (в редакции от 7 марта 2003) определено, что государство так или иначе является гарантом охраны здоровья каждого согласно Конституции и другим законодательным актам РФ, а также общепризнанными принципам и нормам международного права, международным договорам.

Четвертый и пятый принцип

Четвертое правило регулирует участие общественных объединений (организаций), отдельных граждан и религиозных структур в решении вопросов, которые касаются их прав на землю. Оно подробным образом детализируется в статьях 23, 31 и 34 Земельного кодекса, а также в актах градостроительного и экологического законодательства. Этот принцип, определенный подпунктом 4 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, в первую очередь развивает соответствующее положение Конституции касательно того, что земля является народным достоянием. Так, названный принцип должен учитываться при реализации любого применения земли, которое затрагивает общественные интересы.

Пятое положение устанавливает единство судьбы участков земли, а также объектов, которые прочно к ней привязаны. В соответствии с данным правилом все объекты разделяют судьбу с соответствующими участками. Исключение составляют случаи, установленные законами федерального уровня. Стоит отметить, что подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ определено положение, которое касается одной из сложнейших проблем регулирования земельных отношений в современности. Дело в том, что следование судьбе участка земли для недвижимого имущества, которое расположено на нем, может приравниваться к следованию общему законодательному режиму земли при использовании недвижимого имущества, другими словами, к изменению характера применения недвижимости в случае изменения целевого назначения участка. Тем не менее правовое регулирование применения земли и недвижимого имущества на ней не может ограничиваться лишь приведенным правилом. После вхождения участков в оборот одной из наиболее важных задач правового характера становится гармонизация законодательства касательно оборота данных разновидностей имущественных комплексов.

Приоритет сохранения ценных земель

Шестым принципом выступает приоритет сохранения наиболее ценных земель и охраняемых территорий. В соответствии с ним изменение целевого назначение таких земель (сельскохозяйственных, лесных, охраняемых, занятых культурным наследием) запрещается или некоторым образом ограничивается в порядке, определенном федеральными законодательными актами. Стоит отметить, что названное правило не стоит трактовать как умаление значения или отрицание иных земельных категорий.

Заключительные принципы

к основным принципам земельного законодательства относится

И наконец, рассмотрим такие принципы, как платность применения земли и деление земельных участков на категории согласно их назначению. Первый из них предполагает выражение платности землепользования в виде таких платежей, как земельный налог и арендная плата. Важно учитывать, что справедливое осуществление приведенного принципа, прежде всего, требует согласованных операций, связанных с адекватной оценкой земель. Объективным образом это невозможно без развития оборота относительно участков земли. В соответствии с данным положением действующий закон устанавливает случаи определения земельных льгот.

Деление земельных участков на категории по целевому назначению подразумевает определение правового режима согласно принадлежности к определенным категориям и дозволенному использованию в соответствии с актуальными требованиями законодательства. Принцип закреплен подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса.