Рубрики
...

Пересортица - это... Причины, оформление

Пересортица – это разница в количестве сортов товара одного наименования. На практике она выявляется при ревизии остатков изделий. пересортица это

Причины

Почему возникает пересортица? Это может быть связано:

  1. С отсутствием порядка приема и хранения продукции на складах.
  2. Нарушением правил документооборота.
  3. Отсутствием должного внутреннего контроля движения изделий.
  4. Халатным отношением ответственных лиц к своим обязанностям.

Еще одна причина – ошибки в бухучете. При выявлении разницы оформляется акт пересортицы.

Возможные решения проблемы

Как выше было сказано, выявляется пересортица при инвентаризации. При этом комиссия должна получить объяснения от ответственных лиц о сложившейся ситуации. Нормами допускается взаимный зачет недостач и излишков в качестве исключения:

  1. У одного ответственного работника.
  2. За один проверяемый период.
  3. В отношении продукции одного наименования в тождественных количествах сортов.

Осуществлять взаимозачет недостач излишками однородных изделий не допускается. К примеру, нельзя компенсировать недостающее количество маргарина лишним количеством масла. инвентаризация товарно материальных ценностей

Специфика зачета

Стоит сказать, что пересортица – это весьма проблемное явление. Дело в том, что даже в случае взаимного зачета могут остаться лишние изделия. В таких ситуациях бухгалтер приходует их на сч. 41, зачисляя их стоимость на сч. 91.1. При этом в расчет принимается рыночная цена продукции.

Оформление

На предприятии составляется несколько документов, в которых отражается пересортица. Это в первую очередь протокол комиссии. В него заносятся исчерпывающие объяснения ответственных лиц, невиновных в образовавшейся разнице. Зачет бухгалтер не оформляет проводками. Записи специалист должен сделать в аналитическом учете. Сумма недостач, покрытая излишками, указывается в сличительной ведомости. акт пересортицы

Суммовые разницы

Они могут выявиться после выполнения зачета. Разницы в сторону излишка следует оприходовать, недостачи – взыскать с виновных. Если же последние отсутствуют, то этот факт должен подтвердить уполномоченный орган. Инвентаризация товарно-материальных ценностей в таком случае выполняется с участием представителя контрольной госструктуры. Если при ревизии обнаружена недостача продукции, утраченной вследствие чрезвычайных ситуаций (аварий, пожаров, иных стихийных бедствий), ее фактическая себестоимость относится к прочим расходам.

Пересортица: проводки

В случае стихийных бедствий и прочих форс-мажорных обстоятельств в бухучете делаются следующие записи:

  • Дб сч. 94 Кд сч. 01, 42 (41), 10 – списание фактической стоимости утраченного имущества.
  • Дб сч. 94 Кд сч. 68 субсч. "Расчет по НДС" – восстановление суммы налога.
  • Дб сч. 99 Кд сч. 94 – включение стоимости потерянных ТМЦ в прочие расходы.

Если предприятие получило страховое возмещение в качестве компенсации убытков от пожаров, прочих стихийных бедствий, размер прочих затрат уменьшается на соответствующую сумму. При этом делается запись:

Дб сч. 51 Кд сч. 99 – страховое возмещение отражено в прочих доходах. пересортица при инвентаризации

Нюанс

Потери от аварий, пожаров, стихийных бедствий и прочих форс-мажорных обстоятельств приравниваются к внереализационным затратам. В них включают в том числе расходы, связанные с ликвидацией последствий возникших катастроф. Эти суммы уменьшают облагаемую прибыль. Соответствующее положение присутствует в 265-й статье НК (пункт второй, подпункт 6).

Документальное подтверждение

Внереализационные расходы должны быть обоснованы. Для этого оформляются соответствующие документы. В качестве подтверждения можно использовать:

  1. Акт о событии. Он подписывается руководителем предприятия, а также членами комиссии, контролирующей ликвидацию последствий катастроф.
  2. Справку от государственных структур. Этот документ, например, может оформить МЧС, пожарная служба и пр.
  3. Заключение эксперта, подтверждающее невозможность/возможность восстановить потребительские качества имущества.

Ошибки учета

В некоторых случаях инвентаризация товарно-материальных ценностей не показывает излишков/недостач фактически имеющейся продукции. В таких ситуациях разница возникает вследствие ошибок, допущенных бухгалтером. К примеру, некоторые объекты не были оприходованы специалистом. В этом случае разница между учетной информацией и результатами ревизии отражается в строке "Откорректировано за счет внесения уточнений в записи". Эта графа присутствует в сличительной ведомости ф. ИНВ-19. Она используется при ревизии ТМЦ. пересортица проводки

Уведомление ФНС

Вместе с уточнением информации по итогам сопоставления расчетов и изучения обнаруженных расхождений предприятие должно уточнить сведения, представленные в налоговой декларации. Правила внесения изменений/дополнений в этот документ регламентируются 81-й статьей НК. Уточнение допускается осуществлять посредством направления в контрольный орган соответствующего заявления, в котором указываются все необходимые сведения. Предприятие также вправе подать новую декларацию.

Особенности ответственности

Если корректировки в предоставленную декларацию были внесены до срока отчисления налога, установленного законом, к предприятию санкции не применяются. При этом контрольный орган руководствуется 3-м и 4-м пунктами 81-й статьи НК. При этом соответствующее заявление от организации должно быть направлено до того, как она узнала об обнаружении ошибок налоговой инспекцией. Если изменения/дополнения внесены после срока, установленного законом для отчисления платежа в бюджет, то предприятие освобождается от ответственности, если уплатит до подачи заявления недоимку и суммы пени.