Рубрики

Понятие и принципы деятельности прокуратуры

Под принципом в общем смысле этого слова следует понимать ключевое, исходное положение той или иной теории, науки, учения, деятельности и так далее. В данной статье мы разберем принципы организации и деятельности органов прокуратуры. Для начала целесообразно изучить понятие и его определение.

Термин и его сущность

принципы организации и деятельности прокуратуры

Понятие принципов деятельности прокуратуры предполагает закрепленные в действующем на территории РФ законодательстве руководящие исходные положения общего характера. Стоит отметить, что именно они определяют формирование прокурорского надзора, особенности и признаки деятельности структур и учреждений прокуратуры. Помимо этого, принципы выявляют ключевые требования, которые предъявляются к работе названных органов. Важно знать, что смысл принципов организации и деятельности прокуратуры состоит в следующем:

  • В утверждении системного формирования учреждений и органов прокуратуры, а также отношений данных структур с другими органами.
  • В выявлении наиболее значимых характеристик и требований.
  • В обязательности исполнения принципов деятельности прокуратуры со стороны прокурорских сотрудников. Причем данное условие должно быть выполнено независимо от того, какие должности они занимают.

Система принципов

Далее целесообразно рассмотреть систему принципов организации и деятельности прокуратуры. Все существующие на сегодняшний день положения можно классифицировать на внутриорганизационные и общие. К последним в соответствии с действующей на территории страны Конституцией и законом "О прокуратуре" следует отнести следующие:

  • Законность.
  • Централизацию и единство прокуратуры.
  • Гласность.
  • Независимость.

Законность и централизм

принципы организации и деятельности прокуратуры рф

Как выяснилось, в число общих принципов организации и деятельности прокуратуры РФ входит законность. Важно отметить, что правовую базу деятельности российской прокуратуры формирует действующя на территории страны законы федерального уровня, Конституция, а также договоры международного плана. На российскую прокуратуру не могут возлагаться те функции, которые не предусматриваются законами федерального уровня. Законность следует рассматривать как принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

Второй аспект общего характера – это централизм. В соответствии с ним прокуратура России формирует единую централизованную систему федерального уровня, куда включаются определенные учреждения и органы. Данное положение предполагает, что она действует согласно правилу подчинения нижестоящих должностных лиц вышестоящим, а также Генеральному прокурору РФ. Стоит отметить, что централизм – это не принцип деятельности прокуратуры РФ, а правило ее организации. Остальные же положения общего характера относятся непосредственно к деятельности.

Принцип независимости

принципы деятельности органов прокуратуры

Один из принципов деятельности органов прокуратуры – это независимость. Так, прокурорские учреждения занимаются осуществлением своих полномочий вне зависимости от федеральных структур государственного управления, структур гос. управления субъектов РФ, учреждений местного управления, а также объединений и организаций общественного типа. Помимо этого, полномочия реализуются в строжайшем соответствии с законами, которые действуют на территории РФ.

Необходимо иметь в виду, что рассматриваемый принцип деятельности прокуратуры проявляется также в закреплении недопустимости вмешательства в реализацию прокурорского надзора на законодательном уровне. Соответственно, воздействие в той или иной форме федеральных структур государственного управления, учреждений государственного управления субъектов, структур местного управления, объединений и организаций общественного характера, СМИ, их отдельных представителей, а также должностных лиц на следователя или прокурора с целью оказания влияния на принятие решения или создания препятствий их деятельности в ином виде так или иначе предполагает ответственность, установленную действующим законом. Таким образом, ни следователь, ни прокурор не обязаны давать никаких объяснений по ведению материалов и дел, которые находятся в их производстве, а также предоставлять их кому-то в целях ознакомления иначе как в порядке и случаях, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством.

Для того чтобы полноценным образом обеспечить независимость сотрудников прокуратуры, законодательством предусмотрен целый ряд гарантий:

  • Специальная защита как прокуроров, так и их родственников.
  • Право на ношение и хранение оружия.
  • Государственное страхование в обязательном порядке.
  • Проезды на бесплатных условиях.
  • Выплаты санаторно-курортного типа и так далее.

Принцип гласности

система принципов организации и деятельности прокуратуры

Как выяснилось, в систему принципов деятельности прокуратуры входит гласность. Стоит уточнить, что следователи и прокуроры исполняют профессиональные обязанности гласным образом в той степени, в коей это не противоречит требованиям действующего на территории страны законодательства касательно охраны свобод и прав граждан, а также законодательства о государственной и другой тайне, которая охраняется законом.

В гласность входит информирование учреждений государственного управления, осуществляющих свою деятельность на федеральном уровне, структур государственного управления субъектов, учреждений местного управления, а также общества касательно состояния законности. Важно знать, что никто не имеет права без прокурорского разрешения разглашать материалы предварительного следствия и проверок, которые проводятся учреждениями прокуратуры, до их полного завершения.

Обязательность выполнения требований

Помимо рассмотренных выше принципов организации и деятельности российской прокуратуры, которые носят общий характер, существуют и другие положения. Они не играют такой важной роли, однако придерживаться их – обязательное условие. Рассмотрим такой принцип деятельности прокуратуры, как обязательность осуществления прокурорских требований. Стоит отметить, что данные требования являются обязательными для лиц, которым они адресуются. Кроме того, вытекающие из их полномочий обязанности подлежат выполнению при любых обстоятельствах, вне зависимости от ситуации, в определенный срок. Важно знать, что статистические и другие сведения, бумаги, их копии, справки, которые нужны для реализации возложенных на прокурорские структуры функций, предоставляются строго по требованию следователя или прокурора на безвозмездной основе. Неисполнение прокурорских или следовательских требований, которые вытекают из полномочий данных должностных лиц, а также уклонение от явки после их вызова в любом случае предполагает наличие ответственности, установленной действующим на территории страны законом.

Принцип неприкосновенности

принципы деятельности прокуратуры рф

В число принципов деятельности прокуратуры Российской Федерации входит также правило неприкосновенности прокурора. Важно иметь в виду, что проявляется оно в особом порядке привлечения граждан как к административной, так и к уголовной ответственности. Любая проверка уведомления касательно факта правонарушения, которое совершил следователь учреждения прокуратуры или прокурор, возбуждение уголовного дела против них (исключение составляют случаи, когда следователь или прокурор застигнуты в процессе осуществления преступного действия), а также производство расследования считаются исключительной компетенцией прокурорских учреждений. Однако следует учитывать, что во время расследования уголовного дела, возбужденного в отношении следователя органа прокуратуры или прокурора, так или иначе, они отстраняются от должности в соответствии с действующим законодательством.

Что является недопустимым?

принципы организации и деятельности органов прокуратуры

В настоящее время ни при каких обстоятельствах не допускается привод, задержание, личный досмотр следователя прокурорского учреждения или прокурора, досмотр их вещей и транспортных средств, которые они используют как в повседневной жизни, так и для исполнения профессиональных обязанностей. Важно дополнить, что исключение составляют случаи, когда перечисленные операции предусмотрены законом федерального уровня, как правило, для обеспечения безопасности иных лиц. Помимо этого, допустимым является задержание во время совершения преступления следователем или прокурором.

Стоит помнить, что представленные исключения относятся лишь к случаям, которые предусматриваются законом в особой степени или когда следователь или прокурор застигнуты на месте совершения преступления. При таких обстоятельствах задержать, возбудить уголовное или административное дело, а также исполнить другие профессиональные функции имеет право иной орган. Тем не менее в дальнейшем дело передается под следствие.

Принцип внепартийности

Помимо разобранных выше принципов деятельности прокуратуры существует правило внепартийности, в соответствии с которым организация и работа учреждений, органов прокуратуры на территории России не может быть построена при условии зависимости от тех или иных структур политического характера. Среди них всевозможные общественные организации, партии, объединения, движения и так далее.

Помимо этого, идеологические взгляды также не играют никакой роли. Важно знать, что содержание данного принципа в первую очередь состоит в том, что на уровне действующего законодательства закреплено определенное положение, согласно которому прокурорские сотрудники не имеют права вступления в объединения и организации общественного типа, которые преследуют политические цели, а также они ни при каких обстоятельствах не могут принимать участие в их деятельности. Формирование и последующая работа общественных организаций, которые преследуют политические цели, в учреждениях и органах прокуратуры на сегодняшний день не допускаются. Стоит отметить, что следователи и прокуроры в собственной служебной деятельности никак не должны быть связаны решениями объединений общественного плана.

Принцип публичности

система принципов деятельности прокуратуры

И наконец, разберем принцип публичности, согласно которому прокурорские учреждения и отдельные должностные лица (прокуроры и следователи) обязуются реализовывать собственные полномочия, связанные с надзором за соблюдением действующих законов, от имени государства, причем вне зависимости от волеизъявления лиц, которые являются заинтересованными. Важно отметить, что содержание изучаемого принципа в первую очередь выражается в обязанности прокурорских органов реагировать на любой случай нарушения законодательства, ущемления свобод, прав граждан, интересов государства, общества и каждой личности в отдельном понимании.

Смысл принципа публичности в организации и последующей деятельности учреждений прокуратуры заключается в грамотном сочетании интересов структур государственного управления в лице прокуратуры, связанных с достижением поставленных перед ними целей, с неукоснительным и абсолютным обеспечением законных интересов должностных лиц и граждан, которые вовлечены в область осуществления прокурором или следователем своих полномочий по надзору.

Итак, мы рассмотрели систему принципов организации и деятельности сотрудников прокуратуры. В настоящее время прокуроры и следователи, осуществляющие профессиональную деятельность на территории Российской Федерации, обязуются:

  • знать законы, принципы и нормативы, выполнение которых в любом случае проверяется;
  • в полной мере выявлять обстоятельства совершенных гражданами преступлений, нарушений действующего законодательства;
  • грамотным образом классифицировать нарушения закона, которые считаются обнаруженными;
  • использовать меры, связанные с устранением нарушений законодательства, а также причин, которые вызвали данные нарушения или преступления, и условий, способствующих их осуществлению.

При реализации надзора за соблюдением действующих на территории Российской Федерации законов следователи и прокуроры обязуются действовать инициативно и оперативно.

Важно дополнить, что неукоснительное соблюдение законодательства со стороны следователей прокурорских учреждений и прокуроров говорит об:

  • осуществлении ими собственной деятельности строго в границах установленной компетенции;
  • использовании своих полномочий в случае наличия достаточного количества и качества оснований;
  • применении законных методик выявления и дальнейшего устранения нарушений;
  • обозначении и устранении обстоятельств, которые способствуют нарушению законодательных нормативов;
  • применении в отношении нарушителей справедливых, законных и полностью обоснованных мер воздействия.

Деятельность органов прокуратуры должна быть прозрачной, законодательно регламентированной и ориентированной на благо граждан.