Рубрики

Профессиональный стандарт воспитателя дошкольного образования

Профессиональный стандарт педагога–воспитателя является в данное время основным документом в стране. Он создан для облегчения требований квалификационных характеристик.

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования способствует формированию должностных инструкций для этой категории сотрудников.

профессиональный стандарт воспитателя

Важные аспекты

Он позволяет отсекать дополнительные обязанности, которые отвлекают педагога от непосредственной работы с детьми. К примеру, в профессиональный стандарт педагогической деятельности воспитателя не включается составление образовательных программ.

профессиональный стандарт педагога воспитателя

Значимость стандарта

В рассматриваемом документе говорится о том, что он является альтернативой устаревшим морально нормам оценки профессиональной деятельности.

профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования должен раскрепостить современного учителя, дать ему силы и возможности для саморазвития.

Идея совершенствования педагогических работников

Авторы документа считают, что стандарт обязан побуждать педагога к нахождению нестандартных решений. Подобное качество предполагает расширение пространства педагогического творчества, объединение в одном наставнике сразу нескольких специалистов: тьютора, дефектолога, социального работника, психолога.

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя является инструментом реализации новой образовательной стратегии в современных условиях, способом повышения качества воспитания. Он способствует выходу отечественного дошкольного образования на международный уровень.

Профессиональный стандарт воспитателя стал базой для формирования трудового договора, содержащего отношения между работодателем и сотрудником.

Характеристика документа

Он представляет собой документ, который определяет границы требований к квалификации педагогического работника. Профессиональный стандарт воспитателя предполагает деление на уровни, учет специфики работы педагога в дошкольных образовательных учреждениях. Он структурирует развитие и воспитание ребенка, наполнен психологическими и педагогическими компетенциями.

Функции стандарта

Выделим основные предназначения анализируемого документа. Профессиональный стандарт воспитателя выполняет следующие функции:

  • способствует преодолению технократического подхода в оценке учительского труда;
  • обеспечивает рост ответственности педагогического работника за свои профессиональные результаты;
  • мотивирует учителя на систематическое повышение квалификации.

Сфера применения

Профессиональные стандарты учителей и воспитателей используют при отборе потенциальных кандидатов на вакантную должность, в процессе аттестации. Этот документ позволяет выявлять уровень педагога, помогать в повышении своего опыта работы.

основные требования стандарта

Определения и термины

Профессиональный стандарт – требования к воспитателю, его готовности к деятельности в сфере образования. Квалификация работника суммируется из разнообразных профессиональных компетенций. Под этим понятием подразумевается способность использовать умения, знания, действовать на базе практического опыта в процессе решения общих педагогических задач.

Общий профессиональный стандарт воспитателя дошкольного образования предполагает дополнения на региональном уровне. Под ним подразумевается документ, который включает дополнительные требования к квалификации педагогических работников, дающие им возможность качественно выполнять функциональные обязанности на конкретной территории.

Профессиональный стандарт социального воспитателя составляется с учетом ключевых требований: воспитания, обучения, развития детей.

требования к воспитателю

Виды компетенций

В анализируемом документе применяют термин – профессиональные ИКТ компетентности. Они предполагают применением в рамках решения профессиональных задач информационно-коммуникативных технологий.

Аудит – это независимый, системный, документированный процесс объективного оценивания для установления уровня выполнения выдвигаемых требований.

Внутренний аудит осуществляется в рамках организации, а внешняя экспертиза предполагает проведение аттестации педагогических сотрудников региональной властью, в функции которой входит сферы образования.

специфика стандарта

Содержание документа

Профессиональный стандарт воспитателя, педагога содержит требования, предъявляемые к данной категории работников. Педагог обязан:

  • владеть программой и предметом;
  • иметь высшее педагогическое образование;
  • уметь составлять, проводить, анализировать занятия и уроки;
  • владеть основными методами, приемами, формами внеурочной работы;
  • находить индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • использовать в профессиональной деятельности критерии оценки;
  • применять ИКТ.

Профессиональный стандарт воспитателя от 18. 10. 2013 № 544н содержит требования к воспитанию. Педагог обязан:

  • знать и применять методы и формы воспитательной деятельности, организации походов, экскурсий, экспедиций, музейной педагогики;
  • вовлекать детей в процесс воспитания и обучения, мотивировать их учебную и познавательную деятельность;
  • ставить воспитательные цели, направленные на развитие детей;
  • устанавливать правила поведения в детском коллективе;
  • оказывать помощь и поддержку ученическим органам самоуправления;
  • уважительно относиться к детям;
  • вести воспитательную деятельность с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников;
  • работать с родителями, привлекать их к вопросам воспитания;
  • помогать детям разрешать конфликтные ситуации;
  • поддерживать позитивный настрой и традиции в дошкольном (школьном) учебном заведении.

Какие еще функции должен выполнять воспитатель в социальной сфере? Профессиональный стандарт предполагает готовность оказывать адресную помощь и поддержку детям вместе с иными специалистами: психологами, врачами, логопедами, дефектологами. Современный преподаватель обязан владеть методиками, позволяющими ему проводить коррекционную и развивающую работу, анализировать изменения, происходящие с ребенком. Документ «Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность), воспитатель, учитель» предполагает:

  • применение данной категорией работников психологических подходов: культурно-исторического, развивающего, деятельностного;
  • разработку и проведение мероприятий, способствующих предотвращению разных форм насилия в образовательной организации;
  • осуществлять работу по образовательным программам программа дополнительного, общего среднего образования;
  • вместе с психологом проводить периодические мониторинги индивидуальных возможностей детей, составлять их психолого-педагогические характеристики.

Согласно принятому документу, педагогические работники обязаны развивать навыки поведения подрастающего поколения во Всемирной паутине, совершенствовать навыки поликультурного общения, формировать толерантность по отношению к представителям других национальностей.

Профессионалом считается то преподаватель, который владеет психолого-педагогическими технологиями, направленными на развитие и воспитание следующих категорий:

  • одаренных детей;
  • социально уязвимым школьников, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;
  • сирот;
  • мигрантов;
  • детей с ОВЗ;
  • учеников с девиантным поведением.
педагогическая деятельность воспитатель учитель

Методы оценки работы педагога

Проводят итоговую оценку профессиональной деятельности учителя по результатам, демонстрируемым его учениками в рамках проверочных работ, итоговой аттестации. Для оценки соответствия тем требованиям, которые выдвигаются в рамках профессионального стандарта к педагогам, допустимо проведение внутреннего аудита с анализом отчетов и планов работы, посещением учебных занятий и внеурочных мероприятий.

Данные могут быть получены и с помощью интервью, анкетирования, наблюдения, записей.

ИКТ компетенции учителя

Они предполагают использование педагогом приемов, правил применения ИКТ, навыки устранения неполадок. Отдельное внимание в данной компетенции уделяется в стандарте соблюдению техники безопасности. Современный профессионал, работающий в дошкольном учреждении (школе) обязан владеть методами клавиатурной печати, навыками организации и проведения конференций, семинаров.

Психологические требования к современному учителю (воспитателю)

Современный учитель должен быть подлинным гражданином своей страны, понимать свою принадлежность к обществу, уважать свободы и права личности. В своей работе воспитатель (педагог) руководствуется совокупностью социальных норм, принятых в конкретном обществе. Он обязан знать и использовать в своей профессиональной деятельности личностные и возрастные особенности детей, создавать условия для развития коммуникативной компетентности дошкольников (учащихся).

В процессе осуществления прямых функциональных обязанностей педагог учитывает возрастные особенности детей, применяя в рамках учебного занятия (внеурочного мероприятия) различные виды деятельности, способствует формированию целостной картины мира.

Профессиональный стандарт учителя математики и информатики

Преподаватель обязан в полной мере соответствовать всем требованиям, предъявляемым к профессиональному стандарту учителя, формировать:

  • способности к формированию и совершенствованию логики;
  • знать основы математических моделей существующих процессов и объектов, умений моделирования объектов для анализа их свойств.

В математической и информационной деятельности формируются следующие умения и навыки:

  • умения и навыки в области информатики и математики;
  • возможности преодоления интеллектуальных затруднений, уважения к интеллектуальной деятельности и ее результатам.

Работа педагога должна в полной мере соответствовать всем требованиям федеральных образовательных стандартов нового поколения всех ступеней образования. Среди тех требований, которые указываются в рассматриваемом документе, можно отметить:

  • навыки решения элементарных математических задач, включая и новые, возникающие в рамках работы с классным коллективом;
  • разбор заданий олимпиадного характера.

Учитель математики и информатики должен выполнять задания существующих открытых банков на уровне, который устанавливается с учетом его квалификации. Согласно профессиональному стандарту, утвержденному для российского учителя математики, такой специалист должен применять в своей работе современные информационные источники, следить за обновлениями в математической области, знакомить с ними своих воспитанников. Также в его обязанности входит проведение консультаций по сложным методическим и математическим вопросам молодым коллег. Настоящий профессионал выстраивает логические цепочки, стремится осознать и проанализировать рассуждения своих учеников. Педагог поощряет выбор ребятами нестандартных способов решения заданий повышенного уровня сложности, стимулирует саморазвитие своих учеников. Он находится в тесном контакте и связи с коллегами-предметниками, выполняет задания из смежных научных областей: физики, химии, биологии, предполагающих проведение математических действий и вычислений.

Вместе со школьниками учитель математики (информатики) анализирует жизненные и учебные ситуации, где допустимо использование основных математических инструментов. Он поощряет инициативу ребят в приобретении дополнительных математических знаний и навыков.

Согласно профессиональному стандарту, преподаватель математики и информатики умело пользуется приемами и методами осознания математического текста, анализирует данные, получаемые в рамках экспериментальной деятельности на уроках биологии и химии, а также в рамках общественных учебных дисциплин.

Какие еще требования к учителю данной направленности предъявляет новый профессиональный стандарт? Среди тех навыков, которыми обязан овладеть учитель математики и информатики, отмечают:

  • рисование от руки на доске и на бумаге набросков;
  • использование мультимедийного оборудования;
  • построение на компьютере и вручную объемных геометрических фигур и изображений объектов;
  • вести индивидуальный и коллективный диалог со школьниками в процессе рассмотрения математической задачи.

Заключение

После распада Советского Союза в отечественном образовании длительное время функционировал хаос и неразбериха. Те образовательные программы, которыми пользовались в своей профессиональной деятельности педагоги. Устарели по своему содержательному компоненту, они не способны были удовлетворять требованиям, предъявляемым обществом к выпускникам детских садов и образовательных учреждений среднего звена.

Определенные сложности возникали у членов аттестационных комиссий (экспертных групп) и в оценке результатов профессиональной деятельности педагогов и воспитателей, что является обязательным условием для установления данной категории сотрудников размера заработной платы.

Разработка и внедрение в системы дошкольного и школьного образования профессионального стандарта педагога (воспитателя) позволило эффективно решать подобные вопросы, адекватно оценивать результативность деятельности талантливых воспитателей и учителей.