Торговая площадь – это помещение коммерческого предприятия, в котором выставлены товары для ознакомления и продажи потребителям. Торговые площадки могут быть сгруппированы по различным критериям, но наибольшее значение имеет классификация в зависимости от принципа функционирования и размеров выставочного зала. В связи с этим виды торговой площади розничных магазинов бывают следующие: гипермаркеты, супермаркеты, универсамы, обычные магазины, павильоны и ларьки (киоски).
Гипермаркет
Гипермаркет – это самая большая торговая точка по площади и ширине ассортиментного ряда. Более 80000 наименований продукции, разделённые по отделам, выставляются на площади более 1000 кв. м. Как правило, торговая площадь данного типа располагается либо на въезде в город рядом с трассами федерального значения, либо в крупных торговых центрах с наличием достаточного числа парковочных мест для клиентов.
Гипермаркеты могут иметь разную направленность, но самые многочисленные - продовольственного и строительного характера. Они привлекательны для потребителя не только большим выбором товаров, сезонными скидками и акциями, но и продукцией собственного производства, на которые обычно устанавливаются цены ниже рыночных. Товары имеют на упаковке логотип торговой марки гипермаркета, причём модельный ряд такой продукции включает не только хлебобулочные и кулинарные изделия, но и бакалею, мясные и рыбные продукты, хозтовары и др.
Супермаркеты
Торговая площадь супермаркетов чуть меньше (от 600 до 1000 кв. м), чем гипермаркетов, соответственно, меньше и ассортимент, однако сохраняются все категории товаров продовольственного и хозяйственного назначения. В супермаркетах, как и в гипермаркетах, продажа продукции осуществляется по принципу самообслуживания, покупатель берёт специальную тележку или корзину, самостоятельно выбирает товар и оплачивает его кассе. В некоторых супермаркетах имеется даже хлебопекарный и кулинарный отделы. Как и во всех магазинах самообслуживания, у супермаркетов потоки входящих и выходящих клиентов разграничиваются по отдельным зонам.
Универсамы
Согласно ГОСТу Р51772-2009, размер торговой площади универсама должна составлять от 200 до 600 кв. м. Эти магазины также работают по принципу самообслуживания, а товары выложены на открытых полках стеллажей, выстроенных в ряды по отделам (мясной, молочный, бакалея, выпивка, кондитерские и хлебобулочные изделия, свежие овощи и фрукты, консервы, непродовольственные товары). Наибольший удельный вес из всего ассортимента составляют продукты ежедневного спроса.
Главное отличие, кроме площади торгового зала, универсальных магазинов от предыдущих двух видов – это ограниченный ассортимент хозяйственной продукции, которая сводится к самым ходовым товарам первой необходимости. Кроме того, в таких магазинах редко предусматривается наличие парковки для автотранспорта клиентов. Универсамы, как правило, располагаются в спальных районах жилых домов и ориентируются на поток потребителей, состоящий из жителей данной локализации.
Классические магазины
Магазин в традиционном понимании – это небольшая торговая площадь (до 300 кв. м), на которой розничная продажа и обслуживание клиентов ведётся по принципу «через прилавок». Все товары располагаются на витрине (полка закрытого типа) либо на открытых стеллажах за прилавком на расстоянии отчётливой видимости. При этом клиент может рассмотреть продукцию, но не может её забрать без помощи продавца.
Такая система оправдана при низком трафике клиентов. В некоторых магазинах действует система самообслуживания с участием продавца-консультанта, чаще всего она встречается в узкоспециализированных магазинах, по площади не дотягивающих до супермаркета. Магазины могут быть не только продовольственными, но и реализующими отдельную группу товаров: медикаменты (аптеки), цветы, строительные материалы, мелкую бытовую технику, домашний текстиль, одежду, обувь, подарки и сувениры и т. .
Павильоны
Площадь торгового павильона достаточно маленькая, не более 20 кв. м. В нем могут продаваться как продовольственные, так и непродовольственные товары с довольно узким ассортиментом. Яркий пример – павильоны на территории рынка (мясные, рыбные, овощные и др.). Реализация на таких площадях ведётся либо через прилавок, либо через окно.
Киоски
Киоск – это отдельное торговое предприятие без торговой площади, а значит, покупатель не может зайти внутрь, визуализация товара происходит через стекло небольшой витрины. Киоск всегда имеет узкую специализацию и ограниченный товарный ряд. Примеры: газетные киоски, киоски по продаже сигарет, фаст-фуда, алкогольных и прохладительных напитков. Торговые точки данного типа можно встретить в местах большого скопления людей, таких как вокзалы, остановки общественного транспорта, общественные парки и другие места отдыха. Киоски ведут продажу товаров через окно и ориентированы на мгновенное удовлетворение единичной потребности у граждан.
Использование торговых площадей на территории торговых центров
Торгово-развлекательные центры содержат торговые площади разных видов и размеров, среди которых можно выделить:
- Магазины-павильоны с выкладкой товара по периметру торгового зала, занимают самый широкий сегмент торгового центра, снаружи оборудованы стеклянными витринами, максимально увеличивающими визуализацию товаров.
- Супермаркеты и гипермаркеты с наибольшими размерами площади, самые крупные обычно располагаются на самом нижнем этаже.
- Зоны отдыха, включающие предприятия общественного питания и отдыха (кафе, рестораны, фаст-фуд, кинотеатры, игровые площадки, боулинг и др.).
- Островные киоски располагаются в середине проходной зоны, это могут быть небольшие витрины с бижутерией, аксессуарами, галантереей и т. д.
- Дополнительные площади, предназначенные для предоставления некоторых услуг (ателье, страховые и кредитные компании, гравёрные и т. д.).