Рубрики

Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы

Среди общих мер обеспечения безопасности выделяются методы борьбы с пожаром. Даже в век интенсивного технологического развития невозможно предотвратить риски возгорания на всех объектах хозяйственной эксплуатации. Поэтому тактика управления силами и средствами на пожаре сохраняет свою высокую значимость, поскольку от нее напрямую зависит успешность спасения людских жизней и в целом снижение ущерба от огня.

Основные принципы борьбы с пожарами

Принципы тушения пожаров формируются на основе существенных и объективных законов, отражающих устойчивые связи между характеристиками процесса огнетушения. Например, в каждом тактическом действии при борьбе с пожаром будь то развертывание, подача средств огнетушения или проведения спасательных операций работают одни и те же причинно-следственные связи. Разумеется, имеют место и факторы воздействия, которые могут нарушать эти связи, но современные модели организации берут во внимание и внешние влияния. Итак, на первый план основы управления силами и средствами на пожаре выдвигают принцип активности действий при тушении пожаров. Данный принцип выражается в настойчивости, интенсивности, инициативности и готовности брать на себя ответственность. Подразумевается смелое, но разумное использование оптимальных методов и средств, применимых в конкретных условиях тушения огня.

Координация сил и средств на пожаре

Еще один немаловажный принцип предполагает непрерывность произведения действий, направленных на ликвидацию пожара. Он связан с принципом активности и скорее дополняет его, повышая общую эффективность борьбы с огнем. Иными словами, независимо от человеческого фактора, погодных явлений и времени суток устранение пожара должно производиться активно и без перерывов. Это общие принципы, которые сформировались исторически и сегодня благодаря беспрецедентно высокому технологическому уровню развития можно говорить о многократном увеличении их силы.

Также, в зависимости от ситуации, основы управления силами и средствами на пожаре предписывают учитывать такие принципы, как сосредоточенность на решающем направлении и рациональность применения ресурсов. Это условные правила, поскольку не в каждом случае возникает острая необходимость экономии расходных материалов и не всегда исполнители тушения становятся перед выбором между несколькими направлениями ликвидации очагов возгорания, в частности.

Какие действия предусматривает борьба с пожаром?

С точки зрения тактики, тушение пожара можно рассматривать именно в качестве организационного процесса, в ходе которого производится координация оперативных действий. Что предусматривает управление силами и средствами на пожаре? Определение комплекса организационных мер в данном случае можно сформулировать как перечень действий, направленных на обеспечение безопасности людей, а также на минимизацию ущерба для материальных ценностей и в принципе устранение очагов горения. Конкретно это подразумевает выполнение широкого спектра оперативно-тактических мероприятий, которые не обязательно напрямую могут быть связанными с тушением огня. Борьба с пламенем как таковая квалифицируется как боевые действия, но управление силами и средствами предусматривает также координацию выезда, следования, разведки, развертывания и сбора данных о пожаре.

Управление силами и средствами на пожаре в России

Целый ряд действий относится к постоянным, то есть выполняется при каждом сигнале о пожаре независимо от характеристик и условий ситуации. К таким действиям относится следование к месту вызова и возвращение, разведка и др. К непостоянным относятся такие действия, как вскрытие конструкций, спасение людей и животных, удаление дыма. Также не исключено параллельное управление силами и средствами на пожаре. Это ситуации, когда одновременно могут координироваться действия разного типа – к примеру, развертывание и подача огнетушащих веществ разными подразделениями. Составление сетевых графиков дает возможность более точного управления тактическими действиями.

Параметры объективной обстановки и их прогнозирование

К основным параметрам, которые характеризуют процессы ликвидации пожаров и учитываются при организации управления силами и средствами на пожаре, можно отнести следующие:

  • Время следования пожарного подразделения к назначенному месту.
  • Время оперативных действий с момента прибытия к точке вызова до отъезда после завершения тушения пожара.
  • Продолжительность непосредственного тушения огня.

Все отмеченные временные параметры процесса пожаротушения рассматриваются как случайные непрерывные величины. Однако, путем составления математических функций, имея конкретные данные, можно выявлять закономерности и прогнозировать примерные временные показатели по выполнению тех или иных этапов боевых задач. Примером таких закономерностей может быть время занятости или непосредственного тушения, которое всегда будет больше, чем период общих оперативных действий.

Управление силами и средствами на пожаре

При более детальном управлении силами и средствами на пожаре используются и дополнительные вводные параметры наподобие продолжительности подачи огнетушащих материалов, объема запасов воды, численности состава и т. д. Эти данные позволяют точнее прогнозировать время выполнения отдельных действий, выполняемых параллельно или последовательно. Потребность в таких прогнозах обуславливается, в частности, необходимостью оценки загруженности расчетов в контексте поступления нескольких сигналов о пожаре в городе.

Сущность управления силами и средствами на пожаре

Ключевым понятием является оперативное управление, которое обеспечивает непосредственный контроль над подразделениями в ходе пожаротушения. Это деятельность, результатом которой будет выработка решений и непосредственного командования личным составом с целью обеспечения успешного выполнения поставленных задач.

Если рассматривать контроль над подразделениями на пожаре с точки зрения классической модели управления, то на первый план выйдут два участника процесса – штаб и действующие лица, то есть участники пожаротушения. В этом плане определение управления силами и средствами на пожаре можно представить так: система обмена информацией между командованием и подразделением, в рамках которой первые получают сведения об обстановке на пожаре, а вторые принимают приказы и команды на выполнение конкретных задач. Причем в данной системе не фигурирует процесс выработки решения, который является важнейшим фактором пожаротушения. Как правило, решения принимаются руководством пожарной службы в два шага:

  • Оценка обстановки и прогнозирование.
  • Разработка плана пожаротушения с определением тактики действий.

Далее формулируются конкретные приказы и команды для одного или нескольких подразделений, которые будут задействоваться в ходе оперативно-тактических мероприятий.

Задачи организационных действий на пожаре

Подразделение пожарников

Суть принятия решений со стороны руководства пожарным подразделением заключается в необходимости определения наиболее выигрышной тактики действий исходя из условий складывающейся обстановки. Основа данных решений раскрывается в задачах, которые будут стоять перед личным составом пожарной службы. Командный состав, в свою очередь, определяет замысел пожаротушения, перечень боевых задач, порядок взаимодействия между отдельными подразделениями и схемы обеспечения материальными и техническими средствами.

Задача вновь созданного оперативного штаба будет заключаться в координации подразделений и доведении до них приказов от руководителя. Своевременное оповещение личного состава о новых вводных само по себе является фактором обеспечения эффективной борьбы с огнем. В числе основных задач управления силами и средствами на пожаре можно выделить и своевременное реагирование на изменения в обстановке. Качество выявления новых тенденций позволяет формулировать более адекватные требования и задачи низшего звена для подразделений, участвующих в тушении огня. Теперь стоит подробнее рассмотреть уровни, в которых производится контроль и координация действий личного состава пожарной службы.

Структура органов управления

При формировании организационной структуры за основу берут принцип единоначалия. Главной управляющей фигурой будет руководитель тушения пожара. Под его начальством находится временный оперативный штаб и подразделения, участвующие в боевых действиях. Принцип единоначалия доказал свою эффективность историческим опытом пожаротушения и по сей день сохраняет свою актуальность. Но при этом возросли и требования к высшим органам управления силами и средствами на пожаре, в числе которых следующие:

  • Знание оперативно-тактической документации.
  • Знание закономерностей развития пожаров, способов их локализации и ликвидации.
  • Знание возможностей вверенного личного состава, его тактических характеристик и навыков.
  • Умение своевременно принимать решения, определяя приоритетные направления ведения боевых действий.
  • Умение организовывать подразделения, объясняя им боевые задачи.
  • Умения правильно рассчитывать средства и силы для решения поставленных задач.

Способность принимать адекватные и обоснованные решения в короткие сроки считается основным показателем оперативно-тактической подготовленности руководителя тушением. От него напрямую будет зависеть качество управления силами и средствами на пожаре. Структура управления на следующем уровне подразумевает создание оперативного штаба. Его организуют в тех случаях, когда одно лицо не может контролировать все процессы пожаротушения. Наличие штабы вовсе не отменяет принцип единоличного командования, а дополняет его. Обычно такую схему управления используют на крупных пожарах, а также при подключении нескольких подразделений.

Роль оперативного штаба в управлении процессом пожаротушения

Штаб управления пожарным подразделением

Как уже говорилось, на крупных и технологически сложных для тушения пожарах функции основного органа управления силами и средствами борьбы с огнем берет на себя оперативный штаб. В числе его основных задач можно отметить поддержание постоянной готовности подразделений и ресурсов к выполнению приказов руководства. Для эффективного тушения пожаров при управлении силами и средствами штабу требуется постоянное информирование о текущей обстановке. Оперативные данные в штаб поставляют или подразделения разведки, или непосредственные сотрудники командования, получающие сведения по другим источникам. Проводя своевременный анализ поступающих сведений без ожидания конкретной постановки задач от высшего начальства, штаб может самостоятельно вырабатывать тактики действия и эффективные мероприятия для подразделений пожаротушения. Особенно это касается технологических недочетов и проблем, которые препятствуют реализации тактических возможностей личного состава.

При условии нормальной коммуникации с руководителем тушения пожара и непосредственными исполнителями штаб выполняет роль связующего. Данная структура управления силами и средствами на пожаре предполагает, что оперативное командование будет обеспечивать доведение высших приказов до подразделений. Также в штабе могут решаться вопросы технико-хозяйственного обеспечения, связанные с развертыванием сил и дальнейшим снабжением личного состава в зоне огнетушения.

Принципы управления силами и средствами на пожаре

Управление силами на пожаре

Если принципы выполнения боевых действий при пожаре в значительной степени должны поддерживаться подразделениями, участвующими в процессах тушения огня, то в данном случае речь идет о руководителях мероприятия в целом. На основе закономерностей управления ресурсной базой при пожаре выработался свой перечень принципов, которые способствуют успешному командованию при решении тактических задач:

  • Сочетание децентрализации и централизации. По сути, сбалансированное разделение функций между разными органами командования. При этом главный принцип единоначалия остается основным.
  • Сочетание гибкости и твердости. Данный принцип управления силами и средствами на пожаре возможен только в условиях постоянного получения четкой информации о текущей обстановке на месте событий. Причем независимо от условий и обстановки, в которой производится управление, решения должны транслироваться уверенно и твердо, но с опорой на достоверные сведения.
  • Принцип личной ответственности. И эффективность применения сил личного состава, и расходование технико-материальных ресурсов с результатами проведения оперативно-тактических действий определяют персональную ответственность руководителя тушением пожара.

Принцип прогноза. Пожалуй, самый неоднозначный принцип, который заключается в способности участников оперативного штаба и руководителя предусматривать изменения в ситуации пожаротушения. Для этого начальство на разных уровнях должно иметь предельно полную картину происходящего с мельчайшими деталями и характеристиками. Зачастую проблемы информирования находятся не столько в плоскости непосредственной добычи сведений с доставкой, сколько в самом качестве этих данных. Чем больше каналов информирования, тем выше риски получения недостаточно достоверных или откровенно ложных данных.

Контроль над процессами пожаротушения

Эффективное управление ресурсами пожаротушения может осуществляться только в условиях, когда у командования есть четкая уверенность в том, что его задачи будут выполнены точно и в срок. Для этого требуется постоянный контроль с организацией системы отслеживания действий управляемого звена. В структуре с оперативным штабом контроль ведется сотрудниками высшего уровня, но если данный чин командования отсутствует, то контролирующая функция перекладывается на руководителя тушением пожара. Помимо этого, руководитель всего мероприятия также должен проверять качество действий оперативного штаба (опять же, при его наличии) и других нижестоящих органов, которые относятся к начальству. Что касается предмета проверки, то в первую очередь управление силами и средствами на пожаре предусматривает контроль своевременности получения и правильности исполнения боевых задач. Вместе с этим проверяется соответствие отправляемых решений тактическому замыслу, готовность подразделений к выполнению задач, качество технико-материального обеспечения и т. д.

Заключение

Бригада пожарников

Успешность проведения мероприятия, направленных на тушение пожара, зависит от многих факторов. Немалое значение, к примеру, имеет технический инструментарий, огнетушащие материалы и подготовка личного состава. Но если процесс управления изначально организован неправильно, то при самых благоприятных условиях едва ли можно будет рассчитывать на успех. Начинается организация с определения полномочий участников тушения. Управление силами и средствами на пожаре исходит от руководителя, который берет на себя всю ответственность за реализуемые действия. Далее следует уровень оперативного штаба, который отвечает за непосредственное взаимодействие с подразделениями, работающими на месте пожара. В каждом случае в рамках своих полномочий участники мероприятия должны руководствоваться принципами максимальной эффективности применения тактических возможностей, делая поправку на конкретную обстановку и обновляемые данные о ситуации.