ГРБС - загадочная аббревиатура для рядовых граждан. Но эта расшифровка кода кроет в себе важнейший механизм распределения бюджетных средств. Понимание роли ГРБС поможет разобраться в тонкостях финансирования социальных программ и инфраструктуры.
Что означает аббревиатура ГРБС: расшифровка термина
Термин ГРБС вошел в обиход бюджетников около 20 лет назад вместе с принятием Бюджетного кодекса РФ. Эта аббревиатура означает "главный распорядитель бюджетных средств". Согласно Бюджетному кодексу РФ, ГРБС - это орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган управления государственным внебюджетным фондом, имеющий право распределять бюджетные средства.
К основным задачам ГРБС относятся:
- распределение бюджетных ассигнований между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств;
- контроль за целевым использованием выделенных им бюджетных ассигнований;
- обобщение и представление бюджетной отчетности.
На федеральном уровне ГРБС - это федеральные министерства и ведомства, например Минфин России, Минобороны России, МВД России. В регионах роль ГРБС выполняют региональные министерства здравоохранения, образования, транспорта.
Полномочия и функции ГРБС
ГРБС наделен рядом важных полномочий в рамках процесса исполнения соответствующего бюджета:
- Формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств.
- Доводит до подведомственных учреждений утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.
- Утверждает бюджетные сметы казенных учреждений.
- Осуществляет контроль за соблюдением подведомственными учреждениями целей, порядка и условий предоставления средств из соответствующего бюджета.
Рассмотрим на примере распределение бюджетных средств ГРБС. Допустим, в ведении регионального Министерства образования находится государственный университет. Министерство образования как ГРБС утверждает лимит бюджетных обязательств на выплату заработной платы профессорско-преподавательскому составу университета в размере 500 млн рублей. На основании этого университет составляет и утверждает свою бюджетную смету.
ГРБС в системе государственных закупок
Важную роль ГРБС играет в системе государственных и муниципальных закупок. Согласно Федеральному закону No 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ГРБС выполняет следующие функции:
- Формирует и утверждает планы закупок для подведомственных учреждений.
- Осуществляет нормирование закупок подведомственных учреждений.
- Организует проведение совместных конкурсов и аукционов.
- Осуществляет контроль закупочной деятельности.
Например, региональное министерство образования как ГРБС устанавливает норматив закупки учебной мебели для подведомственных школ. Этот норматив используется школами при формировании планов закупок и расчете объема средств на закупку мебели.
Бюджетная классификация кодов ГРБС
Для идентификации ГРБС используется бюджетная классификация Российской Федерации. Согласно ей, каждому ГРБС присваивается уникальный цифровой код длиной 14 разрядов.
Первые 3 разряда кода ГРБС обозначают уровень бюджета:
- 001-099 - федеральный бюджет
- 100-199 - бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
- 200-299 - бюджеты субъектов РФ
Следующие 5 разрядов содержат код главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета. Например:
- 07001 - Министерство финансов РФ
- 09701 - Федеральная налоговая служба
Порядок составления и утверждения бюджетной сметы ГРБС
Бюджетная смета является основным плановым документом, который составляет и утверждает ГРБС. Порядок ее составления регулируется Бюджетным кодексом РФ и приказом Минфина.
Основные этапы составления сметы ГРБС:
- Составление проекта сметы с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств.
- Направление проекта сметы на согласование в финансовый орган.
- Доработка и утверждение сметы ГРБС руководителем органа власти.
- Размещение утвержденной сметы в открытом доступе на сайте bus.gov.ru.
Бюджетная смета состоит из доходной и расходной частей. Расходы планируются по бюджетной классификации с детализацией по КОСГУ и по статьям.
Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетной росписи ГРБС
На основании утвержденной бюджетной сметы ГРБС составляет бюджетную роспись - документ, определяющий помесячное распределение расходов.
Бюджетная роспись содержит:
- коды бюджетной классификации;
- суммы плановых назначений;
- распределение ассигнований по месяцам.
ГРБС использует роспись для исполнения сметы и осуществления расходов с лицевого счета в течение финансового года.
Взаимодействие ГРБС с органами Федерального казначейства
ГРБС тесно взаимодействует с Федеральным казначейством по исполнению бюджета. Федеральное казначейство осуществляет кассовое обслуживание ГРБС, открывает им лицевые счета.
Основными формами взаимодействия ГРБС и Федерального казначейства являются:
- Перечисление ГРБС бюджетных ассигнований на лицевые счета подведомственных учреждений.
- Представление ГРБС отчетов об исполнении бюджетной сметы.
- Проверка законности финансовых операций по расходам ГРБС.
- Осуществление казначейского сопровождения госконтрактов ГРБС.
Ответственность ГРБС за нарушение бюджетного законодательства
ГРБС как участник бюджетного процесса несет ответственность за соблюдение бюджетного законодательства. К наиболее распространенным нарушениям относятся:
- Нецелевое использование бюджетных средств.
- Нарушение порядка составления и утверждения бюджетной сметы.
- Превышение бюджетных ассигнований и обязательств.
- Нарушение сроков доведения лимитов до учреждений.
За нарушения бюджетного законодательства к ГРБС могут быть применены меры ответственности в виде бюджетных и административных санкций.
Повышение эффективности использования средств ГРБС
Для повышения эффективности использования бюджетных средств ГРБС может:
- Внедрить среднесрочное бюджетное планирование по госпрограммам.
- Повысить квалификацию сотрудников, отвечающих за бюджет.
- Автоматизировать процессы планирования и казначейского исполнения.
- Оптимизировать неприоритетные расходы на содержание аппарата.
Такие меры позволят ГРБС более эффективно использовать выделяемые бюджетные средства в интересах государства и общества.
Примеры типичных нарушений со стороны ГРБС
Рассмотрим наиболее распространенные нарушения бюджетного законодательства, допускаемые ГРБС:
- Нецелевое использование бюджетных средств. Например, средства, выделенные на ремонт школы, потрачены на приобретение автомобилей.
- Завышение объема принятых бюджетных обязательств. ГРБС заключил контракты на сумму, превышающую утвержденные лимиты.
- Нарушение сроков доведения лимитов бюджетных обязательств до учреждений.
- Неправомерное размещение бюджетных средств на депозитах в кредитных организациях.
Такие нарушения могут повлечь применение мер принуждения к ГРБС: бесспорное взыскание средств, приостановление операций по лицевому счету, сокращение лимитов финансирования.
Бюджетные полномочия подведомственных учреждений
ГРБС осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений - получателей бюджетных средств. К основным полномочиям ГРБС относятся:
- Утверждение уставов учреждений.
- Назначение и освобождение от должности руководителей.
- Установление государственных заданий.
- Определение перечня платных услуг.
Таким образом, ГРБС регулирует деятельность учреждений и обеспечивает эффективное использование ими бюджетных средств.
Анализ эффективности деятельности ГРБС
Для оценки эффективности деятельности ГРБС используются следующие методы:
- Анализ выполнения государственных программ, курируемых ГРБС.
- Оценка объема и качества услуг, оказанных подведомственными учреждениями.
- Мониторинг исполнения сметы расходов и достижения целевых показателей.
- Анализ результатов проверок и аудита ГРБС контрольными органами.
По результатам такого анализа выявляются резервы повышения эффективности использования бюджетных средств ГРБС.