Депутатский запрос - важный инструмент контроля исполнительной власти. Однако на практике бывают сложности с получением ответов. Давайте разберемся, как правильно написать запрос и получить на него ответ.
В этой статье подробно разбирается, что такое депутатский запрос, каков порядок его направления и сроки рассмотрения. Рассказывается о требованиях к оформлению запроса, а также приводятся конкретные примеры и образцы. Отдельное внимание уделяется анализу типичных нарушений при работе с запросами и рекомендациям по повышению их эффективности. Материал будет полезен как действующим депутатам, так и гражданам, желающим разобраться в этом инструменте взаимодействия с властью.
Что такое депутатский запрос
Депутатский запрос - это официальное обращение депутата к государственным органам или должностным лицам с требованием предоставить определенную информацию или принять меры по решению того или иного вопроса.
Правом на направление депутатских запросов обладают:
- Депутаты Государственной Думы
- Члены Совета Федерации
- Депутаты законодательных органов субъектов РФ
- Депутаты представительных органов муниципальных образований
Запрос может быть направлен:
- В Правительство РФ
- Генеральному прокурору
- Руководителям федеральных органов исполнительной власти
- Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
Требования к оформлению запроса
Депутатский запрос оформляется на специальных бланках, форма которых утверждена соответствующим представительным органом. Запрос должен содержать:
- Наименование представительного органа
- ФИО и должность депутата
- Дату направления запроса
- Адресата запроса
- Содержание запроса
- Подпись депутата
Пример оформления депутатского запроса:
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ |
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС |
Депутат Законодательной Думы Томской области Иванов И.И. 01 января 2023 г. |
Губернатору Томской области
Уважаемый Иван Петрович!
Прошу проинформировать Законодательную Думу Томской области о результатах рассмотрения настоящего запроса.
С уважением, депутат И.И. Иванов
Порядок направления запроса
Депутатский запрос направляется депутатом самостоятельно, без оглашения на заседании соответствующего представительного органа.
Запрос может быть передан адресату:
- Почтовым отправлением с уведомлением о вручении
- Курьерской службой
- Передан лично депутатом
После получения запрос регистрируется в канцелярии или секретариате соответствующего органа или должностного лица.
Сроки рассмотрения запроса
Общий срок рассмотрения депутатского запроса составляет 30 дней со дня его получения адресатом. Если для подготовки ответа требуется дополнительное изучение или проверка каких-либо обстоятельств, срок может быть продлен до 60 дней.
В отдельных случаях по согласованию с инициатором запроса возможно сокращение общего срока.
Порядок рассмотрения запроса
Рассмотрение депутатского запроса включает:
- Регистрацию запроса
- Направление запроса на исполнение в соответствующее структурное подразделение или конкретному должностному лицу
- Подготовку ответа на запрос
- Направление ответа депутату
Инициатор запроса имеет право лично участвовать в его рассмотрении, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов.
Требования к ответу на запрос
Ответ на депутатский запрос дается в письменной форме и должен содержать:
- Наименование органа или должность, фамилию и инициалы должностного лица, подписавшего ответ
- Дату составления ответа
- Ссылку на реквизиты запроса
- Изложение результатов рассмотрения запроса
Ответ подписывается руководителем органа, которому был направлен запрос, или лицом, временно исполняющим его обязанности.
Образец депутатского запроса
В качестве образца депутатского запроса можно привести следующий запрос в администрацию города:
Администрация города N |
Главе администрации Иванову И.П. |
Уважаемый Иван Петрович!
Прошу проинформировать о результатах рассмотрения данного депутатского запроса.
Депутат городской Думы Петров П.П.
Обжалование ответа на запрос
Если ответ на депутатский запрос не удовлетворяет инициатора, возможно его обжалование.
Существует два порядка обжалования:
- Внесудебный
- Судебный
Анализ практики рассмотрения запросов
По информации депутатов, значительное количество запросов остается рассматривается формально. Рассмотрим некоторые примеры.
Так, депутат Госдумы К. обратился к председателю правительства одного из регионов с запросом о предоставлении информации о задолженности бюджетных учреждений. Однако в ответе ему было отказано, мотивировано это тем, что запрашиваемая информация не относится к депутатской деятельности.
В другом случае депутат муниципального уровня направил запрос главе районной администрации о принимаемых мерах по выявлению и сносу незаконно возведенных торговых объектов. Ответ последовал лишь через 40 дней и носил чисто формальный характер, без конкретной информации.
Такие ситуации свидетельствуют о недобросовестном отношении ряда чиновников к исполнению депутатских запросов и требуют дополнительного внимания.
Причины формального рассмотрения запросов
Существует несколько причин, по которым запросы рассматриваются формально или остаются без ответа:
- Некомпетентность должностных лиц
- Нежелание предоставлять запрашиваемую информацию
- Отсутствие четкого механизма рассмотрения запросов
- Перегруженность должностных лиц другими обязанностями
Последствия формального подхода
Формальный подход чиновников к рассмотрению депутатских запросов влечет за собой негативные последствия:
- Снижается эффективность работы депутатов
- Теряется доверие граждан к органам власти
- Остаются нерешенными важные общественные проблемы
Рекомендации по повышению результативности запросов
Чтобы повысить результативность депутатских запросов, рекомендуется:
- Четко и грамотно формулировать текст запроса
- Выбирать компетентного адресата запроса
- Осуществлять контроль за соблюдением сроков и качества ответа
Ответственность должностных лиц за нарушение порядка
Действующее законодательство предусматривает ответственность должностных лиц за депутатских запросов. Такая ответственность может выражаться:
- В дисциплинарных взысканиях (замечание, выговор)
- В увольнении со службы
- В привлечении к административной ответственности в виде штрафа
К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены должностные лица за:
- Нарушение сроков рассмотрения запроса
- Предоставление неполной или недостоверной информации
- Необоснованный отказ в предоставлении информации
Установление такой ответственности должно способствовать повышению качества исполнения запросов депутатов.
Судебная практика по запросам
Имеются примеры судебных решений по вопросам, связанным с депутатскими запросами.
Так, в одном из дел депутат обжаловал в суде отказ администрации города в предоставлении запрошенной информации. Суд обязал администрацию предоставить эту информацию, мотивировав тем, что она не может быть закрытой или конфиденциальной.
Дело о незаконном отказе в ответе на запрос
В другом случае депутат районного уровня оспорил отказ главы райадминистрации дать ответ на запрос в установленный законом срок. Суд признал отказ незаконным и обязал главу администрации предоставить ответ в 2-недельный срок.
Практика по обжалованию ответов
Есть прецеденты обжалования в судах не только отказов в рассмотрении запросов, но и полученных на них ответов. В частности, это касается случаев предоставления неполной, недостоверной или неконкретной информации.
Выводы
Таким образом, судебная практика подтверждает право депутатов на получение полной и достоверной информации по своим запросам. А отказы и формальные ответы могут быть обжалованы.
Роль депутатских запросов
Депутатские запросы играют важную роль в системе взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Они позволяют депутатам:
- Получать информацию для законотворческой деятельности
- Осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти
- Оперативно реагировать на обращения и жалобы граждан
Значение запросов для законотворчества
Информация, полученная депутатами по запросам, нередко становится основой для разработки законопроектов и поправок в действующее законодательство.
Реализация контрольных функций
Направляя запросы, депутаты могут оперативно реагировать на возникающие в обществе проблемы, требующие вмешательства органов власти.
Помощь гражданам
Рассмотрение депутатских запросов вачастую помогает решить конкретные вопросы, с которыми обращаются граждане.
Перспективы развития института запросов
Для повышения эффективности депутатских запросов можно предложить следующие меры:
Ужесточение требований к ответам
Необходимо на законодательном уровне четко прописать требования к полноте и качеству ответов на запросы. Это позволит избежать формального подхода.
Введение четких сроков всех этапов
Должны быть установлены предельные сроки не только подготовки ответа, но и его согласования, подписания руководителем.
Расширение полномочий инициатора
Следует дать депутатам дополнительные рычаги влияния при неудовлетворительном рассмотрении их запросов.
Выводы
Реализация этих и других мер позволит качественно изменить ситуацию с депутатскими запросами.
Региональные особенности рассмотрения запросов
Порядок работы с депутатскими запросами имеет определенную специфику в разных регионах России. Рассмотрим некоторые примеры.
Москва и Санкт-Петербург
В столичных городах запросы, как правило, рассматриваются своевременно и качественно. Это обусловлено достаточным финансированием и кадровым потенциалом органов власти.
Регионы Дальнего Востока
Удаленность от центра и труднодоступность территории осложняют контроль качества работы с запросами на Дальнем Востоке.