Рубрики

Электронный бюджет: что это такое и зачем он нужен

Электронный бюджет - это инновационная государственная информационная система, которая позволяет управлять общественными финансами с применением современных информационных технологий. Благодаря электронному бюджету процессы планирования, учета, контроля и анализа в сфере государственных и муниципальных финансов становятся более прозрачными, эффективными и защищенными от коррупционных рисков.

Что такое электронный бюджет и зачем он нужен

Электронный бюджет представляет собой единую информационную систему, которая обеспечивает автоматизацию всех основных процессов в сфере управления общественными финансами. К таким процессам относятся:

  • бюджетное планирование;
  • учет операций со средствами бюджетов всех уровней;
  • проведение закупок для государственных и муниципальных нужд;
  • финансовый контроль и аудит;
  • формирование отчетности.

Внедрение электронного бюджета преследует следующие основные цели:

  1. Повышение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов власти в финансово-бюджетной сфере.
  2. Предотвращение коррупции за счет контроля бюджетных операций в режиме реального времени.
  3. Повышение качества и эффективности управления государственными финансами.

По сравнению с традиционным бумажным документооборотом электронный бюджет имеет ряд существенных преимуществ:

  • Снижение трудозатрат за счет автоматизации рутинных операций.
  • Ускорение обработки данных и принятия управленческих решений.
  • Минимизация ошибок при вводе и обработке информации.
  • Возможность оперативного анализа больших массивов данных.
Ноутбук с финансовыми данными

История создания электронного бюджета в России

Идея внедрения электронного бюджета в России возникла в начале 2010-х годов. В 2011 году Правительство РФ утвердило концепцию создания и развития государственной интегрированной информационной системы (ГИИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. No 1275-р одобрена Концепция создания и развития Государственной интегрированной информационной системы (ГИИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет»

В качестве оператора системы было определено Федеральное казначейство. Развитие электронного бюджета было включено в государственную программу по борьбе с коррупцией.

Первый этап работ предусматривал создание единого портала бюджетной системы и ряда ключевых подсистем. 1 июля 2015 года единый портал заработал в полноценном режиме. К этому моменту к электронному бюджету были подключены практически все участники бюджетного процесса.

Как устроена система электронного бюджета

Электронный бюджет включает в себя единый портал и набор специализированных подсистем, каждая из которых автоматизирует отдельный функциональный блок или процесс.

В частности, в составе электронного бюджета можно выделить следующие ключевые подсистемы:

  • Подсистема планирования бюджета;
  • Подсистема учета и отчетности;
  • Подсистема контрактных отношений;
  • Подсистема контроля и аудита.

Также в инфраструктуру электронного бюджета входит подсистема межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающая интеграцию со смежными государственными информационными системами.

Москва зимой с Кремлем на заднем плане

Требования к аппаратному и программному обеспечению

Для работы с электронным бюджетом на рабочем месте пользователя должно быть установлено следующее программное обеспечение:

  • Операционная система Windows 7 или новее;
  • Любой современный интернет-браузер;
  • Средство электронной подписи.

К аппаратному обеспечению предъявляются минимальные требования, как для работы с офисными пакетами приложений.

Защита информации в электронном бюджете

Ввиду критической важности обрабатываемых в электронном бюджете данных к системе предъявляются повышенные требования по защите информации и кибербезопасности.

В частности обеспечиваются:

  • Шифрование трафика;
  • Многофакторная аутентификация;
  • Контроль целостности данных;
  • Регулярное резервное копирование;
  • Защита от DDOS-атак.

Как получить доступ к электронному бюджету

Для начала работы с электронным бюджетом необходимо пройти следующие шаги:

  1. Получить квалифицированную электронную подпись (КЭП).
  2. Зарегистрироваться на едином портале бюджетной системы.
  3. Установить необходимое программное обеспечение для работы с КЭП.

Рекомендации для новых пользователей

Для новых пользователей, которые только начинают работать с электронным бюджетом, можно дать следующие рекомендации:

  1. Внимательно изучить имеющиеся на портале инструкции и руководства.
  2. Воспользоваться услугами технической поддержки в случае возникновения вопросов.
  3. Начать с простых операций, постепенно переходя к более сложным.

Управление бюджетным процессом с помощью электронного бюджета

Электронный бюджет предоставляет широкие возможности для автоматизации и управления всеми этапами бюджетного процесса.

Благодаря интеграции с другими информационными системами, электронный бюджет позволяет на основе актуальных данных формировать обоснованный план доходов и расходов бюджета.

Вся оперативная работа по исполнению бюджета - проведение платежей, оформление первичных документов и прочее - ведется непосредственно в электронном бюджете.

По мере необходимости в утвержденный бюджет могут вноситься корректировки, что также реализовано в электронном бюджете как отдельный функционал.

Накопленные в системе данные об исполнении бюджета позволяют оперативно проводить анализ, выявлять отклонения от плана и готовить разнообразную отчетность.

Государственные и муниципальные закупки

Одно из ключевых направлений применения электронного бюджета - это контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

На первом этапе осуществляется обоснование потребности в закупках и планирование необходимых расходов на следующий год.

Далее с использованием автоматизированных процедур в электронном бюджете размещаются сами заказы - проводятся аукционы, конкурсы, запросы котировок.