Рубрики

ИПДЛ - что это такое в банке? Описание и особенности

Банковская сфера полна загадочных аббревиатур. Одна из них - ИПДЛ - часто встречается в документах и анкетах. Но что означает это сочетание букв? Давайте разберемся.

Определение ИПДЛ

ИПДЛ - это аббревиатура, которая расшифровывается как "иностранное публичное должностное лицо".

Согласно российскому законодательству, к ИПДЛ относятся лица, которые замещают (занимают) государственные должности в других странах. Это могут быть:

  • Главы государств
  • Министры
  • Члены парламента
  • Судьи
  • Руководители госкомпаний

Также к ИПДЛ относятся члены семей и близкие родственники перечисленных лиц.

ИПДЛ - это иностранные граждане, которые обладают особым публичным статусом и занимают важные должности в органах власти других государств.

Обязанности банков по ИПДЛ

Российские банки обязаны выполнять ряд требований в отношении ИПДЛ.

Во-первых, они должны уведомлять Росфинмониторинг об открытии счетов и вкладов ИПДЛ. Также если выявляются ранее открытые счета ИПДЛ, о которых не было известно, банки информируют об этом Росфинмониторинг.

Во-вторых, решение об открытии счета ИПДЛ может принимать только руководитель банка. Это повышенная мера контроля.

В-третьих, банки должны тщательно мониторить операции по счетам ИПДЛ на предмет подозрительных или необычных транзакций.

Таким образом банки выполняют требования законодательства и международных стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.

Цели контроля за ИПДЛ

Почему же так пристальное внимание уделяется именно ИПДЛ? Это связано с несколькими целями.

  1. Борьба с легализацией преступных доходов. ИПДЛ относятся к категории повышенного риска в силу своего статуса.
  2. Противодействие коррупции. Контроль счетов ИПДЛ позволяет выявлять подозрительные операции.
  3. Выполнение рекомендаций ФАТФ. Международная организация выработала стандарты по ПОД/ФТ.

Таким образом, отслеживание счетов ИПДЛ - это комплекс мер для защиты финансовой системы.

Практика банков по ИПДЛ

Как же на практике банки осуществляют контроль в отношении ИПДЛ?

Во-первых, при открытии счета клиент заполняет анкету, где указывает, относится ли он к ИПДЛ. Это позволяет сразу идентифицировать таких лиц.

Во-вторых, банки проверяют данные о клиентах по специальным базам ИПДЛ. Это могут быть как внутренние базы самого банка, так и международные.

В-третьих, транзакции ИПДЛ проходят углубленный мониторинг с привлечением специалистов по ПОД/ФТ.

В ряде случаев для ИПДЛ могут быть установлены ограничения по оказанию некоторых услуг или проведению определенных операций.

Таким образом банки стараются минимизировать риски, связанные с обслуживанием ИПДЛ.

Мужчина в костюме

Законодательство по ИПДЛ

Контроль за ИПДЛ основывается на ряде нормативных документов.

Во-первых, это Федеральный закон No 115-ФЗ "О противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма". В нем прописаны обязанности банков по идентификации и мониторингу операций ИПДЛ.

Во-вторых, важным документом является Указание ЦБ РФ No 4927-У "О порядке представления и контроля отчетности по операциям с денежными средствами". В нем детально описан порядок предоставления сведений по ИПДЛ в Росфинмониторинг.

В-третьих, банки опираются на рекомендации ФАТФ по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. ФАТФ - это международная организация, вырабатывающая стандарты в сфере ПОД/ФТ.

При этом российское законодательство предусматривает такой контроль только в отношении иностранных ИПДЛ. Отслеживание российских публичных должностных лиц пока не является обязательным.

Тенденции контроля ИПДЛ

Можно отметить несколько тенденций в сфере контроля за ИПДЛ в банках.

Во-первых, расширяется само понятие ИПДЛ. Теперь сюда относят не только действующих, но и бывших публичных должностных лиц за последний год.

Во-вторых, обсуждается вопрос о включении в эту категорию российских публичных должностных лиц и госслужащих.

В-третьих, внедряются IT-решения для автоматизации процессов идентификации ИПДЛ. Это позволит банкам более оперативно выявлять таких лиц.

В-четвертых, требования законодательства в этой сфере имеют тенденцию к ужесточению как в России, так и в мире.

Рука с ручкой над документом

Рекомендации клиентам по ИПДЛ

Что делать, если вы являетесь ИПДЛ или связаны с такими лицами?

Во-первых, честно указывать свой статус в документах банка. Сокрытие таких сведений может привести к отказу в обслуживании.

Во-вторых, быть готовым предоставить дополнительные документы о своих доходах и расходах.

В-третьих, ожидать более тщательного анализа ваших операций и ограничений по некоторым услугам.

В-четвертых, поддерживать максимально открытый диалог с банком и оперативно предоставлять необходимую информацию.

Практика банков по ИПДЛ

Рассмотрим более подробно, как на практике банки работают с ИПДЛ.

Анкетирование

При открытии счета клиент должен заполнить анкету, в которой указывает, относится ли он к категории ИПДЛ. Это позволяет банку сразу идентифицировать таких лиц.

Проверка баз данных

Банки обязаны проверять потенциальных ИПДЛ по специальным базам данных. Это могут быть как внутренние списки самого банка, так и международные базы.

Мониторинг операций

Все операции ИПДЛ проходят углубленный мониторинг с привлечением специалистов банка по ПОД/ФТ.

Ограничения по операциям

Для ИПДЛ могут действовать ограничения по проведению некоторых операций повышенного риска.

Порядок идентификации ИПДЛ

Рассмотрим подробнее процедуру идентификации ИПДЛ в банке.

  1. Клиент заполняет анкету и указывает принадлежность к ИПДЛ.
  2. Банк проверяет данные по базам ИПДЛ.
  3. При подтверждении статуса ИПДЛ информация передается в Росфинмониторинг.
  4. Решение об обслуживании принимает руководитель банка.
  5. В дальнейшем ведется мониторинг операций ИПДЛ.

Такая последовательность шагов позволяет банку соблюсти все требования законодательства в отношении ИПДЛ.

Проблемы при работе с ИПДЛ

Какие проблемы могут возникать у банков при работе с ИПДЛ?

  • Недостаточное понимание клиентом своих обязанностей.
  • Нежелание клиента предоставлять информацию о статусе.
  • Сложности идентификации ввиду отсутствия единой базы ИПДЛ.
  • Увеличение ресурсозатрат на мониторинг таких счетов.

Для решения этих проблем нужны образование клиентов, совершенствование законодательства и внедрение современных технологий в банках.