Рубрики

КОСГУ 226. "Прочие работы, услуги". Классификация операций сектора государственного управления

Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) - это бюджетная классификация, предназначенная для отражения операций сектора государственного управления. Расходы бюджетных учреждений учитываются по соответствующим статьям КОСГУ. Одной из таких статей является статья 226 "Прочие работы, услуги". Давайте разберемся, какие именно операции относятся к этой статье.

Расшифровка подстатьи 226 КОСГУ

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, к подстатье 226 КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225 КОСГУ. К таким работам и услугам относятся:

  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;
  • разработка проектной документации;
  • услуги по страхованию;
  • услуги в области информационных технологий;
  • типографские услуги;
  • медицинские услуги;
  • охранные услуги;
  • инкассаторские услуги;
  • нотариальные услуги и другие.

Таким образом, подстатья 226 КОСГУ является собирательной и включает в себя широкий спектр разнообразных работ и услуг.

Примеры операций по подстатье 226 КОСГУ

Давайте рассмотрим на конкретных примерах, какие операции могут учитываться по подстатье 226 КОСГУ. Если бюджетное учреждение заключает договор на проведение научного исследования, например разработку новой методики работы с посетителями, то расходы по этому договору будут отражаться по подстатье 226 КОСГУ.

Крупный план двух специалистов в области государственных финансов, мужчины и женщины, работающих вместе за столом в офисе. Женщина указывает на документ и объясняет детали внимательному мужчине. На столе бухгалтерские книги, компьютер и рамка с дипломом ф

Разработка проектной документации

Разработка проектно-сметной документации для проведения ремонтных работ в здании бюджетного учреждения также будет учитываться по подстатье 226 КОСГУ. Если учреждение заключило договор страхования имущества, то расходы на оплату страховых премий будут отражаться по статье 226 КОСГУ.

К подстатье 226 КОСГУ относится оплата мандаторуских осмотров и медицинских анализов сотрудников бюджетного учреждения.

Вид сверху на большой конференц-зал с круглыми столами, заполненный различными специалистами, слушающими докладчика под софитами на сцене. Докладчик демонстрирует слайд с названием «Классификация государственных расходов» с круговыми диаграммами и финансо

Отличие статей 225 и 226 КОСГУ

Часто возникает вопрос, чем отличается статья 226 КОСГУ от статьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества". Давайте разберемся.

К статье 225 КОСГУ относятся расходы, связанные непосредственно с эксплуатацией и техническим обслуживанием имущества, находящегося на балансе учреждения. Например, текущий ремонт здания, уборка помещений, вывоз мусора, дератизация, аттестация рабочих мест по условиям труда.

А вот статья 226 КОСГУ охватывает более широкий спектр работ и услуг, не имеющих непосредственного отношения к обслуживанию конкретных объектов имущества. Это могут быть научные исследования, страхование, информационные услуги, медосмотры сотрудников и т.д.

Таким образом, при выборе статей 225 или 226 КОСГУ всегда нужно анализировать суть операции и определять, связана ли она напрямую с эксплуатацией имущества или нет.

Типичные ошибки при применении подстатьи 226 КОСГУ

Несмотря на подробные разъяснения в Указаниях о применении бюджетной классификации, на практике при использовании подстатьи 226 КОСГУ встречаются некоторые типичные ошибки.

Как мы уже выяснили, расходы на обслуживание имущества учреждения должны учитываться по статье 225 КОСГУ. Однако некоторые бухгалтеры по ошибке относят такие расходы на статью 226.

Неправильный выбор между статьями 225 и 226 КОСГУ

Иногда бывает не совсем понятно, какую именно статью КОСГУ выбрать - 225 или 226. Например, при оплате аттестации рабочих мест. В таких ситуациях рекомендуется внимательно проанализировать суть операции.

Важно понимать экономическую природу каждой конкретной операции и на этом основании делать правильный выбор статьи КОСГУ для ее учета.

Разграничение полномочий при применении подстатьи 226 КОСГУ

Применение подстатьи 226 КОСГУ требует четкого разграничения полномочий между финансовыми и хозяйственными службами учреждения.

Как правило, именно хозяйственные службы формируют потребность в конкретных работах и услугах, которые впоследствии будут оплачены по статье 226 КОСГУ. А вот непосредственное принятие решений об отнесении расходов на ту или иную статью и осуществление расчетов лежит в зоне ответственности финансистов и бухгалтеров.

Поэтому очень важно наладить эффективное взаимодействие и обмен информацией между этими службами, чтобы исключить ошибки в учете и отчетности по статье 226 КОСГУ.

Автоматизация процессов учета по подстатье 226 КОСГУ

Учитывая многообразие операций, которые отражаются по подстатье 226 КОСГУ, актуальным является вопрос автоматизации процессов учета таких операций.

Современные информационные системы для бюджетного учета позволяют настроить различные аналитические признаки (детализацию), что существенно упрощает классификацию конкретных видов работ и услуг по подстатьям КОСГУ.

Кроме того, автоматизированные системы могут осуществлять предварительный контроль правильности применения классификации операций сектора государственного управления, что позволяет избежать ошибок на этапе принятия документов к учету.

Пусконаладочные работы как разновидность услуг по статье 226 КОСГУ

Пусконаладочные работы относятся к подстатье 226 КОСГУ, поскольку не связаны напрямую с эксплуатацией конкретных объектов имущества.

К таким работам относится комплексное опробование и наладка смонтированного оборудования. Пусконаладочные работы могут проводиться как в отношении вновь установленного оборудования, так и после модернизации или реконструкции существующих систем.

Расходы на оплату договоров о проведении пусконаладочных работ в рамках бюджетных инвестиций отражаются по подстатье 226 КОСГУ.

Электромонтажные работы: статья 225 или 226 КОСГУ?

Если электромонтажные работы проводятся в рамках текущего или капитального ремонта зданий и сооружений, находящихся на балансе учреждения, то такие расходы следует отражать по статье 225 КОСГУ.

Если же речь идет о монтаже отдельных единиц оборудования, не связанном напрямую с ремонтом конкретных объектов основных средств, то применяется статья 226 КОСГУ.

Дозиметрический контроль: КОСГУ 225 или 226?

Дозиметрический контроль на рабочих местах проводится в рамках оценки условий труда и производственной среды на соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

Поскольку данный контроль напрямую не связан с эксплуатацией конкретных объектов имущества, то затраты на его проведение должны учитываться по подстатье 226 КОСГУ.

Лицензирование отдельных видов деятельности по статье 226 КОСГУ

Расходы бюджетных учреждений на получение лицензий на осуществление отдельных регулируемых видов деятельности (образовательной, медицинской и других) относятся на подстатью 226 КОСГУ.

Такие затраты не связаны напрямую с содержанием и эксплуатацией конкретных объектов имущества, поэтому их нельзя учитывать по статье 225 КОСГУ.

Расходы на продление действующих лицензий или внесение в них изменений также относятся на подстатью 226 в соответствии с бюджетной классификацией.

Особенности применения подстатьи 226 КОСГУ в отдельных отраслях

Применение подстатьи 226 КОСГУ имеет определенную специфику в различных отраслях бюджетной сферы.

Медицинские учреждения часто привлекают сторонние организации для проведения клинических исследований новых методов диагностики и лечения. Такие расходы учитываются по подстатье 226 КОСГУ.

Кроме того, сюда относятся затраты на обязательное лицензирование отдельных видов медицинской деятельности, а также на получение разрешений на применение новых медицинских технологий.

Образование

В сфере образования к подстатье 226 КОСГУ могут быть отнесены расходы на научно-методическое сопровождение образовательного процесса, разработку новых педагогических технологий, повышение квалификации преподавательского состава.

Также сюда относится лицензирование отдельных образовательных программ, не связанное напрямую с содержанием имущественного комплекса.

Учреждения культуры могут заключать договоры со сторонними организациями на проведение реставрационных и консервационных работ в отношении объектов исторического и культурного наследия. Такие расходы учитываются по 226 КОСГУ.

Спорт

Физкультурно-спортивные организации могут проводить научно-исследовательские работы в области разработки новых методик подготовки спортсменов, чья оплата осуществляется по рассматриваемой статье 226 КОСГУ.

Неправильное отнесение расходов бюджетного учреждения на подстатью 226 КОСГУ влечет за собой определенные риски.

Во-первых, это может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств и повлечь административные санкции для должностных лиц.

Во-вторых, искажается аналитическая отчетность по расходам учреждения, что затрудняет принятие обоснованных управленческих решений.

Контроль и аудит операций по подстатье 226 КОСГУ

Учитывая многообразие и сложность операций, учитываемых по подстатье 226 КОСГУ, важное значение приобретает организация контроля и аудита таких операций.

В рамках внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита целесообразно организовывать плановые и внеплановые проверки правильности применения подстатьи 226 КОСГУ при оформлении хозяйственных операций.

Особое внимание следует уделять наиболее крупным договорам с подрядчиками, а также операциям, которые носят разовый и нестандартный характер.

Внешний государственный аудит

Проверка законности и обоснованности расходования средств по подстатье 226 КОСГУ осуществляется также Счетной палатой РФ в рамках внешнего государственного аудита (контроля).

Типичными нарушениями, выявляемыми при таких проверках, являются неправильное разграничение подстатей 225 и 226 КОСГУ, а также отсутствие первичных документов, подтверждающих факт оказания работ и услуг по заключенным договорам.

Перспективы совершенствования подстатьи 226 КОСГУ

С учетом постоянного расширения видов хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, целесообразно внесение изменений в структуру и содержание подстатьи 226 КОСГУ с целью более детальной дифференциации различных видов работ и услуг для нужд управленческого учета.

Потенциально возможно выделение в самостоятельные подстатьи расходов на научно-исследовательские работы, информационно-консультационные услуги, а также расходов, связанных с нормативным регулированием деятельности учреждений.

Разъяснения Минфина России по классификации расходов на подстатью 226 КОСГУ

В целях единообразного применения подстатьи 226 КОСГУ Министерство финансов РФ периодически дает разъяснения по классификации отдельных видов расходов бюджетных учреждений.

  • Расходы на проведение клинических исследований. В письме от 19.04.2018 No 02-06-10/31251 Минфин России указал, что расходы медицинской организации на проведение клинических исследований лекарственных препаратов следует отражать по подстатье 226 КОСГУ.
  • Расходы на проведение энергетических обследований. В письме от 30.11.2018 No 02-07-10/87257 даны разъяснения, что расходы на проведение энергетического обследования зданий и сооружений бюджетного учреждения относятся на подстатью 226 КОСГУ.
  • Прочие разъяснения. Минфином России также даны разъяснения по классификации расходов на получение технических условий для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, проведение межевания земельных участков, разработку сметной документации и других операций.

Судебная практика по спорным случаям применения подстатьи 226 КОСГУ

Зачастую в спорных ситуациях правильность применения подстатьи 226 КОСГУ при классификации расходов бюджетного учреждения устанавливается только в судебном порядке.

При этом суды чаще всего принимают сторону налоговых органов и контрольно-ревизионных служб, обвиняющих учреждения в неправильном применении КОСГУ и нецелевом расходовании бюджетных средств.

Обобщение судебной практики в обзорах Верховного Суда РФ по вопросам применения КОСГУ

Для обеспечения единообразных подходов к применению КОСГУ по спорным вопросам классификации расходов Верховный Суд РФ периодически готовит и публикует соответствующие обзоры судебной практики.

Обзор практики по делам, связанным с применением КОСГУ при определении видов расходов бюджетов

В обзоре от 16.05.2018 проанализированы судебные споры по таким вопросам классификации расходов как определение арендных платежей, расходов на разработку проектно-сметной документации, проведение капитального и текущего ремонтов.

Обзор практики рассмотрения дел по спорам, связанным с применением классификатора операций сектора государственного управления

Данный обзор от 17.07.2019 содержит анализ споров по таким вопросам как классификация расходов на проведение клинических исследований, оказание транспортных услуг, услуг связи и другим.

Обобщенная судебная практика позволяет бюджетным учреждениям избежать распространенных ошибок при определении КОСГУ для различных видов своих расходов.

Риск-ориентированный подход налоговых органов при контроле расходов по подстатье 226 КОСГУ

При проведении налогового контроля расходов бюджетных учреждений по подстатье 226 КОСГУ налоговые органы используют риск-ориентированный подход.

Повышенное внимание уделяется крупным договорам с единственным поставщиком услуг, операциям с аффилированными контрагентами, разовым и нестандартным расходам.

Выводы

Подстатья 226 КОСГУ "Прочие работы, услуги" является довольно емкой и охватывает широкий перечень разнообразных расходов бюджетных учреждений. Чтобы правильно применять эту статью, нужно четко понимать ее суть и отличия от других подстатей КОСГУ, в частности от статьи 225. Правильное применение КОСГУ - это залог эффективного управления бюджетными средствами и их целевого использования.

В статье подробно рассматривается подстатья 226 КОСГУ "Прочие работы, услуги" - элемента бюджетной классификации РФ. Приводится расшифровка данной подстатьи, разбираются конкретные примеры операций, которые по ней учитываются. Анализируются различия между 226 и 225 КОСГУ. Освещаются типичные ошибки применения, судебная практика, разъяснения Минфина и другие аспекты, важные для бухгалтеров бюджетной сферы. Это будет полезно для многих в качестве ознакомления.