Устаревшие формы отчетности создают лишние риски для организации. В этой статье мы рассмотрим все тонкости составления актуального приказа о списании основных средств и материальных запасов. Узнаем, какие ловушки необходимо избежать, чтобы процедура прошла без нареканий проверяющих органов. Вы получите конкретные рекомендации и советы по оформлению приказа о списании от профессионалов.
Основания и порядок списания материальных ценностей
Списание материальных ценностей - это их исключение из бухгалтерского учета организации. Основаниями для списания могут быть:
- Непригодность вследствие поломки или порчи
- Моральный или физический износ
- Недостача по результатам инвентаризации
- Истечение срока хранения или годности
Порядок списания включает следующие этапы:
- Создание комиссии для осмотра подлежащих списанию объектов
- Составление акта о списании с перечнем объектов и указанием причин
- Утверждение акта приказом руководителя о списании
- Отражение списания в бухгалтерском и налоговом учете
Списание должно быть экономически обоснованным и документально подтвержденным.

Требования к оформлению приказа о списании в 2023 году
Структура и реквизиты приказа о списании:
- Наименование документа
- Дата и номер
- Место составления
- Должность, ФИО и подпись руководителя
- Печать организации
Обязательные приложения к приказу:
- Акт о списании
- Акт инвентаризации (при списании по ее результатам)
- Дефектная ведомость или иные подтверждающие документы
Приказ о списании должен содержать:
- Ссылку на основания списания
- Перечень списываемых объектов
- Срок исполнения
- Ответственное лицо
Давайте рассмотрим особенности составления приказов о списании для разных групп объектов учета.
Образец приказа о списании основных средств
При списании основных средств в приказе указывают:
- Инвентарный номер объекта
- Наименование
- Первоначальную стоимость
- Сумму начисленной амортизации
- Остаточную стоимость
Например:
| Инв. номер | Наименование ОС | Первоначальная стоимость, руб. | Амортизация, руб. | Остаточная стоимость, руб. |
| 115 | Станок токарный | 350 000 | 280 000 | 70 000 |
Особенности списания нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности.

Образец приказа о списании МПЗ
При списании материально-производственных запасов указывают:
- Наименование и количество
- Цену и сумму каждой номенклатурной позиции
- Общую стоимость списываемых запасов
Пример для сырья и материалов:
| Наименование | Ед. | Кол-во | Цена, руб. | Сумма, руб. |
| Гвозди 3х50 | кг | 15 | 60 | 900 |
| Итого | 900 |
Особенности списания товаров, готовой продукции.
Таким образом, образец приказа зависит от вида списываемых объектов учета. Рассмотрим далее, как отразить списание в бухгалтерии.
Учет списанных объектов
Списание материальных ценностей отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
- Списание первоначальной стоимости объекта
- Списание суммы накопленной амортизации (для основных средств)
- Списание остаточной стоимости в расходы организации
В налоговом учете применяются те же правила, что и для выбытия основных средств.
Налоговые последствия списания
Сумма остаточной стоимости списанных основных средств и материальных запасов учитывается в составе внереализационных расходов.
НДС с остаточной стоимости объекта может быть принят к вычету, если ранее он не был принят к вычету при постановке на учет.
Ответственность за нарушения при списании
Незаконное списание влечет административное наказание в виде штрафов:
- На должностных лиц - от 20 000 до 30 000 рублей
- На юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей
Неправомерное списание со сговором или в крупном размере может повлечь уголовную ответственность.
Рекомендации по проведению списания
Чтобы исключить риски при списании материальных ценностей, рекомендуется:
- Тщательно документировать процедуру
- Сверять данные складского и бухгалтерского учета
- Страховать ответственность материально-ответственных лиц
Проверяйте контрагентов, оказывающих услуги утилизации, чтобы исключить сговор и хищения.
В случае возникновения вопросов при оформлении приказа списании материальных ценностей образец обращайтесь к профессиональным бухгалтерам.
Порядок отражения списания в бухгалтерском и налоговом учете
При списании материальных ценностей необходимо сделать следующие проводки:
- Списать первоначальную стоимость объекта по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции с кредитом счета учета ценностей;
- Списать сумму накопленной амортизации по дебету счета учета амортизации в корреспонденции с кредитом счета 91;
- Списать остаточную стоимость по дебету счета 91.
Аналогичным образом списание отражается в регистрах налогового учета.
Особенности списания нематериальных активов
При списании нематериальных активов также списывается их первоначальная и остаточная стоимость. При этом следует учитывать срок полезного использования нематериальных активов.
Списание материалов в строительных организациях
В строительных компаниях списание материалов производится по факту их использования для целей строительства. Для подтверждения используются акты выполненных работ.
Особенности списания готовой продукции
Готовая продукция может списываться:
- По факту реализации;
- Вследствие порчи или истечения срока годности.
Во втором случае требуются документы, подтверждающие причины списания.
Риски, связанные со списанием ценностей
Основные риски при списании материальных ценностей:
- Завышение сумм списания;
- Фиктивное списание без фактического выбытия ценностей;
- Списание в отсутствие надлежащих оснований.
Чтобы их минимизировать, следует тщательно контролировать процедуру списания на всех этапах.