Бенефициарный собственник – ключевая фигура в корпоративных отношениях и финансовом регулировании. Это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно получает экономическую выгоду от деятельности организации, осуществляет реальный контроль и влияет на принятие стратегических решений. Точная идентификация бенефициаров необходима для обеспечения прозрачности бизнеса, противодействия легализации преступных доходов, уклонению от уплаты налогов и других злоупотреблений.
Какие сведения о бенефициарах необходимо собирать и обновлять
Справка о бенефициарах образец заполнения должна содержать следующие обязательные данные о каждом бенефициаре:
- ФИО;
- Дата и место рождения;
- Гражданство;
- Адрес регистрации и фактического проживания;
- Реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- Основание признания лица бенефициаром (доля участия, полномочия и т.д.).
Юридическое лицо обязано принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению своих бенефициаров...
...Собранные данные подтверждаются документально и обновляются ежегодно по состоянию на 1 января. Срок хранения справки о бенефициарах образец – не менее 5 лет согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Форма для хранения и передачи сведений о бенефициарах
Для удобства систематизации данных рекомендуется использовать табличную форму справки о бенефициарах образец. Она может включать следующие графы:
- ФИО бенефициара;
- Доля участия в капитале организации;
- Основание признания бенефициаром;
- Дата актуализации данных.
Особенности составления справки о цепочке собственников включая бенефициаров
Помимо стандартной справки, может потребоваться более детальный документ - справка цепочке собственников включая бенефициаров образец. В нем раскрывается вся последовательность владения долями вплоть до конечного бенефициара.
Как обновить информацию о бенефициарах в существующей справке
При смене или изменении данных о бенефициарах организация должна внести актуальную информацию в справку. Для этого можно:
- Добавить новые строки в существующую таблицу;
- Указать даты актуализации напротив каждого бенефициара;
- Архивировать устаревшие образцы справок.
Ответственность организации за недостоверные данные о бенефициарах
Согласно законодательству, организация несет ответственность за полноту, достоверность и актуальность сведений о своих бенефициарах. За нарушения предусмотрен штраф по ст. 14.25 КоАП РФ:
- До 500 000 рублей - для организации;
- До 40 000 рублей - для должностных лиц.
Последствия непредставления сведений о бенефициарах
Помимо административных штрафов, у организации могут возникнуть следующие проблемы:
- Отказ банков в обслуживании и проведении платежей;
- Приостановка операций по счетам в банках;
- Отказ в выдаче лицензий и разрешений госорганами;
- Ограничение участия в госзакупках;
- Репутационные потери и снижение доверия со стороны контрагентов.
Как избежать ошибок при заполнении справки о бенефициарах
Чтобы минимизировать риск некорректного заполнения документа, рекомендуется:
- Поручить сбор данных опытному юристу или бухгалтеру;
- Тщательно проверять актуальность информации в открытых источниках;
- Указывать основания признания каждого лица бенефициаром со ссылкой на документы.
Как защитить персональные данные бенефициаров
Поскольку справка содержит конфиденциальные данные, организация должна обеспечить их защиту, в том числе при электронном документообороте и хранении на цифровых носителях.
Основания для исключения лица из справки о бенефициарах
Основанием для исключения физлица из числа бенефициаров могут быть:
- Прекращение оснований для признания лица бенефициаром;
- Неподтверждение статуса бенефициара при очередной актуализации данных;
- Ликвидация юридического лица, бенефициаром которого лицо являлось.
Автоматизация процессов сбора и обновления данных о бенефициарах
Для оптимизации работы с информацией о бенефициарах целесообразно использовать специальные программные решения. Они позволят:
- Автоматически извлекать данные из открытых источников;
- Систематизировать и визуализировать связи между компаниями и бенефициарами;
- Оперативно обновлять информацию о бенефициарах при изменениях.
Порядок межведомственного информационного взаимодействия при запросах сведений о бенефициарах
Уполномоченные госорганы могут запрашивать и получать сведения о бенефициарах от ФНС, банков, регистрирующих органов в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
Ряд зарубежных юрисдикций создали открытые реестры бенефициаров компаний. Это повышает прозрачность бизнеса и упрощает проверку данных для госорганов и контрагентов.
Особенности определения бенефициаров в холдинговых и многоуровневых структурах
При наличии дочерних компаний и промежуточных звеньев управления установление всей цепочки бенефициаров может вызывать сложности. В таких случаях требуется комплексный подход с привлечением данных из множества источников.
Совершенствование нормативной базы будет направлено на расширение перечня субъектов, обязанных раскрывать данные о своих бенефициарах, ужесточение требований к полноте и достоверности предоставляемых сведений.
Риск-ориентированный подход при определении необходимости запроса сведений о бенефициарах
Госорганы и банки применяют риск-ориентированный подход - предъявляют повышенные требования к прозрачности структуры собственников тех клиентов, чья деятельность несет более высокие риски (игорный бизнес, оружейная отрасль и т.д.).
В целях ПОД/ФТ банки устанавливают бенефициаров по всем операциям с денежными средствами или иным имуществом. Данный режим является более жестким и всеобъемлющим.
Механизм исключения недобросовестных участников госзакупок на основе сведений об их бенефициарах
Госзаказчики вправе отклонять заявки претендентов на участие в закупках, если в цепочку бенефициаров входят лица из санкционных списков или имеющие налоговую задолженность.
Полная информация о бенефициарных владельцах позволяет правоохранительным органам эффективно расследовать преступления в сфере экономики, выявлять связанных лиц и заказчиков.