Приватизация государственного имущества - актуальная тема для обсуждения. Какие перспективы и вызовы несет в себе прогнозный план приватизации в ближайшие годы? Давайте разберемся.
Общие положения о прогнозном плане приватизации
Прогнозный план приватизации - это документ, в котором определяются основные направления и задачи приватизации государственного имущества на плановый период.
Основными целями плана приватизации являются:
- повышение эффективности управления имуществом;
- оптимизация структуры государственной собственности;
- привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.
План приватизации включает в себя перечень объектов государственной собственности, подлежащих приватизации, а также прогноз экономических эффектов.
Разработкой плана приватизации занимается уполномоченный государственный орган, обычно министерство экономического развития. Затем план приватизации утверждается постановлением правительства на срок от 1 года до 3 лет.
Анализ прогнозного плана приватизации на 2020-2022 годы
Прогнозный план приватизации на 2020-2022 годы утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. No 3260-р.
В соответствии с этим документом планируется приватизировать:
- 186 акционерных обществ;
- 86 федеральных государственных унитарных предприятий;
- доли участия РФ в 13 обществах с ограниченной ответственностью;
- более 1000 объектов иного федерального имущества.
Ожидаемый годовой приток в федеральный бюджет от реализации прогнозного плана приватизации оценивается в объеме 3,6 млрд рублей.
Особенности приватизации в отдельных секторах экономики
Промышленность
План приватизации предусматривает продажу долей и акций ряда промышленных предприятий, в том числе в оборонной отрасли, судостроении, машиностроении.
Например, будут частично приватизированы такие крупные судостроительные предприятия, как АО «Адмиралтейские верфи», АО «Средне-Невский судостроительный завод», АО «Северное машиностроительное предприятие».
В то же время предприятия ВПК и ряд стратегических активов пока останутся в госсобственности.
Транспорт и логистика
В рамках прогнозного плана приватизации также запланирована продажа аэропортов Элисты, Магнитогорска, Грозного, портов Астрахани, Новороссийска, Махачкалы и других объектов транспортной инфраструктуры.
Реализация активов позволит привлечь инвестиции в модернизацию и повысить качество услуг в этих секторах.
В то же время российские железные дороги и федеральные трассы пока останутся в государственной собственности.
Региональный аспект прогнозного плана приватизации
План приватизации затронет практически все регионы России. Рассмотрим особенности его реализации в различных федеральных округах.
Центральный федеральный округ
В Центральном федеральном округе к приватизации планируются такие крупные объекты, как:
- Московский НИИ вычислительных комплексов им. М.А. Карцева;
- Калужский завод детского питания;
- Брянское конструкторское бюро машиностроения;
- Рязанское конструкторское бюро «Глобус».
Ожидается, что наибольший приток инвестиций произойдет в обрабатывающую промышленность и IT-сферу региона.
Северо-Западный федеральный округ
В Северо-Западном федеральном округе план приватизации затронет в первую очередь предприятия судостроения, машиностроения и портового хозяйства, такие как:
- Средне-Невский судостроительный завод;
- Центр судоремонта «Звездочка»;
- Новороссийский морской торговый порт;
- Предприятие «Море» (г. Феодосия).
Реализация этих объектов позволит модернизировать производственные мощности региона и нарастить экспортный потенциал.
Южный федеральный округ
В Южном федеральном округе к приватизации выставлены следующие активы:
- Новороссийский морской торговый порт;
- Кисловодский пивоваренный завод;
- Пятигорский завод медицинских препаратов;
- Ставропольский завод сельскохозяйственного машиностроения.
Особое внимание уделяется развитию транспортной инфраструктуры и пищевой промышленности ЮФО.
Северо-Кавказский федеральный округ
План приватизации в СКФО в первую очередь затронет предприятия транспорта и туристско-рекреационного комплекса:
- Аэропорт Грозного;
- Санаторий им. С.М. Кирова (КЧР);
- Государственная филармония Карачаево-Черкесии.
Особое внимание уделяется привлечению инвестиций в развитие туристской инфраструктуры региона.
Приволжский федеральный округ
В Приволжском федеральном округе в плане приватизации значатся объекты нефтехимической и металлургической промышленности:
- Нижегородский завод им. Г.И. Петровского;
- Башкирское производственное объединение «Прогресс»;
- Оренбургский газоперерабатывающий завод.
Также будет осуществлена частичная приватизация план приватизации муниципального имущества в ряде крупных городов округа.
Уральский федеральный округ
На территории Уральского федерального округа к приватизации предлагаются следующие промышленные предприятия:
- Челябинский завод автомобильных прицепов;
- Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»;
- Пермский завод «Машиностроитель».
Также будет приватизирована часть муниципального имущества в Екатеринбурге и Челябинске.
Сибирский федеральный округ
В Сибирском федеральном округе к приватизации предлагаются следующие объекты:
- Красноярский завод комбайнов;
- Омский завод транспортного машиностроения;
- Кемеровская судоходная компания;
- Томский научно-исследовательский институт кабельной промышленности.
Особое внимание уделяется привлечению частных инвестиций в модернизацию транспортной инфраструктуры и научно-технической сферы региона.
Дальневосточный федеральный округ
На Дальнем Востоке в рамках реализации плана приватизации выставлены следующие активы:
- Хабаровский судостроительный завод;
- Комсомольский-на-Амуре авиационный завод;
- Владивостокский морской торговый порт;
- Камчатское морское пароходство.
Потенциальная приватизация портов и судоходных компаний призвана стимулировать развитие транспортно-логистической инфраструктуры Дальнего Востока.
Перспективы дальнейшей приватизации
В перспективе ожидается расширение плана приватизации за счет включения в него новых объектов федеральной и региональной собственности.
В частности, в планы Правительства РФ входит частичная приватизация ряда крупных банков и инфраструктурных монополий.
Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ также разрабатывают собственные планы приватизации региональных и муниципальных активов.
Вызовы реализации плана приватизации
Однако процесс приватизации сопряжен и с определенными рисками:
- снижение управляемости стратегических отраслей;
- рост социальной напряженности;
- коррупционные схемы;
- недофинансирование социальных обязательств.
Для минимизации этих рисков необходимо выстроить четкую систему контроля и надзора за процессом приватизации на всех уровнях.
Международный опыт приватизации
Для выработки эффективной модели приватизации в России полезно изучить зарубежный опыт.
В мировой практике можно выделить несколько подходов к проведению приватизации.
Модель быстрой приватизации
Данная модель предполагает быструю распродажу госактивов по сниженным ценам. Она применялась в постсоциалистических странах Восточной Европы в 1990-х годах.
Главный плюс - скорость притока инвестиций. Минусы - непрозрачность процедур, высокие коррупционные риски.
Голландская модель
Модель государственного пакетирования акций приватизируемых предприятий. Широко применялась в Нидерландах в 1980-1990-х годах.
Позволяет сохранить госконтроль в стратегических отраслях. Но тормозит приток частных инвестиций из-за низкой ликвидности акций.
Смешанные модели
В настоящее время в развитых странах все чаще применяются гибридные модели приватизации с элементами госрегулирования.
Это позволяет сбалансировать интересы государства, бизнеса и общества в ходе приватизации.
Перспективы приватизации в России
Исходя из международного опыта, в России целесообразно выстраивать гибкую модель приватизации с учетом стратегической значимости отраслей и предприятий.
Это позволит обеспечить максимальный приток частных инвестиций в реальный сектор экономики и повышение его конкурентоспособности.
Риски приватизации и пути их минимизации
Наряду с очевидными плюсами, приватизация несет и определенные риски, которые необходимо учитывать.
Снижение управляемости экономики
Полная приватизация стратегических предприятий может привести к потере государственного контроля в важнейших сферах экономики.
Социальная напряженность
Массовая приватизация и сокращение персонала на предприятиях способны вызвать рост безработицы и социального недовольства.
Коррупционные схемы
Непрозрачность приватизационных процедур открывает возможности для различных злоупотреблений и хищений.
Недофинансирование социальных обязательств
Новые собственники могут сократить социальные расходы предприятий и инвестиции в развитие производства.
Меры противодействия рискам
Для минимизации перечисленных рисков необходим комплекс мер:
- Сохранение контрольных пакетов акций на стратегических предприятиях;
- Постепенность и прозрачность процедур приватизации;
- Жесткий антикоррупционный контроль;
- Усиление социальной защиты работников.
Реализация этих мер позволит свести к минимуму возможные негативные последствия приватизации.