Рубрики

Размер утилизационного сбора на автомобили в России

Утилизационный сбор на автомобили - важная тема для каждого автовладельца в России. Давайте разберемся в нюансах и последних изменениях, чтобы быть в курсе своих прав и обязанностей.

Что такое утилизационный сбор и зачем он нужен

Утилизационный сбор - это обязательный платеж, который взимается при ввозе автомобилей в Россию или их производстве/изготовлении на территории страны.

Основные цели введения утилизационного сбора:

  • Обеспечение экологической безопасности
  • Защита здоровья населения и окружающей среды
  • Финансирование утилизации транспортных средств

Утилизационный сбор был введен в России сравнительно недавно - в 2012 году. Первоначально под него попадали только легковые и грузовые автомобили, но со временем перечень транспортных средств, облагаемых сбором, расширился.

Кто должен платить утилизационный сбор

Плательщиками утилизационного сбора являются:

  • Лица, осуществляющие ввоз автомобилей в Россию
  • Производители и изготовители транспортных средств в России
  • Покупатели автомобилей у лиц, не уплативших сбор

Для физических и юридических лиц действуют разные правила. Например, физлица могут ввезти в год 1 автомобиль для личного пользования по льготному тарифу.

Сбор не уплачивается для некоторых категорий транспортных средств, например, экспортируемых или принадлежащих диппредставительствам.

Порядок уплаты утилизационного сбора

Документы на уплату сбора подаются:

  • В таможню - при ввозе автомобилей в Россию
  • В налоговую инспекцию - при производстве или покупке автомобилей в России

Срок подачи документов - 15 дней с момента пересечения границы или выпуска автомобиля таможней.

Необходимо предоставить:

  • Расчет суммы сбора
  • Паспорт транспортного средства
  • Документы, подтверждающие ввоз

Сумма сбора рассчитывается на основе базовой ставки и коэффициентов, зависящих от характеристик автомобиля.

Закат над многополосной автомагистралью в час пик в большом городе.

Ставки утилизационного сбора на разные виды автомобилей

Базовые ставки сбора:

Легковые автомобили 20 000 руб.
Грузовые автомобили 150 000 руб.
Автобусы 450 000 руб.

Коэффициенты зависят от объема двигателя, возраста, назначения автомобиля.

Например, для легкового автомобиля с объемом двигателя до 3000 куб.см коэффициент составит:

  • 0,17 - для нового автомобиля (сбор 3400 руб.)
  • 0,26 - для автомобиля старше 3 лет (сбор 5200 руб.)

Ставки сбора неоднократно повышались с момента введения, последние изменения вступили в силу 1 августа 2023 года.

Льготы и особые условия по уплате сбора

Для физических лиц, ввозящих 1 автомобиль в год для личного пользования, действуют понижающие коэффициенты.

Также не уплачивается сбор для:

  • Автомобилей, принадлежащих диппредставительствам
  • Ретро-автомобилей старше 30 лет

Физлица могут применить льготный тариф, только если не будут перепродавать автомобиль в течение года после ввоза.

Контроль осуществляют таможенные и налоговые органы, предусмотрена ответственность за неуплату сбора.

Последние изменения в правилах взимания сбора

С 1 августа 2023 года ставки сбора на импортные автомобили для юридических лиц повышены:

  • На легковые автомобили - в 1,7-3,7 раза
  • На грузовики и легкие коммерческие автомобили - в 1,7-2,5 раза
  • На автобусы - в 2,2-4,8 раза

Рост затронет юридических лиц, а также физлиц, ввозящих более 1 автомобиля в год или для перепродажи.

Автовладельцам рекомендуется уточнить размер сбора на сайте ФТС России перед покупкой автомобиля.

Перспективы дальнейшего изменения сбора

Согласно прогнозам Минпромторга, в ближайшие годы следует ожидать дальнейшего повышения ставок утилизационного сбора.

Также возможно расширение перечня транспортных средств, облагаемых сбором, например, за счет мотоциклов.

Автодилеры предлагают ввести прогрессивную шкалу сбора в зависимости от стоимости и экологического класса автомобиля.

Утилизационный сбор в сравнении с другими странами

Аналог утилизационного сбора есть во многих странах Европы и Азии.

Например, в Германии для автомобиля 1,6 литра сбор составляет около 500 евро. С учетом уровня зарплат размер российского сбора сопоставим.

В рамках ЕАЭС обсуждается гармонизация подходов к утилизационному сбору.

Влияние сбора на авторынок и экономику России

Доля утилизационного сбора в стоимости новых автомобилей составляет 1-4%.

Рост сбора может снизить импорт подержанных иномарок. Это стимул для развития отечественного автопрома.

Собранные средства направляются на утилизацию и экологические программы.

Огромная свалка подержанных автомобилей.

Как избежать неоправданных расходов на утилизационный сбор

Чтобы сэкономить на утилизационном сборе, рекомендуется:

  • Выбирать автомобиль с небольшим объемом двигателя
  • Ввозить не более 1 автомобиля в год
  • Проверять факт уплаты сбора предыдущим владельцем

Если выявлено, что прежний владелец не оплатил сбор, можно обжаловать требование в налоговых органах.

Куда направляются собранные средства

В 2022 году от утилизационного сбора в бюджет поступило около 15 млрд рублей.

Эти средства направляются на компенсацию затрат предприятий на утилизацию автомобилей и реализацию экологических программ.

Однако пока доля расходов на экологию невелика. Автоутилизаторы настаивают на увеличении финансирования природоохранных мероприятий.

Как оспорить или пересчитать сумму утилизационного сбора

Оспорить утилизационный сбор можно, если:

  • Автомобиль освобожден от уплаты сбора
  • Допущена ошибка в расчете
  • Нарушен срок или порядок уплаты

Для этого нужно подать жалобу в таможенный или налоговый орган.

Есть прецеденты, когда автовладельцам удавалось доказать неправомерность уплаты сбора и получить возврат средств.

Онлайн калькулятор для расчета утилизационного сбора

Чтобы рассчитать размер утилизационного сбора для конкретного автомобиля, можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором.

Для этого нужно выбрать вид транспортного средства, указать объем двигателя, возраст и другие параметры.

Калькулятор позволяет быстро оценить сумму сбора для разных ситуаций и выбрать оптимальный вариант.

Если возникли вопросы по использованию калькулятора - задайте их в комментариях!

Влияние утилизационного сбора на цены на авторынке

Утилизационный сбор входит в себестоимость новых автомобилей, реализуемых в России. Это оказывает определенное влияние на ценники в автосалонах.

По оценкам экспертов, доля сбора в стоимости нового автомобиля в среднем составляет 1-4%. Например, для Toyota Camry сбор в размере 20 000 рублей увеличивает розничную цену примерно на 0,5%.

Таким образом, рост ставок утилизационного сбора приводит к некоторому удорожанию новых автомобилей, однако это повышение несущественно на фоне других факторов.

Динамика поступлений утилизационного сбора в последние годы

Сумма собранного утилизационного сбора ежегодно растет. Это связано как с увеличением ставок, так и ростом автомобильного рынка.

В 2017 году в бюджет поступило 12,7 млрд рублей от утильсбора. В 2018 году эта сумма выросла до 14,2 млрд рублей.

В 2022 году, несмотря на спад продаж новых автомобилей, сбор принес рекордные 15 млрд рублей за счет роста импорта подержанных иномарок.

Ожидается, что после индексации ставок с 1 августа 2023 года поступления вырастут до 20-22 млрд рублей в год.

Как утилизационный сбор влияет на автопром России

Рост утилизационного сбора делает менее привлекательным импорт подержанных иномарок из-за рубежа.

Это косвенно стимулирует спрос на отечественные автомобили, поскольку на них сбор значительно ниже.

Однако эксперты отмечают, что для полноценного импортозамещения нужны масштабные инвестиции в развитие российского автопрома, а не только фискальные меры.

Спорные моменты во взимании утилизационного сбора

Несмотря на длительное действие этой системы, до сих пор остаются спорные и неоднозначные моменты во взимании утилизационного сбора.

В частности, многие эксперты критикуют установленные размеры сбора как чрезмерно высокие.

Также вызывает вопросы низкая доля средств, реально направляемых на экологические программы и развитие инфраструктуры утилизации автомобилей.

Предлагается ввести более дифференцированные ставки сбора с учетом экологического класса и стоимости автомобиля.

Перспективы совершенствования системы утилизационного сбора

Существуют различные предложения по совершенствованию системы утилизационного сбора в России.

В частности, предлагается отменить сбор для электромобилей, чтобы стимулировать их распространение.

Также активно обсуждается введение прогрессивной шкалы ставок сбора в зависимости от стоимости и экологического класса автомобилей.

Ряд экспертов считают целесообразным снизить общий размер сбора, но при этом увеличить долю средств, направляемых на экологические программы.

В любом случае, система утилизационного сбора нуждается в постоянном совершенствовании с учетом текущей экономической ситуации.

Развитие сети пунктов утилизации транспортных средств

Для эффективного функционирования системы утилизационного сбора нужна развитая инфраструктура в виде сети пунктов приема и утилизации транспортных средств.

В настоящее время таких сертифицированных пунктов в России недостаточно. Основная их концентрация приходится на крупные города.

Необходимо расширение сети утилизаторов, особенно в малых городах и сельской местности. Это позволит сделать услугу более доступной для населения.

Повышение экологической эффективности утилизации

Одна из ключевых целей утилизационного сбора - снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Однако далеко не все российские предприятия используют современные экологичные технологии утилизации.

Необходим жесткий контроль и стимулирование внедрения передовых решений, позволяющих максимально безопасно перерабатывать автомобили.

Повышение прозрачности расходования средств

Сегодня не всегда можно проследить, на какие конкретно цели направляются деньги, собранные в виде утилизационного сбора.

Требуется более подробная публичная отчетность о расходах на экологические программы, стимулирование утилизаторов и прочие мероприятия.

Это повысит доверие граждан и бизнеса к этой системе.

Стимулирование развития отечественного автопрома

Одним из косвенных эффектов роста утилизационного сбора должно стать развитие российского автомобилестроения.

Однако для этого нужны не только фискальные меры, но и прямая господдержка отечественных автопроизводителей.

В частности, целесообразно освободить российские автомобили от утилизационного сбора на определенный период.

Гармонизация подходов на евразийском пространстве

В долгосрочной перспективе важно выработать единые подходы к утилизационному сбору в рамках ЕАЭС.

Это упростит трансграничное перемещение автотранспорта и будет способствовать решению общих экологических задач на евразийском пространстве.

Здесь потребуются сложные межгосударственные согласования, но конечная цель того стоит.