Рубрики

Что делать, если учитель занижает оценки? Куда обратиться

В жизни практически каждой молодой семьи наступает момент, когда она пополняется еще одной единицей – чудесным малышом. В процессе роста и познания этого мира ребенок проходит несколько стадий просвещения: от заботы и воспитания мамы через детсад до общеобразовательной школы. Уже не маленький, но и не совсем взрослый, ребенок не прекращает волновать родителей и беспокоить их своими отношениями со сверстниками, своей успеваемостью и взаимопониманием с учителями. И, увы, далеко не редкостью в нынешнее время становится пренеприятная ситуация, когда в работе с ребенком, ввиду какого-либо недопонимания или чьих-то личностных амбиций, учитель занижает оценки. Что делать, если происходят подобные случаи? Куда обращаться? И как бороться с подобного рода непрофессионализмом?

Педагогическая проблема современности

К сожалению, на сегодняшний день профессия педагога стала чуть ли не титаническим трудом. При всей востребованности хороших и грамотных специалистов, к ним нет должного уважения ни со стороны государственного аппарата и выделения средств из бюджета в должном размере в качестве зарплаты, ни со стороны общества, ни, тем более, детей. Неблагодарное отношение к преподавателям встречается сегодня сплошь и везде, хотя, это как раз та группа людей, которым каждый сознательный гражданин должен быть признателен за тот вклад, который они вложили когда-то в его развитие.

Однако, случаются и противоположные ситуации, которые открывают обратную сторону медали: не только ученик может быть несправедливым по отношению к педагогу, но случается и так, что сам учитель занижает оценки ребенку, относится к нему предвзято или ведет себя как-то непедагогично по отношению к нему. С чем это связано? Почему случается подобное упущение в системе образования? И как реагировать родителям: что делать, если учитель занижает оценки их ребенку? Для начала, нужно иметь четкое представление о квалифицированном специалисте, осуществляющем обучающую деятельность на школьных началах. Какой он – учитель-профессионал?

Особенности образовательного процесса

Каким должен быть учитель?

На самом деле, объективную оценку педагогу может дать лишь специалист этой же сферы деятельности на более высоком уровне. Но зачастую степень квалификации и педагогические задатки учителя сегодня определяют родители отданных ему на попечение детей. Родительский комитет проводит общественную деятельность класса и, совместно с учителем, функционирует на благо своих же детей. В этой совместной работе и в результативности уроков, проводимых педагогом, родители рассматривают наличие у учителя тех главных качеств, которые им так важны для воспитания их чада, а именно:

  • образованность самого учителя – всем папам и мамам важно понимать, что они отдали ребенка в руки человека, который в полной мере обладает нужными знаниями и профильным образованием;
  • его умение доносить материал – можно быть великолепным специалистом в своем предмете, но совершенно не уметь при этом понятным образом объяснять его и излагать информацию в доступном ключе молодому поколению;
  • позитивное отношение к детям – ни один грамотный специалист не сможет качественно осуществлять свою деятельность, если он изначально не умеет работать с детьми и находить с ними контакт.

Соответственно, когда родители замечают, что учитель намеренно занижает оценки их детям, стоит вопрос о том, обладает ли он всеми теми качествами, которые должны присутствовать в арсенале умений каждого специалиста в области педагогики.

Умение преподавать

Почему встречаются непрофессиональные учителя?

На самом деле, существуют конкретные предпосылки к тому, что должность учителя может занимать не тот человек.

Во-первых, система образования на сегодняшний день недостаточным образом финансируется – это касается именно общеобразовательного этапа: школ, лицеев, гимназий. Низкий уровень заработной платы не прельщает квалифицированных специалистов, и они обращаются к более прибыльным вариантам трудоустройства, а менее образованные преподаватели с более низким коэффициентом профессионализма идут работать в современные школы.

Во-вторых, обладающие недостаточно высоким уровнем именно педагогических навыков сотрудники учительского штата школы склонны к перенесению личных неприязней к ученикам на учебный процесс. Отсюда и следствие того, что учитель занижает оценки. Если делать акцент именно на непедагогичности преподавателя, то, наверное, ключевым моментом в этой проблеме является неспособность учителя разграничивать личный негатив с учебным процессом. В этом и заключается непрофессионализм большинства таких преподавателей.

Как отличить хорошего преподавателя от непрофессионала?

Что толкает учителей на педагогическое преступление?

Но почему учителя занижают оценки своим подопечным? С чем связано подобное поведение? Причин для этого может быть масса:

  • антипатия к ученику – ребенок изначально может быть неприятен учителю, и в силу своего антипедагогического поведения, последний может действовать не по уставу;
  • неудовлетворительное поведение школьника – постоянно нарушающий дисциплину непоседа может на подсознательном уровне серьезно раздражать педагога, отчего тот впоследствии склонен нарушать регламент образовательного процесса в отношении конкретно этого ученика;
  • оскорбления со стороны школьника в адрес учителя или его членов семьи – наверное, самая распространенная причина непедагогичного поведения преподавателя, основанная на задетых чувствах учителя, как личности.
    Поведение преподавателя

Объективная оценка ситуации

И все же, что делать, если учитель занижает оценки? Очень важным моментом в подобной ситуации, если таковая уже сложилась, является объективный анализ произошедшего. Обычно подобные случаи передаются детьми родителям в намного более искаженном виде, нежели это есть на самом деле. И вместо того, чтобы стремглав мчаться к директору школы с нареканиями, родители должны убедиться в правдивости слов их ребенка. Если ребенку кажется, что его ущемляют или намеренно занижают уровень его знаний, это еще не повод поддаваться его уверениям, как стопроцентной информации. Подобные случаи требуют детального рассмотрения.

Как должен вести себя педагог

Действия со стороны родителей

Если все-таки информация подтвердилась, и учителя действительно уличили в подобном педагогическом преступлении, сначала стоит собрать родительский комитет и оговорить ситуацию на уровне класса, не выходя за его рамки и "не вынося сор из избы", как принято говорить в просторечии. Если окажется, что подобная ситуация сложилась впервые, что у остальных родителей таких проблем с этим учителем не возникало, нужно пригласить самого учителя на переговоры и выяснить с ним все волнующие обе стороны моменты. Побеседовать и узнать, почему учитель занижает ребенку оценки – возможно, все не так плохо и проблема легко решаема. Позитивным результатом такого разговора зачастую является устранение недопонимания между родителями, учениками и учителем, а также переход на нормальные взаимоотношения в последующем образовательном процессе.

Искусство быть хорошим педагогом

Куда обратиться, если учитель занижает оценки?

Если же личный разговор ни к чему не привел, и к консенсусу противоборствующие стороны не пришли, нужно принимать более радикальные меры. Во-первых, директор должен быть в курсе происходящего – поставив его в известность и потребовав решения сложившегося положения вещей, родитель обеспечит своему ребенку замену преподавателя или добьется, таким образом, более лояльного к нему отношения. Если и на уровне директора ситуация не изменилась, существуют и более высокие инстанции, куда можно обратиться с жалобой – районный исполнительный комитет, городское управление или, в конце концов, министерство образования.

Понятие о квалифицированном педагоге

Как бороться с подобными ситуациями?

Имеет ли право учитель занижать оценки ученику? Нет. Для этого нет ни единой уважительной причины. Чтобы не допускать подобных ситуаций, директору школы следует более избирательно относиться к кандидатурам на вакантные должности преподавателей, а родителем более тщательно наблюдать за поведением своего ребенка и чаще вести беседы на предмет его образовательного процесса и взаимоотношений с учителем в целом.